Конспект ООД по обучению финансовой грамотности (средняя группа)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Конспект ООД

«В гости к друзьям» по обучению финансовой грамотности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

«В гости к друзьям» по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста (средняя группа)

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

Конспект НОД «В гости к друзьям» по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста (средняя группа)

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги»«монета»«банкнота»«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями;

2. Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»;

3. Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений;

4. Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

1. Побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;

2. Воспитание уважения к своему и чужому труду;

3. Воспитывать бережное отношение к деньгам;

4. Воспитывать коммуникативные навыки.

Развивающие:

1. Развивать умение правильно обращаться с деньгами;

2. Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление;

3. Развивать умение широко использовать в игре полученные знания о финансах.

4. Развивать речь детей, расширять кругозор.

Форма проведенияобязательная образовательная деятельность.

Педагогические средства : беседа, дидактическая игра.

Оборудование:

- мяч

- кошелёк с набором разных монет и банкнот;

- пластиковая карта;

- билеты на маршрутку

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»

2. Демонстрация слайд-презентации «История денег»

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в волшебный лес, где нас ждут герои сказок. А на чем можно поехать в лес? (ответы детей). Правильно - от нас проще доехать на маршрутке. А можем ли мы просто сесть и поехать, пока не оплатим проезд? Ребята, а чем же нам расплатиться, на что купить билеты?

Ответы детей : на деньги.

А как вы думаете, откуда берутся деньги? (ответы детей)

Их платят взрослым людям за работу, и за труд.

Но у нас с вами нет денег, значит придется их заработать. Водитель маршрутки приготовил для нас загадки. Если отгадаем- отправимся в путь. Водитель загадывает загадки.

- Что Буратино закапывал в землю в Стране Дураков?

- Что есть у каждого из Трех Поросят, напоминающее деньги?

- Что раскопали в деревне Простоквашино дядя Федор, Матроскин и Шарик?

Ну, здорово ребята, все загадки вы отгадали, а теперь можно отправляться в путь.

(Водитель раздает билеты за отгаданные загадки)

Садимся все в маршрутку (садятся в «маршрутку», на заранее приготовленные стульчики в виде автобуса).

А вот и первая остановка - «Дом трех поросят». Ребята, у поросят есть пятаки, но они не знают, для чего они нужны в жизни людям. Мы им расскажем, для чего же нужны пятаки людям.

- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

- для оплаты проезда в поезде;

- для покупки продуктов;

- для покупки игрушек;

- для оплаты коммунальных услуг;

- для оплаты парковки;

- для покупки одежды;

- для благотворительности.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едем на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.

Молодцы ребята, три поросенка благодарят вас за интересную игру.

А следующая остановка «Страна Дураков».

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - прогнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик увидать,

Нужно на носочки встать.

А потом бегом, бегом,

Мы за ключиком пойдем.

Ребята в «Стране Дураков» Буратино закапывал монеты в землю, зачем он это делал? (ответы детей)

А интересно ли вам узнать о монетах больше?

(на столе лежат монеты, каждый ребенок берет монету)

Ребята, какие признаки монет вы можете назвать, какие они?

- Круглые, звенят, металлические…

А какие монеты вы знаете? (воспитатель показывает детям монеты разного достоинства, дети их называют).

Ребята, а какими еще бывают деньги? (ответы детей)

Да, верно, еще бывают бумажные деньги, их называют банкнотами. Воспитатель демонстрирует банкноты разного достоинства.

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

- монеты звенят, а банкноты…

- банкнота бумажная, а монета…

- монета круглая, а банкнота…

- банкнота легкая, а монета…

Молодцы, ребята! Поедем дальше. Следующая остановка «Простоквашино».

Ребята, вот Буратино носил монеты в кармане, а где же хранит Дядя Федор деньги? (ответы детей). Дядя Федор складывает деньги в кошелек и их называют «Наличные деньги», а еще деньги хранят на карте – это «Безналичные деньги»(показать пластиковые карты) Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль). Что родители делают с картой в магазине? Расплачиваются за купленные товары. (Демонстрация презентации или видеоролик о работе магазинов). Но для этого им нужно знать код карты, иначе они не смогут расплатиться. А что удобнее носить с собой наличные или карту? (ответы детей)

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Садимся все в маршрутку.

Рефлексия

Молодцы ребята, сегодня мы с вами разговаривали о деньгах и нам с вами помогали сказочные герои. Теперь мы знаем какие бывают деньги, зачем они нам нужны, чем отличается банкнота от монеты, что такое «Наличные деньги»«Безналичные деньги» и многое другое. Вы отлично потрудились. И я хочу вам выдать зарплату в виде золотых сладких монеток. (Раздает шоколадки в виде монеток).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

 по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста (средняя группа)

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

2022 г.


Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .

Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства : беседа , дидактическая игра , изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

Оборудование:

- мяч

- копилка с набором разных монет и банкнот;

-изображение пластиковой карты;

- бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота

Организация детской деятельности.

– Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.

Воспитатель демонстрирует копилку.

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать , а зачем людям копить деньги ? Что на них можно купить?

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью ) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едим на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин , за что мы платим? И т.д.

3. Беседа о монетах.

- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть ? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое ? Правильно , монеты. Какая монета ?

Если дети не называют все признаки монет , то воспитатель помогает им.

- Круглая , металлическая , звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими , после этого дети смогут назвать данный признак ).

- Какие монеты вы знаете ?

Дети называют монеты разного достоинства , воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите , у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги ?

- Банкноты . А какие они ?

- Бумажные , прямоугольные , шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты , воспитатель демонстрирует их детям , затем проговаривают хором.

4. – Итак , ребята , сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется « Дополни». Я называю признак монеты , а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная , а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

-Ребята , а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.

Просмотр мультфильма.

- Что удобнее носить с собой : наличные (монеты ,банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

(Физ.минутка)

5. – Ребята , придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут Белобок и его друзья. Вы должны придумать форму , название и нарисовать монету или банкноту , которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы , рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали : монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

6. Заключительная часть.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

( Наличные деньги).

- А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

«Сказочное путешествие в страну Финансов»

по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста (средняя группа)

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

2022 г.

Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
  • Уточнить от чего зависят потребности человека;
  • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
  • Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
  • Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Ответ детей:

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли мышата. Вы хотите с ними познакомиться?

Ответ детей.

Воспитатель: А вот и они. (СЛАЙД 1показ мышат)

Мышата здороваются.

Воспитатель: Давайте знакомиться.

(СЛАЙД 2 Умник)

Первого мышонка зовут Умник, он на все вопросы всегда отвечает «Надо подумать!», «Не надо торопиться».

Второго мышонка назвали Торопыжка. (СЛАЙД 3 Торопыжка)

Как вы думаете почему?

Ответ детей.

Воспитатель: Мышонок не задумываясь, говорит «Так сойдет. Да ладно». Поэтому с ними часто происходят разные истории.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам одну из них.

(СЛАЙД 4 Сказочная страна)

Однажды два братца отправились в сказочное путешествие.

Воспитатель: В дорогу каждый из мышат взял кошелёчек с монетками. (СЛАЙД 5 мышата, кошельки,)

Воспитатель: Сосчитайте, сколько монеток у Умника?

по щелчку выходят 5 монеток

Ответ детей:

Воспитатель: Посчитайте, сколько монеток у Торопыжки?

по щелчку выходят 5 монеток

Ответ детей:

Воспитатель: Сравните, у кого из мышат больше монет?

Ответ детей:

Воспитатель: Как вы думаете, одинаковое ли количество монеток у мышат?

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны деньги?

Ответ детей:

Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

Что такое потребности?

Ответы детей.

Воспитатель: Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Воспитатель: Ребята, перед вами картинки (СЛАЙД 6 потребности) среди них вы должны выбрать и назвать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). Если вы назовёте правильно, то картинка будет вращаться.

Ответы детей.

При правильном ответе, картинка вращается, картинка развлечения исчезает.

 

Воспитатель: Решили мышата выбрать себе дом. (СЛАЙД 7 дома)

Первый дом был по цене 3 монетки, (дом, щелчок выходят 3 монетки)

второй 2 монетки (по щелчку дом, щелчок 2 монетки)

и третий 1 монетка. (по щелчку дом, 1 монетка)

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему 1 дом стоит 3 монеты, а третий 1 монету.

Ответы детей:

Воспитатель: Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, (СЛАЙД 8 Торопыжка, старый домик, 1 монетка)

зачем платить лишние деньги.

Как вы думаете, за сколько монеток он купил домик?

Ответ детей.

Воспитатель: Умник не стал торопиться, (СЛАЙД 9 Умник ?)

а стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом, за 3 монетки, (СЛАЙД 10 щелк монетки, щелк большой домик) но потом передумал. (щелчок дом и монетки исчезают)

Как вы думаете, почему мышонок передумал?

Ответ детей:

Воспитатель: Правильно.Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого.

Воспитатель: И тогда Умник решил купить домик за две монетки. (СЛАЙД 11 щелчок дом, 2 монетки вместе)

Воспитатель: Как вы думаете, почему он не взял домик за 1 монетку?

Ответ детей:

Воспитатель: (СЛАЙД 12 Торопыжка, старый дом, 1 монетка)

В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё монетки на ремонт домика.

(монетки выходят по щелчку 1,по щелчку2)

Воспитатель: Ребята, сколько монеток он потратил на ремонт своего домика?

Ответ детей: 2

Воспитатель: Скажите, сколько всего монет на покупку и ремонт потратил Торопыжка?

Ответ детей: 3

Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки в кошельке.

Ответ детей:

(по щелчку выходят монетки 1,2,3… по щелчку выходят монетки у Торопыжки. Дети считают хором появившиеся монетки)

Воспитатель: Сколько монеток осталось в кошельке у Умника?

Ответ детей: 3

Воспитатель: Сколько монет осталось в кошельке у Торопыжки?

Ответ детей: 2

Воспитатель: Молодцы, вы правильно сосчитали.

Воспитатель: Мышата отправились дальше по стране.

 

(СЛАЙД 13 Сказочная страна)

 

Физминутка «Мышата»

 

Воспитатель: Раз-два — шли мышата, (Шагаем на месте.)

Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)

Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)

Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)

А седьмой от всех отстал— (Шагаем на месте.)

Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)

— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)

— Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)

 

(Посадить детей за столы)

 

Воспитатель: На улице стало холодно. (СЛАЙД 14 Падающий снег)

И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.Как вы думаете про какую?

Ответ детей: Одежда.

Воспитатель: Правильно, мышата отправились в магазин «Одежды».

Ребята, у вас на столах лежат карточки с одеждой, выберите и обведите в кружочек только ту одежду, которая будет нужна мышатам зимой.

 

Дети работают за столами.

Воспитатель: Какую одежду ты выбрал?

-Как ты думаешь, не замёрзнут ли мышата в этой одежде?

-Почему ты не выбрал, летнюю одежду?

Воспитатель: Мышата купили теплую одежду, (СЛАЙД 15) потратив еще по одной монетке. Давайте отложим из кошелёчков мышат ещё по одной монетке.

(убрать монетку из кошелька)

(монетки из кошелька исчезают по одной)

 

Воспитатель: Мышата очень проголодались, и тогда они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Как вы думаете, какую?

Ответ детей: Потребность в еде. (СЛАЙД 16 продукты)

Воспитатель: Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.

(СЛАЙД 17 продукты в разброс, корзинки, мышата)

 

Воспитатель: В продуктовом магазине Умник купил полезные продукты, а Торопыжка одни сладости.

Воспитатель: Давайте разложим продукты по корзинам.

Что мы положим в корзину Умнику?

Ответ детей:( крупа, мука, сыр, молоко, овощи).

Воспитатель: Что мы положим в корзинку Торопыжке?

Ответ детей:

Воспитатель: Вы будете складывать продукты в корзину Умнику, а вы Торопыжке. Но нужно говорить так: «Умник купил….., а Торопыжка купил….»

Игра «Помоги разложить продукты»

 

(Дети называют продукт, который нужно положить в корзину, встаем мышкой на названный продукт, щелчок –продукт в корзине.Когда все продукты разложены по корзинам, встаем мышкой на правую монетку, щелк-деньги исчезают)

 

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли мы разложили продукты? Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, давайте научим мышат делать правильные покупки в магазине с помощью пальчиковой игры.

 

Пальчиковая игра «Будем денежки считать».

 

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки

Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр»

соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно начиная с

Яблоки и виноград. больших пальчиков, при этом запястья обеих

рук плотно прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок»-

запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и

наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно).

 

Воспитатель: Заглянули мышата в свои кошельки, а там……..СЛАЙД 18 мышата и кошельки

 

Подсчёт монет детьми.

Воспитатель: Ребята, сколько монет осталось у Умника? (щелчок 1 монетка)

Ответ детей: осталась одна монетка.

Воспитатель: Ребята, сколько монет осталось у Торопыжки?

Ответ детей: Ни одной.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, сколько монеток было у мышат в кошелечке?

Ответ детей: 5 монет.

Воспитатель: Тогда скажите, почему у Умника осталась монетка, а у Торопыжки ни одной.

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, предложите Умнику, куда можно потратить эту монету.

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь мышата узнали много о том, как нужно обращаться с деньгами. А вам, ребята, мышата дарят на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки.

Мышата благодарят детей и прощаются с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность средней группе

Увлектаельное путешествие с детьми средней группы поиск сокровишь пирата....

Конспект ООД.Обучение финансовой грамотности.

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная зада...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Конспект НОД «Незнайка в стране Финансов» по обучению финансовой грамотности для детей средней группы

Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями;  Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»; Способствовать формированию основны...

Проект "Финансовая грамотность" (Средняя группа)

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Ребенок участвует в экономических процессах....