Технологическая карта занятия «Семейный бюджет и расходы семьи»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Коткина Екатерина Германовна

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия:  «Семейный бюджет и расходы семьи»

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель занятия: раскрытие  сущности  понятий  семейный  бюджет  и  его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расходы длительного и краткосрочного пользования.

Задачи занятия:

Образовательная – Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

Развивающая - Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Воспитательная - Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Дополнительные задачи:

Дидактическая -  научить практически распределять семейный бюджет с помощью дидактической игры (на что целесообразней потратить семейный бюджет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_po_fin._gramotnosti.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО Коткина Е.Г. воспитатель высшей категории 

Образовательные области: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия:  «Семейный бюджет и расходы семьи»

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель занятия: раскрытие  сущности  понятий  семейный  бюджет  и  его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расходы длительного и краткосрочного пользования.

Задачи занятия:

Образовательная – Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

Развивающая - Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Воспитательная - Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Дополнительные задачи:

Дидактическая -  научить практически распределять семейный бюджет с помощью дидактической игры (на что целесообразней потратить семейный бюджет).

Игровая -  распределить карточки по категориям товары «обходимые» и «не столь обходимые»

Словарная работа: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Планируемые результаты занятия: дети знакомы с темой семейный бюджет, понимают значение слов; заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет. Различают товары «обходимые» и «не столь обходимые»

Подготовительная работа: чтение  художественной  литературы К.Чуковский   «Муха-цокотуха»

Материалы и оборудование:  проектор,  компьютер, презентация «семейный бюджет», магнитная доска, карточки с изображением необходимых для семьи вещей (продукты питания, бытовая техника, мебель для жилья, одежда) и не столь необходимых (игрушки, сладости, ролики, самокат и т.д); две  карточки где на одной из них изображены необходимые вещи ( куртка, пылесос, хлеб, диван) и на второй не столь необходимые вещи (например: конфеты, мягкая игрушка и т.д)

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание эмоционально - положительного настроя детей на предстоящую работу;

Привлечение внимания детей.

Здравствуйте, ребята.

Загадывается загадка детям:

Бывают купюры, бывают монеты

Любого размера и разного цвета.

Мы ими расплачиваемся в кассе,

Не купишь без них ни печенья, ни кваса.

Мы с ними идем всегда в магазин, Папа за них покупает бензин.

Мне – игрушки, маме – серьги,

Может он купить за …

( Деньги)

Использование художественного слова (загадка).

Форма организации детей- фронтальная,

Слушают, отгадывают загадку.

Заинтересованность детей к предстоящему занятию.

2.

Основной

Ребята, у каждого из вас есть семья.

  • Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

- Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

  • Что делает мама?

- Чем занимается папа?

-  Как  помогаете  маме  и папе  вы?

- Что делает бабушка?

- Что делает дедушка?

Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто.

Моя семья состоит из четырех человек.

Я работаю воспитателем, муж вышел на пенсию, сын учится в техникуме – он студент, дочка учится в школе.

Словесный (беседа, вопросы);

Форма организации детей – фронтальная, дети сидят на стульчиках перед воспитателем полукругом.

Отвечают на вопросы; Слушают личное отношение.

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы

- Ребята, как вы думаете,  зачем взрослые ходят на работу?

 - На что расходуют деньги родители?

Где берут деньги бабушки и дедушки чтобы купить продукты?

Словесный (беседа, вопросы);

Форма организации детей – фронтальная,  дети сидят на стульчиках перед воспитателем полукругом.

Слушают, отвечают на вопросы.

Нацелены на ознакомление с материалом, на поиск ответов на вопросы.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

  • Ознакомление с материалом.
  • Словарная работа.

- Для  того  чтобы  постирать  белье, нужно  иметь что?

- Для того чтобы помыть посуду нужно приобрести?

- То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? 

- Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

- Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, каждый труд должен оплачиваться.

- Кто мне скажет, кем же работают ваши родители?  

- Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушка пенсию.

-  У кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры,  то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

А теперь мы поговорим что такое расходы.

На что тратятся деньги у вас в семье?

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного?

Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Еще, ребята,

мы должны расходовать деньги на услуги, т.е.это:

 плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

личные услуги ( за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Словесный

Наглядный (показ презентации);

 Форма организации детей – фронтальная, дети сидят на стульчиках перед воспитателем полукругом.

Слушают объяснения

Понятны значения слов: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Дети ознакомлены с расходами длительного и краткосрочными пользования.

2.3.

Этап практического решения проблемы

- Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

 - Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

 - Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

- Научить практически распределять семейный бюджет с помощью дидактической игры (на что целесообразней потратить семейный бюджет).

Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое заработная плата, пенсия, стипендия,  семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Физкультминутка "Считаем денежки"
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем деньги мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на правой руке у вас.
А теперь наклонитесь столько раз, сколько пальцев на левой руке у вас.

Дидактическая игра «Распредели правильно семейный бюджет»

А сейчас давайте поиграем карточки надо распределить по категориям  товары «обходимые» и «не столь обходимые»

Словесный (беседа, вопросы);

Наглядный Практический;

Физкультминутка.

Форма организации детей – фронтальная, дети сидят на стульях перед воспитателем полукругом.

Дидактическая игра «Распредели правильно семейный бюджет»  

При участии в игре -  дети по одному выходят к доске.

При выполнении физкультминутки – дети выходят с мест и становятся в круг, вокруг воспитателя.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, объясняют, делают выводы, выполняют физкультминутку, Участвуют в дидактической игре «Распредели правильно семейный бюджет»»

Расширены представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

 - Познакомлены с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

 - Воспитаны  в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

- Научены практически распределять семейный бюджет с помощью дидактической игры (на что целесообразней потратить семейный бюджет).

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что бы вам хотелось рассказать друзьям,  родителям, чем поделиться после знакомства с темой «Бюджет семьи»?

Словесный,  вопросы.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от занятия.

Дети подвели итоги совместно с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению «Семейный бюджет и расходы семьи»

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)....

Развивающее занятие "Семейный бюджет и расходы семьи"

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительногопользования, на товары кратковре...

Конспект занятия "Семейный бюджет и расходы семьи"

Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение...

Проект "Мы маленькие финансисты" Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»Цель:- расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;-познакомить с...

Технологическая карта занятия «Семейный бюджет и расходы семьи»

Технологическая карта занятияОбразовательные области: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие.Тема занятия:  «Семейный бюджет и расходы семьи»Возрастная гр...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратков...