ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С МЕРАМИ СТОИМОСТИ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

          Цель этого  исследования заключалась в том, чтобы разработать и реализовать образовательный процесс освоения мер стоимости, направленный на обогащение математических и экономических представлений детей 5-6 лет.

         Задачи формирующего эксперимента следующие:

  1. Создать вариативную модель развивающей среды, позволяющую интегрировать экономическую деятельность с математической;
  2. Познакомить детей с деньгами, их достоинством, разменом и набором монет;
  3. Разработать и использовать разнообразные формы образовательного процесса по освоению детьми 5-6 лет мер стоимости;
  4. Обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи по освоению мер стоимости детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_5.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С МЕРАМИ СТОИМОСТИ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

          Цель этого  исследования заключалась в том, чтобы разработать и реализовать образовательный процесс освоения мер стоимости, направленный на обогащение математических и экономических представлений детей 5-6 лет.

         Задачи формирующего эксперимента следующие:

  1. Создать вариативную модель развивающей среды, позволяющую интегрировать экономическую деятельность с математической;
  2. Познакомить детей с деньгами, их достоинством, разменом и набором монет;
  3. Разработать и использовать разнообразные формы образовательного процесса по освоению детьми 5-6 лет мер стоимости;
  4. Обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи по освоению мер стоимости детьми старшего дошкольного возраста.

                    В соответствии с поставленными задачами, мы определили систему  работы по обогащению экономических представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения мер стоимости. Определяя содержание работы, мы опирались на методические рекомендации А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцевой, Е.А. Курак.

         При конструировании педагогического процесса мы старались обогащать математическую деятельность экономическим содержанием, интегрировать образовательное содержание. Естественное соединение математического и экономического содержания можно увидеть в приведенной таблице.

                                                                                                         

Образовательные блоки

Содержание

Бюджет семьи

Экономическое

Математическое

Деньги. Зарплата. Пенсия. Стипендия.

Сравнение чисел. Отношения между целым и частью.

Бюджет. Доход.

Счет. Деление целого на части. Сложение и вычитание чисел. Увеличение, уменьшение чисел.

Мир денег

Деньги. Виды денег (монеты, купюры).

Достоинство монет: 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. Числа и цифры. Набор и размен монет. Знаки действий: +, -, =.

Покупательная сила денег.

Счет. Сравнение чисел. Состав числа из едини, из 2-х меньших. Чем больше достоинство монеты, тем выше ее покупательная способность.

Сбережения (накопления)

Денежная прибыль. Сбербанк.

Числа и цифры. Счет. Действия сложения и вычитания.

Увеличение, уменьшение чисел.

Товар и цена

Цена товара; дороже, дешевле ценники

Сравнение групп предметов: равенство и неравенство. Счет. Числа и цифры.

Стоимость

Размен и замена монет. Арифметические действия: сложение и вычитание.

         Таблица иллюстрирует по вертикали порядок изучения экономического материала с опорой на математические представления, а по горизонтали позволяет увидеть взаимосвязь и взаимодополняемость математического и экономического содержания.

         Процесс экономического воспитания детей осуществлялся поэтапно. На каждом этапе мы определили основные экономические понятия, которые могут освоить дети и содержание математических знаний, которые подлежат освоению.

         На I этапе дети овладевали знаниями о том, что такое бюджет, доход, расход; упражнялись в счете, сравнении чисел, составлении целого из частей, осваивали отношение между целым и частью. Задачей этого этапа было познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета.

         Основные понятия: бюджет, заработная плата, пенсия, стипендия.

         На II этапе шла работа по формированию правильного отношения к деньгам; показать детям, что бывают разные расходы; так же закреплялись умения детей в сложении и вычитании чисел.

       Основные понятия: доход, расход.

         На III этапе шла работа по непосредственному формированию представлений о деньгах: знакомство с достоинством монет, их набором и разменом, закреплялись навыки счета и знания о составе числа.

         На IV этапе дети знакомились с ценой товаров: подведение к элементарному пониманию покупательной силы денежных знаков. Для этого было необходимо закрепить умения сравнивать числа и составлять число из меньших чисел.

         Основные понятия: цена, ценник.

         V этап – обобщающий и одновременно выступающий как часть контрольного эксперимента.

         Освоение задач математического и экономического развития осуществлялось как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время в условиях специально созданной экономической игротеки, позволяющей интегрировать экономическую деятельность с математической. Содержание развивающей среды оптимально использовалось для решения задач экономического и математического развития.

          В групповой комнате была организована экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома» для усвоения детьми экономических понятий. В первую очередь, туда сразу же был введен персонаж – гном Эконом. Его появление напоминало детям о том, что сейчас нужно будет выполнять задания с экономическим содержанием.

          Понятия «бюджет», «доход» были изображены наглядно, чтобы детям было легче их усвоить. Мы создали по рекомендациям А.А. Смоленцевой  модель «Семейный бюджет», которая представляла собой круг с секторами, в каждом из которых раскладывались карточки с изображением разного вида доходов. По такому же принципу была создана и модель «Расходы»: круг, разделенный на сектора; в них раскладывались карточки с изображением основных расходов (телефон, квартира, электроэнергия, транспорт, одежда и др.).

          Вместе с гномом Экономом мы ввели еще один персонаж – Мудрого Филина. Так мы условно разделили нашу экономическую игротеку на две части: в одной стороне хранились игры, логические задачи, рабочие листы с математическим содержанием, а в другой – с экономическим. Очень важно, чтобы у детей поддерживался познавательный интерес к математической деятельности, поэтому для развития математических представлений в игротеку мы помещали игры, способствующие освоению счета, состава числа из двух меньших, цифр и вычислений.

          На каждом этапе обучения мы старались использовать разнообразные эффективные приемы интеграции, что создавало благоприятные условия для решения задач экономического и математического развития старших дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность носила интегрированный характер, позволяющий познакомить детей с основами экономики в тесной связи с математикой. В ходе образовательной деятельности дети познакомились с составляющими семейного бюджета. Им очень понравились новые слова: пенсия, стипендия, зарплата. Очень удивительно для них было то, что за хорошую учебу можно тоже получать деньги. Все решили хорошо учиться, чтобы получать стипендию и вносить ее в семейный бюджет. Кирилл: «Я буду хорошо учиться и приносить стипендию, чтобы дома было больше денег». А также уточнили представления о ведении домашнего хозяйства, познакомились с монетами разного достоинства, купюрами, увидели, как выглядят настоящие деньги, научились различать монеты по достоинству.

            При решении образовательной ситуации «Какие бывают расходы» у детей формировалось правильное отношение к деньгам, они узнали, что бывают разные расходы. Решая задачу про семью экономистов, выясняли, правильно ли поступили члены семьи, израсходовав все деньги.  Нас очень порадовало, что дети единодушно отвечали, что нельзя так поступать. Влад С.: «А на что они теперь будут жить, ведь все уже потратили?!», Эдик И.: «Бабушка купила сковородку, а что будет на ней готовить, ведь еду теперь не на что купить!». После этих занятий дети стали более серьезно относиться к деньгам: Милана К.: «Я теперь спрашиваю маму, есть ли у нас деньги купить мне новую куклу», Диана Б.: «Я теперь спрашиваю, у нас еще останутся деньги, если мы купим мороженое?».         

           Занятия по знакомству с монетами привело детей в восторг, ведь многие из них впервые увидели и потрогали настоящие деньги. Работу начали со знакомства детей с монетами достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, которое проводилось в процессе изготовления  моделей монет для игры «Супермаркет», т.е. в практической деятельности. Они изготавливались путем перерисовки монеты, подложенной под лист бумаги. Изготовленные монеты дети раскладывали в коробочку, на стенках которой были изображены цифры, обозначающие достоинство монеты. Очень понравилась детям игра «Найди деток мамы-монетки», в которой дети упражнялись в различении достоинства разных монет, а также цифр, выделении части из целого, в счете, у них воспитывалась внимательность. Конечно, не сразу все получалось. Вначале были затруднения, т.к. все, без исключения, дети считали монеты, не обращая внимание на их достоинство. Но, по мере освоения материала, они начали понимать, что в одной монете может быть 2, 5, 10 рублей и уже смотрели на достоинство монет.  А также игра «Денежный поезд», где надо было распределить монеты по вагонам в определенном порядке.  Здесь особых затруднений не было, т.к. многие дети уже освоили порядковый счет.

          Знакомясь с ценой товаров, дети узнали покупательную силу денежных знаков, стали использовать такие слова как «дороже», «дешевле», «одинаковые по стоимости». Например, Егор: «Ой, машинка такая маленькая, а стоит дороже большой».         

          В процессе непосредственной образовательной деятельности мы большое внимание уделяли развитию математических представлений детей, совершенствовали в сравнении чисел, выполнении арифметических действий.

          Но работа проводилась не только в процессе специально организованной деятельности, но и в повседневной жизни детей. Мы постоянно пополняли нашу экономическую игротеку дидактическими играми. Особой популярностью пользовалась игра «Конфетки и монетки». Эта игра помогла в закреплении знаний о достоинстве, а также в размене монет. Вначале абсолютно все дети не могли представить, что в одной монетке может быть 2, 5 или 10 рублей. Они считали только количество монет. Но по мере освоения материала, дети научились считать номинал монет, а не их количество. И это им очень понравилось.

            Также проводилась работа, направленная на воспитание у детей правильного отношения к деньгам. Целью было формирование у детей представления, что деньги – это мера труда, позволяющая получать определенные блага, и что деньги, заработанные честным трудом, по пустякам не тратят.  Образовательная деятельность проходила в форме беседы по содержанию народных сказок: «Как братья отцовский клад искали» (молдавская сказка), «Шейдула – лентяй» (азербайджанская сказка), «Трудовые деньги» (осетинская сказка); а также детей познакомили с пословицами, в которых положительно оценивается такое качество как бережливость, отражается правильное отношение к деньгам: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Копейка рубль бережет», «Уговор дороже денег».

            Дети очень внимательно слушали все, что им читали и высказывали свое мнение. После прочтения сказки «Трудовые деньги» они очень обрадовали своими высказываниями: Витя Г.: «Когда сгорали простые деньги, ему было не жалко, а свои заработанные пожалел, ведь ему пришлось трудиться, чтобы их заработать»; Света Б.: «Когда горели первые две денежки, ему было не жалко, потому что он еще не знал, как тяжело их заработать».

           Для закрепления умений в размене монет в экономическую игротеку мы поместили схемы по набору определенных монет. Опираясь на эти схемы, ребята играли в магазин, пытаясь давать сдачу.

          Обучение экономике невозможно без опоры на математические знания детей. Поэтому обязательно велась работа по закреплению знаний о последовательности цифр, о составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел. Для этого детям постоянно предлагалось выполнить задания с рабочими листами, например, соединить точки в том порядке, как идут цифры и получишь рисунок.

           Ребятам очень нравилось задание «Помоги числам поселиться в домике». Для этого использовались изображения домов с цифрой на крыше, обозначавшей количество жильцов в доме. Сначала это задание вызывало большие трудности и нам приходилось использовать карточки с точками вместо цифр, но по мере освоения состава числа, многие уже могли использовать цифры вместо картинок.

           А также проводились игры с математическим содержанием «Кто знает, пусть дальше считает», «Найди пару», «Экономическое домино». В процессе этих игр дети упражнялись в счете в пределах 10, в установлении разностных отношений между числами. Они вызывали у детей желание играть в них, повышали познавательную активность детей. И нас порадовало то, что дети с высоким уровнем математических знаний,   к концу обучения могли уже сами проводить эти игры, без помощи взрослых.

          Знания, полученные в процессе образовательной деятельности, помогли детям в сюжетно-ролевых играх, т.к. значительно расширили у детей представления о магазине, взаимоотношениях покупателя и продавца, их действиях и тем самым обогатили игровые действия и образы. Речь детей пополнилась новыми словами: доход, расход, сдача, наличные деньги. Дети стали прибегать к набору заданной суммы разными монетами, счету денег. Влад С.: «У меня есть 8 рублей, значит я могу купить мороженое за 3 рубля и еще останется на что-то», Настя : «Я купила шоколадку и жвачку и потратила 5 рублей, значит, я потратила все деньги, т.к. у меня всего было 5 рублей».

         Во время экспериментальной работы нам оказали большую помощь и поддержку родители. Сначала мы провели анкетирование для выяснения, есть ли в семье предпосылки для развития экономических представлений у детей. Мы использовали анкеты, предложенные Е.А. Курак,  со следующими вопросами:

  1. Рассказывает ли ваш ребенок о впечатлениях и знаниях, полученных на занятиях   по экономическому развитию?
  2. Наблюдаете ли вы какие-нибудь изменения в поведении детей, связанные с занятиями по экономическому воспитанию (бережное отношение к вещам и продуктам питания, проявлению интереса к вашей работе, использование в речи экономических понятий и др.).
  3. Беседуете ли вы о доходах и расходах семьи с участием ребенка?
  4. Советуетесь ли вы с ребенком во время приобретения вещей для него?
  5. Ваше мнение: нужно ли развивать у дошкольника экономическую культуру?

        Нас очень обрадовало, что все родители единодушно высказались за экономическое воспитание детей. Их очень заинтересовала данная тема, они все время спрашивали детей, что нового они узнали, какие задания выполняли в этот раз и все ли у них получалось.

        Но, к сожалению, практически никто из родителей не беседует с детьми о семейном бюджете, лишь только 21% (3 из 14 чел.) иногда затрагивают эту тему.

        Нам было очень приятно узнать, что 86% (12 из 14 чел.) родителей увидели изменения в поведении своих детей. Дети стали бережнее относиться к деньгам и вещам. Например, мама Миланы: «Теперь, перед тем как попросить купить новую куклу, дочка спрашивает, хватит ли нам денег на другое», мама Вити : «Когда сыну купили новую куртку, он сказал, что не будет в ней валяться, чтобы не испортить, ведь она очень дорогая». Также дети стали использовать новые экономические термины: мама Вани: «Вчера сын спросил, позволяет ли наш семейный доход, чтобы ему купили новый самокат. Раньше такого никогда не было, он просто говорил: «Купите мне самокат».

           При ответе на вопрос «Советуетесь ли вы с ребенком во время приобретения вещей для него» 79% (11 из 14 чел.) родителей ответило положительно и лишь 21% (3 из 14 чел.) покупают вещи сами, не спрашивая мнения ребенка, считая, что он еще маленький и ничего не понимает.

          Для более эффективной работы по исследуемой теме важным является тесное взаимодействие ДОУ с родителями. Наши родители проявили инициативу и изготовили нам атрибуты для нашей игротеки: Мудрого Филина и гнома Эконома. Со своей стороны, мы старались все время информировать их о том, что происходит в образовательной деятельности. Мы обращали внимание родителей на  взаимосвязь экономического развития с математическим. В связи с этим, мы предлагали родителям вместе со своими детьми выполнять индивидуальные задания. Так, они вместе   работали с рабочими листами, где надо было продолжить рисунок, соединяя точки по цифрам, составляли таблицу «Расход семьи», тем самым упражняясь в сравнении чисел, в вычислениях. И детям, и родителям очень понравилась такая форма работы.

 Таким образом, родители осознали, что полученные математические знания являются полезным источником формирования у детей экономического образа мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями на основе синтеза искусств

Выявить эффективность синтеза искусств в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями как условие развития творческого потенциала дошкольников,олределить  роль с...

Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»Цель:- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные приз...

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста

                                                      ...

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра»

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возрастас понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра»...