Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
консультация по основам финансовой грамотности (средняя группа)
В соответствии с ФГОС в ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС в ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным, так диктует современная жизнь свои стандарты. Поэтому необходимо, уже в детском саду начинать обучению основам экономических знаний, ведь представления о деньгах и их применении уже начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами.
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его в кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы в будущем ребенок жил комфортной, обеспеченной жизнью родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
- Что такое деньги?
- 2. Где их взять?
- 3. Как ими правильно распоряжаться?
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую не верное мнение. Дети должны осознавать, что деньги зарабатываются собственным трудом.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна:
- Быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
- предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
- разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
- предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
- по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.
Совместное планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка.
Решать вышесказанную задачу ранних основ финансовой грамотности можно как воспитателю, так и родителям, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. Также для формирования основ финансовой грамотности используются игры, разработанные и созданные педагогами для решения конкретной педагогической задачи; профориентационные мероприятия и игры, позволяющие более подробно дать понять детям как же все-таки зарабатываются деньги.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед ребенком важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи. В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку. На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить; •чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей
¬ Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
¬ Возьмите ребенка в банк.
¬ Поговорите с детьми о вложении денег.
¬ Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
¬ Научите детей зарабатывать деньги.
¬ Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
¬ Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
¬ Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
¬ Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
¬ Будьте для ребенка примером. Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети – родители – педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Если хочешь быть богатым,Нужно быть финансово грамотным....
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет
План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в смешанной группе «Родничок» к районному семинару - практикуму по теме: «Формировани...
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.
Методические разработки для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...
Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп
Прект финансовой и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...