Проект "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 772.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №6 «Малыш» г.Соль-Илецка»
Педагогический ПРОЕКТ
Автор проекта
Кузина Галина Валиевна
воспитатель высшей квалификационной
категории
г.Соль-Илецк 2022 г
Введение
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Проект по формированию финансовой грамотности разработан в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДОО, для детей старшего дошкольного возраста.
Разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками МДОБУ № 6 «Малыш» г. Соль-Илецка.
Паспорт проекта
Предмет и объект проекта | Объект проекта - развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально- экономическим отношениям. Предмет проекта - финансовая грамотность |
Цель и задачи проекта | Цель проекта –способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к знаниям по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка. Задачи проекта: Практическая задача: развитие экономического мышления дошкольников, формирование экономических представлений и компитенций. Образовательные задачи: обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер, правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию Развивающие задачи: развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности, развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений, посредством игровых действий Воспитательные задачи: воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики |
Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный -методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – сентябрь- октябрь 2022г. Практический - формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы - использование в образовательном процессе эффективные методики, проведение мероприятий по финансовой грамотности - срок реализации этапа – ноябрь 2022 -апрель 2023 г Заключительный - подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта. - обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого- педагогического взаимодействия семьи и детского сада - реализация проекта в форме изготовления Лепбука « Финансовая грамота» - срок реализации этапа – май 2023 г. |
Перечень основных мероприятий | Чтение художественной литературы: А. Ромаманов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха – Цокотуха» Просмотр мультфильма: «Уроки тётушки Совы», «Как мужик корову продавал» Занятие «Почему взрослые работают?» Игры с экономическим содержанием Дидактическая игра: «Считай и копи» Беседа с детьми « Откуда пришли деньги» Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк» Консультации для родителей «Воспитание финансово грамотных детей» Методический пособие для родителей и детей «Круги луллия» Родительское собрание «Дети и семейный бюджет» Картотека финансовой грамотности Изготовление Лепбука «Финансовая грамотность» Проведение открытого мероприятия «В гости к Мухе – Цокотухе» |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Кузина Г.В.основной исполнитель проекта. Родители детей. Педагоги и администрация МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка. |
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта | Для детей: - овладение элементарными экономическими знаниями. - приобретение знания и представления о профессиях, умение рассказывать о них - обогащение словарного запаса, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий. - воспитание в себе таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша - развитие в себе общительности, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое до конца - умение на практике применять свои полученные знания. - умение осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. Для родителей: - расширение знания по ознакомлению детей дошкольного возраста с финансовой грамотностью Для педагогов: - повышение своего уровня теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. - повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе |
Целевая группа проекта | Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка. |
Актуальность проекта
«Ясли хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Новизна проекта:
Новизна данного проекта состоит в радикальном преобразовании форм, методов и приёмов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цели:
- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста
- создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
- способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к знаниям по финансовой грамотности.
Задачи проекта:
- формировать экономические представления ;
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений, посредством игровых действий;
- развивать экономическое мышление дошкольников;
- обучать тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Воспитатели группы;
- Родители.
Сроки реализации проекта:
- Долгосрочный (ноябрь 2022 г. – апрель 2023г)
Тип проекта:
- информационно—практико-ориентированный
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
- изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей финансовой грамотности.
- анкетирование родителей по проблеме.
- обеспечение условий для реализации проекта.
2 Этап – Практический:
- использование в образовательном процессе эффективных методик обучения детей по финансовой грамотности, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры,
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе
- «Родительский клуб» (просвещение родителей по финансовой грамотности)
3 Этап – Заключительный:
- отчет о проделанной работе
- внедрение в работу МДОБУ
- подведение итогов реализации проекта в форме изготовления Лепбука «Финансовая грамотность».
Предполагаемые результаты:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Смогут разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- Будут знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- Смогут осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Финансовая грамотность:
- это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Материалы и оборудование
Оборудование | Методический и демонстрационный материал | Требуемые затраты |
Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура | Презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тётушки Совы. Азбука денег», «Как мужик корову продавал»,.. | 00 руб |
Книги ( Н.Носов «Незнайка на Луне», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Джани Родари «Приключение Чипполино» | 00 руб |
Заключение:
Таким образом, реализация данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности.
В итоге, не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности и применение в практике педагогической деятельности.
Список литературы:
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
Приложение 1
Книжный уголок по финансовой грамотности
Сюжетно ролевая – игра «Сбербанк»
Картотека игр по Финансовой грамотности
Изготовление Лепбука «Финансовая грамотность для детей»
Методическое пособие «Круги Луллия»
Приложение 2
Беседа «Откуда пришли деньги».
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
-развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Ход занятия:
Орг. момент.
Отгадайте загадку:
У меня есть чудо — кошка,
На её спине — окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (копилка)
- Для чего же нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Игра «Для чего нам нужны деньги?».
Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?».
Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.
- Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
-Да ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей. Давайте рассмотрим некоторые из них. (предметные картинки с изображением различных товаров)
-Где человек может это взять? (купить)
-Что необходимо человеку, чтобы купить все необходимое? (деньги)
«Как появились деньги»
Хочу с вами поделиться одной историей.
«Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег».
-Как вы думаете, удобно было так платить за товар? Почему?
-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна? Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги.
-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ (иллюстрация).
- Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА. (иллюстрация)
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.
-Из чего сделаны монеты? (металлические)
-Какой они формы? (круглой)
-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)
-Какой они формы? (прямоугольной)
-Можем ли мы сами нарисовать деньги?
-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги -это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
Физминутка
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
Игра «Что можно (нельзя) купить за деньги».
- Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги» (на столе лежат разные картинки), дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
- Ребята, а где нужно носить деньги? (В кошельке)
- Правильно, они лежат у нас в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них.
Дети рассказывают о пластиковых карточках, об их назначении.
Итоги:
Заканчивая нашу беседу, хочется загадать вам загадку:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные. (деньги)
Правильно, молодцы!
-Что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?
Домашнее задание:
-Ребята, к следующему занятию вспомните, пожалуйста, героев сказок, которые покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
Приложение 3
Родительское собрание «По дорогам финансовой грамотности»
Форма проведения: игра - викторина.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через
взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.
Задачи:
1. Сформировать элементарные экономические знания у родителей.
2. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области
финансовой грамотности через игровые средства обучения.
3.Развивать командный дух, умение действовать согласованно.
Оформление и оборудование:
Презентация на тему «Бюджет семьи - забота каждого». (домашнее задание, выполненное родителями); наглядная агитация.
Оборудование для проведения конкурсов: маркеры, фломастеры, тонированные листы бумаги, ножницы, мешочки с деньгами, маски, денежные купюры, мешочки для фишек, фишки «умник».
Ход мероприятия:
Родители заходя в зал вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры, какого-либо достоинства, рассаживаются.
Вед: Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой как для вас, так и для нас. А назовем мы наше мероприятие «Азбука финансов».
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области
финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Многие из вас сейчас про себя подумали: «Какая финансовая грамотность для наших малышей?»
Чтобы разобраться в этом вопросе внимательно вслушайтесь в фразу: Финансовая грамотность-это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и вам. Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сейчас наши детки - еще малыши. И начнем мы с азов. Наша с вами совместная задача- воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, предметам окружающего мира, природе, прививать у детей привычку к труду. Но сегодня наша встреча- это не лекция. Мы начнем, дорогие друзья, нашу финансовую грамотность с себя. И для начала взгляните на те бумажные кусочки, которые вы взяли вначале. Составив кусочки купюры вы образуете команды для участия в нашей увлекательной игре. И так, я предлагаю первой команде название «Финансисты», вторая «Экономисты» и третья «Банкиры».
Сегодня у нас необычная встреча.
В финансовую игру поиграем.
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не финт и не тугрик.
Знакомьтесь, наша валюта- умник!
Почет и хвала тому будет, кто больше умников добудет.
Вед: Чтобы настроиться на игру, проведем разминку. Ответы в разминке не оцениваются.
Разминка:
1) Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
2) Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги
выжить можно? (свистеть)
3) Что сколачивают из денег? (капитал)
4) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
Вед: И так, начнем! «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. «Деньги» -это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребенка интересным и привлекательным.
Задание №1 «Нумизматика»
Определите, каким государствам принадлежат названия денег.
1команда: Злотый (Польша)
Рупия (Индия)
Донг (Вьетнам)
2команда: Шекель (Израиль)
Юань (Китай)
Доллар (США)
3команда: Тугрик (Монголия)
Фунт (Англия)
Иена (Япония)
Вед: Слово нашему эксперту.
Эксперт. Все команды справились с заданием и получают по 3 умника.
Задание №2 «Кто быстрее?»
Раньше у людей не было копилок и деньги хранили в мешочках, чулочках, носочках. У нас замечательные носочки с монетками. Ваша задача, как можно скорее пересчитать содержимое. Кто первый пересчитает, поднимает мешочек вверх.
Эксперт раздает мешочки. Команды выполняют задание.
Первые получают-3 умника
Вторые- 2 умника
Третьи- 1 умник
Задание №3. «Планирование.»
Перед вами лист бумаги, маркер и ножницы. Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу. А теперь вырежьте и яблоко, и грушу.
Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.
Эксперт-оценка по одному умнику.
Задание №4. «Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без рекламы».
Вед: Что любят все дети? (конфеты)
Вед: Сегодня я предлагаю Вам побыть рекламными агентами. Перед вами фломастеры и листы бумаги для фона.
Задание: придумать рисунок обертки - фантика для конфеты под названием «Кис-кис» и разрекламировать свой товар.
Эксперт-оценка по два умника.
Вед: Каждая команда проявила творчество, смекалку, умело разрекламировали свой товар.
Задание №5 «Творческое»
Вед: Вначале нашей встрече я рассказала вам о том, что означает понятие финансовой грамотности у детей. Это воспитание бережного отношения ко всему, что его окружает, воспитание привычки к труду. Попробуем на примере детских потешек раскрыть эту тему. Перед вами текст потешки, атрибуты. Я буду читать текст, а вы изображать действия.
1 команда. Сорока – белобока кашу варила
Деток кормила
Этому дала – он в лес ходил
Этому дала – он дрова рубил
Этому дала - он воду носил
Этому дала – он печку топил
А этому не дала – он ничего не делал.
Вывод: Чтобы что-то получить, необходимо трудиться.
2 команда. Я открою тайну,
Чтобы стало ясно
Никого не стану
Обижать напрасно.
Замурлычет кошка,
Даст себя погладить
Пес лизнет ладошку
И со мной поладит.
Вывод: Бережно относиться ко всему живому.
3 команда. Хороши у нас игрушки
Куклы, мишки и хлопушки.
С ними весело играть
Но, не надо забывать:
Игрушки - не люди
Но все понимают
И очень не любят, когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберем.
Вывод: Бережно относись к игрушкам.
Эксперт-оценка – один умник.
Задание №6 «Вложение»
Вед: Нужно как можно больше вложить денежных купюр в банк за одну минуту. Подсчитать количество купюр. У кого больше.
Эксперт-оценка - 3 умника
Блиц – опрос:
1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)
2. Из какого металла изготавливали монеты? (золота).
3. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней
всадника с копьём).
5. Что такое финансы? (это деньги).
6. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
7.Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
8.Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
9.Месяц школьных базаров - это …(август)
10. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
11. Главный рекламный агент болота – это… Кто? (лягушка)
12.Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (хохлома)
Эксперт-оценка - 1 умник
Вед: А теперь каждая команда подсчитает свой бюджет.
Эксперт: По количеству умников побеждает команда…
Вед: А теперь дорогие участники перед вами стоит непростая задача. Посовещайтесь и решите, как вы распределите свой бюджет. Перед вами два мешочка, в который вы можете распределить заработанные деньги.
Вывод: деньги - это не смысл жизни, а инструмент, которым нужно научиться пользоваться.
Эксперт Вручает золотые слитки.
Решение родительского собрания:
1. Принимать активное участие в создании в дошкольном образовательном
учреждении единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе
2. Глубже ознакомиться и взять на вооружение консультации воспитателей по теме
элементарного экономического развития.
3. Повысить уровень мотивации к получению знаний в области финансовой
грамотности через игровые средства обучения.
4. Повысить интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности.
5. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях в домашних условиях.
6. Продолжать знакомство детей с различными видами интеллектуальных вопросов в домашних условиях.
Приложение 4
Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»
Цель: Обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей по теме «Сбербанк», развитие творческих способностей, формирование положительных взаимоотношений между детьми. Задачи: Обогатить социально-игровой опыт детей по сюжету «Сбербанк» по ситуациям ((выбор услуги (платежи, снятие денег, кредитование) в банке, получение услуги у специалистов (кассир- оператор, кредитный специалист, консультант)).
Учить самостоятельно организовывать игру; согласовывать тему; распределять роли; подбирать и создавать атрибуты для игры; договариваться о последовательности совместных действий. Формировать умение развертывать и объединять различные тематические сюжеты (выбор услуги, получение услуги) в единый игровой сюжет «Сбербанк». Активизировать ролевую речь детей.
Воспитывать в совместной игре доброжелательные отношения друг к другу, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать.
Игровой словарь
Профессии: банкир, кассир, клиент, консультант, инкассатор, охранник.
Орудия труда: банкомат, бейдж, деньги, паспорт, компьютер, пластиковая карточка, ручка, телефон.
Трудовые навыки: выдавать, обслуживать, отвечать, оформлять, печатать, проверять, руководить.
Качество труда: быстро, вежливо, внимательно, добросовестно, ответственно, своевременно, четко, энергично.
Социальная сфера: продавать; зарабатывать деньги; качественно обслуживать клиентов; информировать вовремя и честно.
Проблемные ситуации для развития сюжетной линии: «Заблокирована карточка», «Оплата коммунальных услуг», «Получение денег через
банкомат».
Ожидаемый результат:
Развитие речевых навыков воспитанников.
Получение знаний о профессиях работников банка.
Формирование коммуникативных навыков.
Предварительная работа.
Рассказ воспитателя на тему: «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка».
Рассматривание картин и иллюстраций банка.
Проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке».
Дидактические игры: «Сделай покупку», «Цепочка экономических слов».
Беседы на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах семьи».
Просмотр презентации «Я - Банкир»
ООД: «Работа банков», «Понятие о деньгах».
Чтение художественной литературы:
Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики»,
Липсиц И. «Удивительные приключения в стране Экономики»,
Корчак Я. «Маленький бизнесмен»,
Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
Работа с родителями: Рассказ родителей, о том, какими услугами банка они пользуются (ипотечный кредит, кредит на покупку машины, мебели, оплата за коммунальные услуги и т.д.) Экскурсия родителей с детьми в банк.
Консультации «Зачем дошкольникам экономика», «Полезные привычки в быту — тоже экономика».
Организация игрового пространства:
Использование готового модуля игрового пространства «Сбербанк»,
Участники игры:
Воспитатель, воспитанники старшей и подготовительной группы.
Роли и ролевые действия:
Кассир (оператор): Выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает, выдает, считает, деньги, принимает переводы, производит оплату по квитанциям. Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи
Администратор банка: руководит работой банка, подписывает бумаги; следит за соблюдением режима работы банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов
Консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом.
Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств.
Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.
Ход игры
Воспитатель: Скажите пожалуйста, куда отправляются взрослые, чтобы оплатить услуги, взять кредит, сделать вклад, снять или перевести деньги?
Дети: Они идут в банк.
Воспитатель: Конечно, в банк! Предлагаю вам сегодня побыть взрослыми и поиграть в банк!
Распределение ролей.
Воспитатель: Кто руководит банком?
Дети: Директор банка.
Воспитатель: Кто хочет сегодня быть директором нашего банка? (Закрепляем бейдж с должностью одному из детей).
Воспитатель: Кто берет оплату за услуги, открывает счёт?
Дети: кассир, оператор (закрепляем бейджи желающим детям).
Воспитатель: Кто встречает посетителей, следит за порядком в банке?
Дети: Консультант (закрепляем бейдж).
Воспитатель: Кто пользуется услугами банка?
Дети: Клиенты
Оставшиеся дети получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит – сумочки, атрибуты костюмов и паспорта.
Воспитатель: для чего нужны бейджи и паспорта, (объясняет их необходимость).
Охранник: Внимание банк открывается ровно в 9часов. (Открывает двери банка). Уважаемые клиенты, банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок.
Воспитатель: А помогу развить сюжет игры алгоритмы игровых действий.
Сюжетные игровые действия детей
Директор:- Здравствуйте! Я –директор Сбербанка. Это (показывает на зал) – наше отделение на улице Советская. У нас отличная команда и много постоянных клиентов. Все желающие взять кредит, заплатить за детский сад, снять и перевести деньги добро пожаловать к нам! Мы всегда рады вам! Ну всё, открываемся, время-деньги! Уважаемые коллеги, все – на рабочую настройку!
Директор: По местам! Хорошего рабочего дня!
Дети занимают свои места – директор, оператор-кассир и кредитный менеджер садятся за столы, включают компьютер; консультант - у банкомата; охранник осматривает помещение и сообщает, что всё в порядке.
Диалоги персонажей.
1-й Клиент: Здравствуйте!
Консультант. Здравствуйте. Чем могу помочь?
1-й Клиент. Я хотел бы взять кредит.
Консультант. Возьмите талон. Проходите, пожалуйста. Талон К-1 окно №1.
1 Клиент: Спасибо!
Кредитный менеджер: Здравствуйте! Вы хотели взять кредит?
1 клиент: Да, я хочу купить автомобиль. Мне нужно 10.000 рублей.
Кредитный менеджер (считает на калькуляторе): 10.000 рублей вам нужно будет вернуть банку в течение трёх месяцев.
1 клиент -Я согласен.
Кредитный менеджер: Давайте ваш паспорт (смотрит, набирает информацию на компьютере). Ждём ответ банка… Ваш кредит одобрен. Подпишите договор! Пожалуйста, возьмите деньги и пересчитайте правильность выдачи.
Спасибо за обращение в наш банк! Приходите к нам снова! (Отдает паспорт, карту, буклет).
В банк заходит второй клиент.
Консультант: Здравствуйте! Чем я могу вам помочь?
2 клиент: Я хотела бы оплатить детский сад за старшего ребёнка.
Консультант: Пожалуйста. Талон В-1 окно №2
Оператор-кассир: Здравствуйте! -Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка, детский сад, группу.
Сколько будете платить? (Клиент называет сумму).
Пожалуйста, дайте Вашу квитанцию.
Оператор-кассир: Пожалуйста, распишитесь здесь и здесь. Вот ваш чек!
2 Клиент: Большое спасибо!
Оператор-кассир: Возьмите пожалуйста этот буклет. Здесь вы можете ознакомиться с другими услугами нашего банка.
2 Клиент: Спасибо.
Оператор-кассир: До свидания!
Заходит третий клиент
Консультант: - Здравствуйте! Какую операцию вы хотели бы совершить?
3 клиент: Я хотел бы открыть вклад в Вашем банке! Это возможно?
Консультант: Конечно! Возьмите, пожалуйста, талон и присядьте на диван. Подождите! Талон С -1 подойдите к окну№1
Оператор-кассир: - Здравствуйте! Вы хотите открыть вклад у нас? Выберите его в буклете.
3 клиент: (рассматривает буклет) Да. Мне понравился – вот этот – вклад на 1 год, под 10% годовых
Оператор-кассир: Это очень выгодный вклад! Какую сумму вы хотели бы внести?
3 клиент: 1000 рублей.
Оператор-кассир: Вы клиент нашего банка?
3 клиент: Пока нет.
Оператор-кассир: Тогда давайте паспорт. Мы оформим банковский счёт и откроем сберкнижку. Дайте пожалуйста ваши деньги! (Пересчитывает деньги и кладёт их в сейф). Распечатывает бланки, ставят подписи, печати, выдает сберегательную книжку.
Четвертый клиент
4-й Клиент: Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Консультант: Пожалуйста, пройдите к терминалу.
4-й Клиент: Извините, не могли бы вы мне помочь, я забыл дома очки.
Консультант: Конечно! Буду рада вам помочь, сколько вы будете снимать? (Счет до 10). Пожалуйста, для совершения операции вставьте карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту.
4-й Клиент: Большое спасибо за помощь, до свидания!
Консультант: В банкомате закончились деньги. -Администратор вызовите, пожалуйста инкассатора. (Инкассатор загружает деньги в банкомат и уходит. Возобновляется работа банкомата.)
Консультант. Здравствуйте, чем вам могу помочь?
5-й клиент: Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Консультант: Талон П-3 окно № 5
Оператор-кассир: Здравствуйте, слушаю вас. Сколько денег вы хотели бы перевести? Назовите, пожалуйста ФИО вашей мамы. Адрес ее регистрации?
Оператор-кассир: Деньги отправлены. Ваша мама скоро их получит.
5-й клиент: -Спасибо.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу. До свидания, завтра будем рады снова видеть вас в нашем банке.
Звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается.
Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.
Заключение: Выводы о работе банка, его сотрудников. Обсуждение достижений и трудностей в игре.
Приложение 5
Конспект занятия по финансовой грамотности в младшей группе
«В гости к Мухе-Цокотухе»
Цель: Формировать элементарные представления о финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин. Закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету.
Развивающие: Развивать речь детей через действия с предметами, пальчиковую гимнастику.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг к другу, умение видеть пользу от совместного труда.
Материалы и оборудование: картинки с изображением монет и банкнот, 4 кошелька разных цветов (красного, синего, зелёного, жёлтого цвета), атрибуты к с/р игре «Магазин», аудиозапись.
Предварительная работа: чтение К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассказывание русских народных сказок, с/р игры «Магазин», «Семья», «Дом» и др.
Раздаточный материал: монеты
Методические приемы: вопросы – ответы, д/и «Разложи монетки по кошелькам», д/и «Отыщи монеты».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ожидаемый результат:
Ход занятия:
I Вводная часть
- Сюрпризный момент
Ребята. Давайте с вами поздороваемся. Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.
Здравствуй, маленький цветок.
Здравствуй утро, добрый день. Нам здороваться не лень.
Молодцы. Здравствуйте все.
Воспитатель: Ребята! К нам сегодня на занятие прилетела, посмотрите кто? Это же Муха-Цокотуха. Знаете такую?
Муха-Цокотуха: Да, я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Пока в гости к вам я шла, на дороги денежку нашла. А вот что с ней делать, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, Муха-Цокотуха не знает, что делать с денежкой. А для чего нам деньги нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте Мухе-Цокотухе расскажем про деньги. Вы же знаете?
Воспитатель: Какие бывают деньги? (металлические)
Воспитатель: Как они называются? (монетки). Посмотрите, вот они какие.
Воспитатель: Какой формы металлические монетки? (ответы детей) Они звенят.
Воспитатель: А еще какие деньги бывают? (бумажные)
Воспитатель: Какой формы бумажные деньги? (прямоугольные)
Воспитатель: Бумажные деньги шуршат.
Воспитатель: Давайте мухе еще раз скажем какие деньги бывают (металлические монетки и бумажные купюры)
Муха-Цокотуха: Я пришла к вам неспроста, День Рождения у меня.
В магазин я убегаю, большой тортик покупать.
Приглашаю вас друзья, но на праздник опаздывать нельзя.
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята! Нас пригласили на День Рождения, но без подарков мы не можем пойти. А у вас деньги есть? У меня нет.
Расскажите мне, а деньги у нас с неба падают или на дереве растут? (ответы детей)
Воспитатель: Да, их дают на работе за то, что люди трудятся.
Воспитатель: Но это не беда, их всегда можно заработать. Нам нужно с вами выполнить все задания, за каждое задание мы с вами будем получать монеты, на них мы и купим подарки для Мухи-Цокотухи.
II Основная часть
Д/и «Отыщи монеты».
Воспитатель: А задание такое: среди предметов спрятаны монеты. Ваша задача отыскать монеты.
Воспитатель: Ребята, мы большие молодцы! Справились с заданием и заработали деньги.
Чтобы деньги не потерялись, что нам нужно? (кошелек)
Д/и «Разложи монетки по кошелькам».
На столе лежат три кошелька (красного, синего, зеленого, жёлтого цвета) и разноцветные «монеты». Ваша задача разложить все «монетки» в нужные кошелечки.
(После того как дети сложили все монетки по кошелькам, воспитатель отдает 2 монеты)
Воспитатель: Ребята, мы большие молодцы! Справились с заданием и заработали деньги. Ну, а теперь можно приобрести подарки.
Воспитатель: Молодцы ребята, Вы заработали деньги (складываем в кошелек).
А сейчас немножко подвигаемся.
Физкультминутка
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Воспитатель: Ребята, о у нас осталось совсем мало времени, бежим вместе в магазин и купим для нашей именинницы подарки.
Воспитатель: Дети, кто знает, как называется человек, который продает в магазине?
Дети: Продавец!
Воспитатель: Давайте я буду продавец, а вы мои покупатели.
С/р игра «Магазин»
Воспитатель: Ребята, когда мы приходим в магазин, то сначала выбираем, что хотим купить, а потом отдаем деньги за покупку.
Воспитатель: Ребята, о у нас осталось совсем мало времени, бежим вместе в магазин и купим для нашей именинницы подарки.
(Дети покупают подарки и отправляется к Мухе-Цокотухе на День Рождения).
Воспитатель: Тогда пойдемте к нашей Мухи-Цокотухе.
Дети вместе с воспитателем приходят в уголок на кухню, где их ждет Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Муха-Цокотуха, мы тебя поздравляем с Днём Рождения! Ребята, давайте дружно поздравим Муху-Цокотуху.
Дети кричат: С Днём Рождения. (отдают подарки)
Муха-Цокотуха: Спасибо большое вам, за поздравления и подарки.
Воспитатель: Вот и поздравили мы Муху-Цокотуху.
Давайте сделаем большой круг и поиграем
Пальчиковая игра: «Товары в магазине»
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших
пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
III. Заключительная часть
Понравилось вам наше занятие? Что понравилось больше всего?
А что вы дома расскажите, о чем? Что мы делали (ответы детей)
Какие бывают деньги? (металлические монетки и бумажные купюры)
Воспитатель: Мне тоже понравилось с вами играть.
Галина Кузина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...