Консультация для педагогов "Дидактические игры по финансовой грамотности"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кирьякова Ирина Валериевна

Консультация для педагогов "Дидактические игры по финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_taciya_po_finansovoj_gramotnosti.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад п.Петровский Добринского муниципального района Липецкой области

        Консультация для педагогов "Дидактические игры по финансовой грамотности"

        Подготовила Кирьякова Ирина Валериевна

        2023г

«С чего начать?»

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, им необходимо объяснить вопросы про деньги.

  1. Что такое деньги?
  2. Где их взять?
  3. Как ими правильно распоряжаться?

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Ребенок с детства, знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами?

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.

В период от 7 – 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

  • Для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупают товары;
  • Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
  • Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
  • Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чес вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных с помощью банкомата;
  • Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах и, он с большой вероятностью вырастит финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипуляции людьми;
  • Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Следует объяснить ребенку, как формируется стоимость товара. Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда берется. Дети должны знать ответы на следующие два вопроса:

  • Что такое стоимость товара?
  • Как формируется стоимость товара?

Ответить на первый вопрос можно следующими способами:

  • Самый простой способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с реальными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить».

Важно, назначить на товары разные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость.

  • Брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой-то момент у него возникнет логичный вопрос: «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена.

Объяснить детям формирование цены можно следующим образом:

  • Самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин и купить какой-нибудь дешевый продукт и такой же продукт, только значительно дороже. Перед покупкой необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле. Дома ребенок должен продегустировать два товара;
  • Когда он осознает, что дорогой намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее потому, что он имеет большую цену. Рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он потому, что произведен из более качественных компонентов и его создавали квалифицированные специалисты. Так ребенок поймет не только условия формирования цен, но и то, что количество денег зависит от качества труда.

Как научить детей планировать финансы и экономить?

Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Существует несколько специальных рекомендаций, которых нужно обязательно придерживаться, чтобы ребенок научился планировать финансы и правильно экономить.

  1. Не нужно навязывать детям, что взятие кредитов – это плохо. Безусловно, набирание огромного количества долгов ни к чему хорошему не приводит, но если брать кредит с умом и четким планом его выплаты, то исход будет благоприятным. Нужно рассказать ребенку, что брать много кредитов – опасно, но стоит и упомянуть ему о положительных аспектах взятия денежных средств в долг. Бизнес и инвестирование зачастую не просто начать без начальных вложений.
  2. Надо внести в голову детей информацию, что оплата долгов раз в месяц по кредитной карте это действие, которое очень важно выполнять. Родители должны научить, что необходимо обязательно хранить некоторое количество денежных средств на непредвиденные обстоятельства. Ребенок обязан понимать, что в жизни неожиданно может произойти какое-либо событие, которое потребует использование определенного количества денежных средств. Детям нужно рассказать о том, что покупка дорогостоящих товаров – это не всегда правильное решение.
  3. Для более качественного освоения урока важно давать ребенку карманные деньги. Если у детей будет свой бюджет, то они научатся его правильно планировать и экономить. Ошибка, которую допускают многие родители – это выдают денежные средства за хорошее поведение и забирают за плохое. В голове ребенка должна выстроиться четкая схема, что деньги выдаются только за качественный труд.

Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.

Как научить детей контролировать финансы. Важно с детства научить ребенка контролировать свои расходы. Каждый взрослый понимает, что чем меньше денег, тем бережнее к ним отношение – эта установка обязательно должна находиться в голове у ребенка.

С того момента, как дети получают в распоряжение карманные деньги, важно начать все показать на своем примере, ведь, если ребенок неуправляемо и необдуманно тратит много денег – то это, в первую очередь ошибка родителей.

Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы:

  1. Детей необходимо брать с собой в магазины. Перед отправлением важно рассказать ребенку о том, какое количество денег берется с собой и о покупках, которые нужно совершить. В магазине детей важно ознакомить с ценами на товары и показать сравнение стоимостью в других аналогичных заведениях. Можно попросить ребенка, что бы он проанализировал и сам решил в каком магазине наиболее низкие цены на подобные товары.
  2. Нужно рассказать ребенка о положительных аспектах накопление денежных средств. Важно объяснить ему о стабильности и регулярности вкладов.
  3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе со своим ребенком. Все необходимо показывать на примерах, допустим, продемонстрировать, что простое выключение за собой света ведет к некоторой экономии бюджета. Деньгами, которые он сэкономить можно, наградить ребенка.
  4. Для того чтобы дети более качественно и правильно контролировали свои расходы можно предложить вести им собственный журнал расходов, в котором они будут отмечать все покупки. Ребенка можно мотивировать тем, чтобы предложить ему вести такой журнал вместе.
  5. Важно сообщить детям о том, что информация о личных расходах – это вещь строго конфиденциальная, поэтому её не стоит сообщать своим друзьям, знакомым и одноклассникам.

Формирование образа денег в сознании детей

Многие маленькие дети не знают, что такое деньги, но они уже улавливают этого понятия. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных конспектах. Почему если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Не приставай! У нас на это нет денег!» и тогда допроситься у нее невозможно.

Почему взрослые все время дают какие-то неяркие и не интересные бумажки в магазине, а тётя за прилавком выдает сладости? Или почему, когда мама или папа приносят в дом какую-то зарплату, появляются новые туфли или платье? Ребенок недоумевает и пытается понять эти странные связи и закономерности. Слово «деньги» становится для ребенка символом чего-то важного, того, чем оперируют взрослые и что дает «игрушки». По мере взросления ребенок начинает понимать значение слова «деньги» более точно.

Деньги – средство обмена (подразумевается, прежде всего, блага, которые можно получить, купить за деньги)

Конечно, потребительская позиция налицо, но и шаг вперед сделан – понятие «деньги» стало более абстрактным, универсальным. Ребенок с таким представлением, скорей всего, хорошо понимает, что в разных государствах деньги различаются, но выполняют сходную позицию.

На практике вы можете наблюдать, что многие дети имеют склонность к постоянному обмену – игрушками, книгами, картинками и т.д. само по себе это является признаком достижения определенной ступени малыша, нового уровня сравнений и аналогий и не должно быть поводом для беспокойства. Лучшей реакцией будет тактично и подробно узнать у ребенка, по каким критериям он провел обмен.

«Семейная культура денег»

«Семейная культура денег» бывает настолько сильна, что даже логически связные рассказы, специальное обучение, по сравнению с ней не могут оказать более сильного слияния на представление ребенка. Чаще всего дети чувствуют «жалость», «грусть», «злость», «власть», «боль», «обиду», «страх», испытывают желание поскорее избавиться от денежных бумажек в руках, считают, что «деньги руки жгут» или стремятся экономить «каждая копейка на учете».

Кроме этого родители – пример для подражания. «Так делали в нашей семье» - сознательно или бессознательно этот образец диктует линию поведения. Деньги в жизни ребенка будут занимать то место, которое им отводили близкие люди.

Итак, семейная культура денег может быть различной. Она выражается в следующем:

  • Что говорят друг другу члены семьи о деньгах;
  • Как члены семьи воспринимают деньги;
  • Как в семье принято тратить деньги;
  • Какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;
  • Каким способом склонны получать деньги;

Основы финансовой грамотности дошкольников

С чего начать?

Знакомить ребенка с основами финансовой грамотности можно уже с 5-6 лет, когда он научится считать и будет способен понимать какие-то более – менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребенка, наверняка, уже проснется большой интерес к такой удивительной «штуковине», как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул освоения финансовой азбуки у него, скорей всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры), что существует так же мировая валюта (доллар, евро), которая используется в международных товарно-денежных отношениях.

Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о плохом и хорошем. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Центральная идея – бережливость, «я - бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.д.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные направления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания;
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам;
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.;
  • \Развить познавательный интерес обучающихся к вопросам;
  • Определить разницу между «хочу» и «надо».

 

Первая ступень обучения финансовой грамотности дошкольников

Что такое деньги? Какие они бывают? Чем похожи и чем отличаются друг от друга монеты. В чем разница между монетами и копейками?

Как разложить крупные монеты на мелкие и наоборот.

Цель: Познакомить детей с понятием копейка и монета. Научить раскладывать крупные монеты на более мелкие и наоборот. Отработать навык устанавливать равенство между монетами.

  1. «Деньги банкноты»

Зачем нужны бумажные деньги? Сходство и различие купюр. Как разложить крупные банкноты на мелкие или монеты.

Цель: Познакомить детей с понятием банкнота. Научить раскладывать крупные банкноты на более мелкие или на монеты.

  1. «Функция денег»

Для чего нужны деньги? Как они появлялись и менялись во времени. Для чего нужны детям деньги и сколько?

Цель: Познакомить детей с историей появления денег. Сформировать у детей понимания денег. Понять разницу между жизнью с деньгами и без. Познакомить с функциями, которые выполняют деньги. Сформировать понимание того, что можно купить за деньги, а что нет.

  1. Игра «Денежное домино»

Развить у детей элементарное математическое представление, связанное с раскладывание крупных денег на более мелкие. Закрепить умение устанавливать равенства между монетами и купюрами.

  1. «Профессии. Что это такое?»

Что такое профессии? Чем занимаются люди различных профессий.

Цель: Сформировать у ребенка понимание, что такое профессия. Научиться определять, чем занимается человек той или иной профессии. Познакомить детей с понятием : профессия, должность.

  1. «Оплата труда»

Способы оплаты труда.

Цель: Познакомить детей с различными способами оплаты труда. Сформировать представление о факторах труда, влияющих на оплату труда.

  1. «Семейный бюджет»

Экономические занятия в детском саду начинаются со средней группы : четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими : зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.

Виды экономических занятий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.

Дидактические игры

Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому, что требуется для работы», «Пятый лишний»)

В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Квест-игра по финансовой грамотности в рамках фестиваля по Финансовой грамотности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.#finfest24.https://vk.com/rcfg24...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности "Азы финансовой грамотности" для детей старшей и подготовительной группы.

В данном конспекте представлен материал по новой направленности во всех детских садах - "финансовая грамотность". Сейчас, по моему мнения, дети должны со старшего дошкольного возраста понима...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...