Программа "Экономика для дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мамедова Елена Викторовна

В современных условиях экономическое образование  является важным фактором образования человека. Под экономическим образованием детей дошкольного возраста понимается  целенаправленный процесс и результат усвоения экономических знаний детьми о потребностях семьи, труде родителей,  об экономических понятиях   в соответствии с их уровнем возрастного развития; приобретение практических умений проявлять бережливость, аккуратность, оказывать помощь взрослым в повседневных бытовых делах, чувствовать и элементарно осознавать границы материальных возможностей своей семьи  и навыков применения полученных знаний в современных социально-экономических условиях.

Учитывая выше изложенное, была разработана специальная  программа «Экономика для дошкольников», которая представлена четырьмя взаимосвязанными блоками и предполагает распределение материала по основным видам детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной). Реализация поставленных задач и цели достигалась путем интеграции экономики с математикой, художественно-продуктивными видами деятельности (ручной труд, аппликация), трудовой и игровой деятельностью и др., где экономические знания находили практический выход.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Номинация 3. «Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности» МБДОУ г. Иркутска детский сад № 63 Воспитатель Мамедова Е.В. профессиональный конкурс методических разработок по экономическому воспитанию детей «Домовёнок»

Слайд 2

Актуальность Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения, как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.

Слайд 3

Актуальность В современных условиях экономическое образование является важным фактором образования человека. Под экономическим образованием детей дошкольного возраста понимается целенаправленный процесс и результат усвоения экономических знаний детьми о потребностях семьи, труде родителей, об экономических понятиях в соответствии с их уровнем возрастного развития; приобретение практических умений проявлять бережливость, аккуратность, оказывать помощь взрослым в повседневных бытовых делах, чувствовать и элементарно осознавать границы материальных возможностей своей семьи и навыков применения полученных знаний в современных социально-экономических условиях.

Слайд 4

Программа «Экономика для дошкольников» Учитывая выше изложенное, была разработана специальная программа «Экономика для дошкольников», которая представлена четырьмя взаимосвязанными блоками и предполагает распределение материала по основным видам детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной). Реализация поставленных задач и цели достигалась путем интеграции экономики с математикой, художественно-продуктивными видами деятельности (ручной труд, аппликация), трудовой и игровой деятельностью и др., где экономические знания находили практический выход .

Слайд 5

Программа «Экономика для дошкольников» Цель: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе

Слайд 6

Задачи: Создать условия для формирования у детей экономических понятий; Дать представления о содержании деятельности людей определённых профессий; Учить понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; Научить вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности; Создать условия для понимания взаимосвязи понятий «труд- продукт-деньги» Воспитывать у детей уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Слайд 7

Педагогический процесс основывается на следующих принципах: - направленность обучения на развитие личности ребенка; - субъектная позиция дошкольника в познавательной деятельности; - стимулирование ребенка к самостоятельной деятельности; - развитие адекватной самооценки; - обеспечение мотивированности , осознанности; - деятельный подход; - ориентация на сотрудничество; - поэтапность формирования знаний, умений; - использование жизненного опыта ребенка; - научность знаний; - комфортность участников образовательного процесса.

Слайд 8

Структура программы: Программа вклю­чает следующие блоки: « Потребности »: «Как много разных потребностей»; «Какие потребности можно удовлетворять, какие нельзя и почему». « Производители и ресурсы »: «Что нас окружает и что мы используем из окружающего нас мира в жизни»; «Кто производит товары и продукты» «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена »: «Ресурсы всегда ограничены»; «Прежде чем купить, выбери»; «Почему мы их выбираем». «Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена »: «Деньги. Для чего они нужны людям».

Слайд 9

На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания. На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты, сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного. На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщённые способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них. Работу по каждой теме можно условно разделить на три этапа:

Слайд 10

Методы : приучение , упражнения , поручения , создание воспитывающих ситуаций, беседа , рассказ , использование примера, одобрение, похвала , диалог педагога с детьми, обращение к личному опыту, убеждение , дискуссия

Слайд 11

Формы: НОД, экскурсии , конкурсы , викторины , выставки , литературный досуг, детские турниры, тематические вечера, экономический кружок, встречи с интересными людьми

Слайд 12

Средства: устное народное творчество, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, детская художественная литература, природа

Слайд 13

Результативность работы: Результативность работы по данной программе прослеживается через компетентности детей в практической деятельности. Данные педагогической диагностики имеют позитивные результаты по уровням (за 2 года пребывания в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи): начало 2019-2020 учебного года конец 2020-2021 учебного года низкий – 68 % низкий – 0% средний – 32 % средний – 45% высокий – 0 % высокий - 55%

Слайд 14

РППС: Для организации процесса экономического образования детей в дошкольном образовательном учреждении мною были созданы необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданный совместно с детьми игровой экономический ЦЕНТР: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенды «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, а также мини–мастерская добрых дел.

Слайд 15

РППС:

Слайд 16

Кросворды :

Слайд 17

Организация игрового экономического центра: предоставляет детям возможность действовать самостоятельно , способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

Слайд 18

Мною разработаны перспективные планы, серии интегрированных мероприятий, полифункциональный дидактический материал, подобраны диагностические материалы

Слайд 19

Отзыв на мероприятие с родителями

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...