Программа "Экономика для дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В современных условиях экономическое образование является важным фактором образования человека. Под экономическим образованием детей дошкольного возраста понимается целенаправленный процесс и результат усвоения экономических знаний детьми о потребностях семьи, труде родителей, об экономических понятиях в соответствии с их уровнем возрастного развития; приобретение практических умений проявлять бережливость, аккуратность, оказывать помощь взрослым в повседневных бытовых делах, чувствовать и элементарно осознавать границы материальных возможностей своей семьи и навыков применения полученных знаний в современных социально-экономических условиях.
Учитывая выше изложенное, была разработана специальная программа «Экономика для дошкольников», которая представлена четырьмя взаимосвязанными блоками и предполагает распределение материала по основным видам детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной). Реализация поставленных задач и цели достигалась путем интеграции экономики с математикой, художественно-продуктивными видами деятельности (ручной труд, аппликация), трудовой и игровой деятельностью и др., где экономические знания находили практический выход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Экономика для дошкольников" | 1004.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения, как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.
Актуальность В современных условиях экономическое образование является важным фактором образования человека. Под экономическим образованием детей дошкольного возраста понимается целенаправленный процесс и результат усвоения экономических знаний детьми о потребностях семьи, труде родителей, об экономических понятиях в соответствии с их уровнем возрастного развития; приобретение практических умений проявлять бережливость, аккуратность, оказывать помощь взрослым в повседневных бытовых делах, чувствовать и элементарно осознавать границы материальных возможностей своей семьи и навыков применения полученных знаний в современных социально-экономических условиях.
Программа «Экономика для дошкольников» Учитывая выше изложенное, была разработана специальная программа «Экономика для дошкольников», которая представлена четырьмя взаимосвязанными блоками и предполагает распределение материала по основным видам детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной). Реализация поставленных задач и цели достигалась путем интеграции экономики с математикой, художественно-продуктивными видами деятельности (ручной труд, аппликация), трудовой и игровой деятельностью и др., где экономические знания находили практический выход .
Программа «Экономика для дошкольников» Цель: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе
Задачи: Создать условия для формирования у детей экономических понятий; Дать представления о содержании деятельности людей определённых профессий; Учить понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; Научить вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности; Создать условия для понимания взаимосвязи понятий «труд- продукт-деньги» Воспитывать у детей уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Педагогический процесс основывается на следующих принципах: - направленность обучения на развитие личности ребенка; - субъектная позиция дошкольника в познавательной деятельности; - стимулирование ребенка к самостоятельной деятельности; - развитие адекватной самооценки; - обеспечение мотивированности , осознанности; - деятельный подход; - ориентация на сотрудничество; - поэтапность формирования знаний, умений; - использование жизненного опыта ребенка; - научность знаний; - комфортность участников образовательного процесса.
Структура программы: Программа включает следующие блоки: « Потребности »: «Как много разных потребностей»; «Какие потребности можно удовлетворять, какие нельзя и почему». « Производители и ресурсы »: «Что нас окружает и что мы используем из окружающего нас мира в жизни»; «Кто производит товары и продукты» «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена »: «Ресурсы всегда ограничены»; «Прежде чем купить, выбери»; «Почему мы их выбираем». «Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена »: «Деньги. Для чего они нужны людям».
На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания. На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты, сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного. На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщённые способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них. Работу по каждой теме можно условно разделить на три этапа:
Методы : приучение , упражнения , поручения , создание воспитывающих ситуаций, беседа , рассказ , использование примера, одобрение, похвала , диалог педагога с детьми, обращение к личному опыту, убеждение , дискуссия
Формы: НОД, экскурсии , конкурсы , викторины , выставки , литературный досуг, детские турниры, тематические вечера, экономический кружок, встречи с интересными людьми
Средства: устное народное творчество, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, детская художественная литература, природа
Результативность работы: Результативность работы по данной программе прослеживается через компетентности детей в практической деятельности. Данные педагогической диагностики имеют позитивные результаты по уровням (за 2 года пребывания в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи): начало 2019-2020 учебного года конец 2020-2021 учебного года низкий – 68 % низкий – 0% средний – 32 % средний – 45% высокий – 0 % высокий - 55%
РППС: Для организации процесса экономического образования детей в дошкольном образовательном учреждении мною были созданы необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданный совместно с детьми игровой экономический ЦЕНТР: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенды «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, а также мини–мастерская добрых дел.
РППС:
Кросворды :
Организация игрового экономического центра: предоставляет детям возможность действовать самостоятельно , способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.
Мною разработаны перспективные планы, серии интегрированных мероприятий, полифункциональный дидактический материал, подобраны диагностические материалы
Отзыв на мероприятие с родителями
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...