Конспект занятия по «Финансовая грамотность» для дошкольников. Тема: Кошелёк и его жители
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Петрова Ольга Николаевна

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_finansovoy_gramotnosti.docx410.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Финансовая грамотность» для дошкольников. Тема: Кошелёк и его жители

Цель: Закрепление сущности понятий «монета», «купюра»; наличные деньги.
Задачи:
- воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать понимание важности труда в жизни человека;
- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между объектами (монетой, купюрой);
- развивать внимание, память, мышление;
- закрепить сущность понятий «монета», «купюра»;«наличные деньги»; «доход и расход»; знаний обучающихся о внешнем виде современных денег.
- закрепить математические представления о числах 10 и 5, их количественном составе.
Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности.
Форма занятия: комбинированная (сказка, эксперимент)
Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт закрепление понятий «Монеты», «Купюры». Для дальнейшего применения данных представлений в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений.
Методы обучения: Игровой, проблемный, эксперимент.
Оборудование: телевизор, ноутбук, инвентарь для проведения опытов: ёмкости с водой по количеству детей, бумажные салфетки.
Демонстрационный материал:
- презентация;
- бутафорский кошелёк.
Раздаточный материал:
- листы бумаги с таблицей и карандаши по количеству детей, монеты и банкноты по количеству детей;
- таблицы с кармашками для игры «Определи признак»;
- монеты для рефлексии.

I Организационный момент
Педагог:
Минутка приветствия:
Собрались сегодня снова
Все к занятию готовы.
Будем весело играть
И друг другу помогать.

II Введение в тему. Постановка цели занятия.
Педагог: Ребята, у меня есть вот такая коробочка. Послушайте звуки и попытайтесь отгадать, что внутри.
Педагог трясет коробочку с монетами
Ответы детей: Монеты, деньги.
Педагог: Сейчас отгадайте загадку:
Этот домик всегда полон
Звонких маленьких монет.
А через стену в этом доме,
От них живет другой сосед.
Ответы детей: Кошелек.
Педагог берёт в руки кошелёк
Педагог: А какой другой сосед живёт через стенку в кошельке?
Дети: Бумажные деньги, купюры.
Педагог: Верно. Какова тема сегодняшнего занятия? Если соединить всё, что мы с вами отгадали?
Ответы детей: ……
Педагог: Правильно. Тема занятия: Кошелёк и его жители (купюры и монеты).
Педагог: А какова тогда будет цель нашего занятия? Что мы будем изучать на занятии?
Ответы детей: …..
Педагог: Молодцы! Цель нашего занятия: закрепить знания о монетах, купюрах, таких понятиях, как, наличные деньги.

III Основная часть
Педагог:
Мы уже знаем, чем монеты отличаются от купюр.
Давайте поиграем в игру «Определи признак»
Я вам называю признак монеты или купюры, а вы ищите из предложенных вариантов и кладёте в кармашек иллюстрацию.
Монета по форме …. (круглая – в кармашек напротив монеты кладут круг), а банкнота …(прямоугольная – в кармашек напротив купюры кладут изображение прямоугольника).
Купюра сделана из какого материала (из бумаги – кладут изображение бумаги), а монета … (из металла – кладут изображение металла).
Монета издаёт какие звуки, если несколько штук подбросить в кулачке? (монета – звенит- напротив монеты колокольчик), а банкнота … (шуршит)

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:

2022-02-20_08-59-26.png


Педагог: А теперь поменяйтесь своими табличками и проверьте, всё ли верно сделал ваш сосед.
Поставьте «+», если все выполнено правильно и «-», если есть ошибки.
Педагог: Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька).
Сказка о кошельке и практическая деятельность детей
Педагог: Итак… Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
- Для чего открывали кошелек?
Ответы детей: Достать деньги.
Педагог: Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.
Педагог: Отчего кошелек становился толстым?
Ответы детей: В него вкладывали деньги.

Педагог: Чтобы узнать, кто и какие деньги вносит в семейный бюджет, предлагаю вам поиграть в игру «Бюджет семьи».

Групповая работа
Педагог:
Я бросаю мячик и называю члена семьи (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка), а вы должны сказать, пополняет он бюджет семьи и чем, или не пополняет бюджет.
- Папа кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)
- Дедушка кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)
- Старший брат студент кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает стипендию)
- А маленький брат и сестра? (нет, они не получают деньги)
- Мама кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)
- Бабушка кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)
Педагог: Давайте сделаем вывод, за что получают деньги? Может быть, просто так всем их дают?
Ответы детей: ……
Педагог: Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.
- Так из чего состоит бюджет семьи, которую мы сейчас рассмотрели? (из зарплаты Папы и Мамы, пенсии Дедушки и Бабушки, стипендии старшего Брата студента).
Педагог: Что же такое семейный бюджет?
Ответы детей: Все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи.
Педагог: Верно, а ещё все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово - доход.
Слушайте сказку дальше
Педагог: В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости.
Кошелек с деньгами показать
Педагог: На что можно будет тратить семейный бюджет? (Обыграть, раздать все деньги из кошелька, остается пустым)
Мама потратит на…
Папа потратит на …
Бабушка потратит на…
Дедушка потратит на…
Студент потратит на …
Студентка потратит на …
Ребенок потратит на …
Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
Ответы детей: Деньги закончились.
Педагог: А почему деньги закончились?
Ответы детей: ….. (Деньги из семейного бюджета тратятся на товары первой необходимости).
Послушайте дальше сказку
Педагог: Те деньги, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
Давайте попробуем на эти деньги что-нибудь купить.
Педагог: У всех есть кошельки, и в них есть деньги.
Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
Ответы детей: мороженое, шоколадка.
Педагог: Ребята, сколько стоит мороженое? (5 рублей) А сколько стоит шоколадка? (10 рублей)
Что дороже, что дешевле?
Ответы детей: … Шоколадка дороже, мороженое дешевле.
Работа в паре. Разно уровневое задание
Педагог: Ребята, я вам даю 1 минуту, а вы постарайтесь выложить разными способами стоимость по отдельности шоколада и монеты разными способами.
Например,

D:\1 июня 2014 г\YandexDisk\Скриншоты\2022-02-20_09-59-50.pngD:\1 июня 2014 г\YandexDisk\Скриншоты\2022-02-20_10-03-59.png

Проверка выполненного задания.
Педагог: Ребята, сколько будет стоить все вместе?
Ответы детей: 15 рублей.
Педагог: Ребята, когда вы купили мороженое и шоколад, какими стали ваши кошельки по объёму?
Дети: Они стали меньше, тоньше ….
Сказка продолжается
Педагог: Также и у нашего кошелька из сказки бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто. Почему было пусто?
Ответы детей: Деньги заканчивались.
Педагог: Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
Ответы детей: Плохо. Должны экономить.
Педагог: Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов?
Ответы детей: Нет, расходы должны планировать, отказаться от чего-то.
(Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы).
Педагог:
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, что я должен сделать..»
Педагог: Встаньте из-за парт и образуйте круг.
Мы сейчас отдохнём и решим, что же делать, чтобы кошелёк не оставался пустым.
Физминутка. Игра «Подпрыгни – присядь»
Я показываю вам иллюстрацию, если там изображено, что на этом можно сэкономить, то вы приседаете, а, если экономить на этом нельзя, то вы подпрыгиваете.
Иллюстрации:
- Оплата газа,
- Мороженое,
- Мыло,
- Много игрушек,
- Оплата света,
- Игры в телефоне,
- Фрукты,
- Оплата воды,
- Каждодневные поездки на такси,
- Частые походы по кафе и ресторанам,
- Лекарства.
Таким образом, больше зарабатывать, меньше тратить, планировать, экономить.
А мы слушаем продолжение сказки
- Очень часто жители кошелька: монеты и купюры ссорились. Они выясняли, кто из них важнее. И из-за этих споров кошелёк очень расстраивался. Давайте с вами поможем кошельку примерить его жителей.
Педагог: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей: ……
Педагог: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?
Ответы детей: ….
Педагог: У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи.
Экспериментальная деятельность
Педагог: Какова цель нашей работы в лаборатории?
Ответы детей: Мы пришли, чтобы узнать, что удобней - монеты или купюры.
Сначала вспомним правила безопасности при проведении экспериментов.
Правила безопасности:
1. Не баловаться и не шуметь.
2. Не брать ничего в рот.
3. Не разбрызгивать жидкость.
4. Аккуратно обращаться с инвентарём для проведения опытов.
Педагог: Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?
Ответы детей: Она заменит нам бумажные деньги.
И как настоящие исследователи мы результаты экспериментов будем записывать в таблицу.
1 эксперимент.
Педагог: Возьмите в руки монету, надавите на нее, попробуйте согнуть. А теперь – купюру. Какой вывод можно сделать?
Вывод:Бумага (купюра) мнётся, рвется; монета нет.
Педагог: Что практичнее и надежнее?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Педагог: В таблице напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2 эксперимент
Давайте определим, что тяжелее монета или банкнота.
Дети предполагают.
Педагог: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на одну ладошку монету, а на другую купюру. Что тяжелее?
Педагог: Теперь слегка подуйте? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
Вывод: Купюра легче, её может унести ветер. Монета тяжелее.
Педагог: Кто в этом эксперименте выигрывает? Что легче носить в кошельке? Отметим в нашей таблице плюс напротив купюр.
3 эксперимент
Возьмите свои кошельки. Положите банкноту и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Вывод: Удобнее хранить купюры, они не выпадают.
Педагог: Отметим в нашей таблице плюс напротив купюр.

4 эксперимент
Педагог: Намочим купюру. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Педагог: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится и порвется.
Педагог: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим в нашей таблице плюс напротив монеты.
Вывод: Бумага намокает, рвется. Монета не меняется.
Педагог: Посмотрите в таблицу. Где больше плюсов?
Ответы детей: Одинаковое количество плюсов.
Педагог: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют.
Педагог: Вы правы, нужны нам и монеты и банкноты.

Таблица сравнения монет и купюр

2022-02-20_09-04-51.png

Окончание сказки…
Педагог: Кошелёк обрадовался, что теперь в его царстве будет покой и дружба. А монеты и купюры поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Педагог: Скажите, а для чего деньги не нужны? Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Педагог: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Педагог: Она бесценна, совершенно верно.
IV Этап подведения итогов
Педагог:
- Как можно назвать монеты и купюры одним словом?
- Каким словом мы назовём все деньги, которые приносят в общий кошелёк семьи?
- Какие основные виды дохода мы вспомнили?
- Какие свойства купюр позволяют сказать, что ими удобнее пользоваться, чем монетами?
- Где можно применить полученные знания?
V Рефлексия деятельности
Педагог предлагает положить монету в кошелёк или рядом с кошельком, которые соответствуют итогу всего занятия:
- Ребята, если вы остались довольными своими знаниями, справились со всеми заданиями без ошибок, положите монетки в кошелёк.
- А если вы считаете, что у вас что-то не получилось, есть какие-то пробелы/допустили ошибки, то положите монету рядом с кошельком.
Мы обязательно во всем разберёмся.
Педагог: На следующих занятиях мы с вами познакомимся с ещё одной жительницей кошелька – пластиковой картой.
Педагог:
Всё, что мы сейчас узнали,
Мы запомнили с тобой.
До свидания всем сказали.
Отправляемся домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности для старших дошкольников «Машина времени».

Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:Образовательная: Расширить знания дет...

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»...

Методическая копилка (картотека конспектов занятий по финансовой грамотности для дошкольников)

Полезный материал для воспитателей при подготовке занятий по теме- финансовая грамотность....

Конспект занятия по финансовой грамотности тема: «Путешествие к жителям Цветочного города»

Цель: раскрыть покупательскую силу денежных знаков; закрепить название денежных знаков разных стран; воспитывать интерес к новым профессиям (бизнесмен, предприниматель); развивать у детей выдумку, соо...