Отчет по кружку «Школа Гнома Эконома»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по кружку «Школа Гнома Эконома» | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.
Изучив данную проблему, пришла к выводу, что формирование финансовой грамотности дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.
Таким образом, возникла необходимость в пересмотре подходов и поиске новых идей к построению процесса формирования финансовой грамотности в ДОУ и семье в соответствии с интересами детей, их потребностями и способностями.
Актуальность. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой грамотности. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой грамотности. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой грамотности.
Таким образом, актуальность состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. В группе был создан уголок «Финансовой грамотности»:
настольно-печатные игры по экономике (Лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево»), с целью вовлечения детей в мир финансовой культуры, знакомство с товаром;
картотеки сюжетно — ролевых и дидактических игр (Лэпбук «Финансовая грамотность», «Магазин», «Парикмахерская», «Сбербанк», «Угадай профессию»), использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, а также вовлечет ребенка в изучение цифр и счета;
художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
В возрасте 6-7 лет различные виды игровой деятельности проводились 2 раза в неделю и включались в разные формы и методы работы с детьми и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определялось развитием умений детей: от умения различать виды потребностей к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала («Подарок ко дню рождения», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления, повторения, обобщения («Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи»).
В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.
После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран»), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?») с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков.
Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) использовались игровые ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства. Закрепить представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы авторы использовали такие игровые ситуации как «Банк», «Банкомат».
Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Доход-расход семье», «Учимся экономить», «Что можно, что нельзя купить за деньги», «Копилка», «Бюджет моей семьи», «Хочу–надо») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играли, доказывали верность своего выбора. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.
В работе с детьми использовалась народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать».
Чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияло на формирование финансовой культуры и грамотности у детей. В педагогической работе авторы использовали театрализованные игры с участием самих дошкольников («Муха- Цокотуха», «Три поросенка»). Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.
В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В приемной был организован уголок для родителей «Денежная азбука», в котором располагались:
консультации «Значение трудовой деятельности дошкольника в финансовом просвещении», «Зачем нужны деньги?», «Как научить ребенка трудиться»;
папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?»,
«Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;
памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно», которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой грамотности детей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой грамотности, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.
Отчет по кружку
«Школа Гнома Эконома»
за 2022-2023 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки гнома Эконома
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности. На мой в...
Викторина по экономическому воспитанию в подготовительной группе на тему:«Знатоки гномы Экономы»
Разработка моего конспекта викторины - это итог моей работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы....
Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»
Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...
Веб-квест "Путешествие с гномом Экономом"
Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернет...
Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»
Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...
Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».
Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».Возрастная группа: старшая.Образовательная область: познавательное ра...
Рабочая программа кружка "Школа Гнома Эконома"
Рабочая программа кружка "Школа Гнома Эконома" 2024-2025уч.год ст.гр...