План по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-4 года
методическая разработка по обж (младшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 100 «КАПИТОШКА»
Тематический план
по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-4 лет
Воспитатель:
Байдакова Е.И.
Моисеева С.Н.
2025-2026 уч.год
Цель: создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности детей у детей 3-4 лет.
Задачи:
· Создавать условия и знакомить воспитанников с правилами безопасности.
· Создавать условия для формирования и развития у воспитанников целостного восприятия окружающего мира.
· Создавать условия для формирования у воспитанников навыков и умений наблюдать за обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
· Создавать условия для воспитания дисциплины и сознательного выполнения правил безопасности жизнедеятельности.
· Создавать условия для активизации работы по пропаганде правил безопасного образа жизни среди родителей (законных представителей).
Месяц | Неделя Тема | Цель | Содержание деятельности |
Сентябрь |
1 неделя
«Здравствуй, детский сад!» | - Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с - играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; - уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя; - не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.
| «Знакомство с группой»: познакомить детей с группой, учить ориентироваться в группе), Целевая прогулка по участку д/с: (знать расположение своего участка; уметь ориентироваться на участке); Игровые ситуации: «Покажем кукле», «Правильно ли поступает мишка». Наблюдение за играми старших детей на прогулке. Беседа: «Вместе весело играть». Совместные игры, коллективная продуктивная деятельность, рисование ладошками «Солнышко дружбы». Чтение С. Михалков «Песенка друзей».
|
2 неделя
«Ребенок и улица» | - Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход»;
- закреплять знания о работе светофора. | Ситуативная беседа: «Правила для пешеходов».
Д/игра: «Пешеход переходит улицу», «Кто быстрее».
Сюж. рол. игра: «Водители и пешеходы», «Семья». | |
| 3 неделя
«Неделя безопасности» | - Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома и на улице.
- Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, об обращении со спичками, ножом, горячими предметами. - Побуждать делать выводы по предложенным проблемным ситуациям.
| Беседы: «Предметы, требующие осторожного обращения»; «Опасные ситуации». Чтение х/л: К. Чуковский «Путаница»», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», С.Михалков «Шла по улице машина». Сож. рол. игры: «Мы-пожарные», «Семья. Одни дома», «Семья. На улице», «Спасатели». Худож.-эстет. деятельность: рисование «Светофор»; лепка «Безопасная игрушка-веселая погремушка».
|
4 неделя
«Ребенок в природе» | - Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека.
- Оценивать ситуацию правильного - неправильного поведения на улице в природе. | Беседа: «Не собирай незнакомые грибы»; «Безопасное поведение в природе».
Рассматривание плаката: «Грибы», муляжей и предметных картинок «Грибы съедобные и несъедобные».
Настольно печатная ига: «Полное лукошко».
Ситуация – игра: «Как Мишутка играл». | |
Октябрь | 1 неделя
«Ребенок и улица» | - Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
- Напомнить о светофором, его назначение, его цветах.
| Ситуативные беседы: «Контакты с незнакомыми людьми»; «Осторожно улица».
Занятие по ПДД: «Светофор».
Дидактические игры: «Собери картинку» (грибы съедобные и несъедобные); «Помоги зверям перейти дорогу»; «Безопасность на улице».
Сюж-рол. игра «Если рядом никого…»; «Красный, желтый, зеленый». Подвижные игры: «Светофор», «Грибники».
|
2 неделя
«Ребёнок в природе» | - Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; - учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. | Театрализованная деятельность: «Осторожно, ядовито!». Наст.д/ игра: «Каждый грибок в свой кузовок». Чтение сказки: В. Даля «Война грибов с ягодами».
Худ.эстет. деятельность: рисование «Мухомор».
| |
3 неделя
«Ребёнок и быт» | - Формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем. - Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали; - развивать восприятие и память, речь; воспитывать желание прийти на помощь, попавшему в беду. | Беседа по произведению: «Кошкин дом».
Чтение х/л: произведения С. Маршака «Кошкин дом»; отгадывание загадок.
Рассм. иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом». Просмотр м/ф «Кошкин дом».
| |
| 4 неделя
«Ребенок и улица» | - Знакомство детей специализированными видами машин (скорая, пожарная, снегоуборочная и т.д.). - Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте. - Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность. | «Как транспорт людям помогает».
Ситуативная беседа: «В городском транспорте»; «Дорожные знаки».
Сюж. рол. игра: «Автобус», «Водитель автомобиля». Д/игра: «Найди такой же знак», «Дорожные знаки». Под игра: «Разноцветные автомобили», «Кто дальше». |
Ноябрь | 1 неделя
«Ребёнок дома» | - Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.
- Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.
- Развивать способность сравнивать предметы.
| Ситуативная беседа: «Опасные предметы»; «Незнакомец звонит в дверь». Чтение сказок: Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-золотой гребешок»; стихотворения Находчивый Дима» Е. Тамбовцева-Широкова.
Рассматривание сюжетных картинок: «Опасные ситуации. Дома.». Д/игра: «Парные картинки. Опасные предметы».
Работа с родителями (сентябрь):
Консультация: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»; «Что читать детям о безопасности». Памятка: «Не нарушайте ПДД», «Жить без опасности!».
|
2 неделя
«Ребёнок и быт» |
- Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.
- Уточнить, как героям удалось потушить пожар. | Ситуативная беседа: «Огонь – это опасно!».
Д/игра: «Доскажи словечко» .Подвижная игра «Огонь» . Ирга-эстафета: «Тушим пожар» Чтение х/л: «Путаница» К.Чуковский Чтение потешки «Тили- бом, тили-бом...».
Работа с родителями (ноябрь):
Консультация: «Домашние животные польза или вред?». Ширма: «Правила дорожного движения» Памятка: «Спички детям не игрушка»; «Кресло – детям».
| |
| 3 неделя
«Ребёнок и домашние животные» | - Формировать представление о правилах поведения с домашними животными.
- Способствовать правильному поведению детей в различных ситуациях. | Д \ игра « Если я сделаю так» Фотогазета « Мой любимый питомец». Рассказы детей «Как я ухаживаю за своим питомцем». Конструирование « Больница для зверюшек».
Информация для родителей – фотовыставка « Домашние животные».
|
4 неделя
«Ребёнок и друзья» | - Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам; - учить взаимодействовать с коллективом, дружить, играть и не ссориться. | Моделирование проблемных ситуаций «Мы играем». Составление алгоритма взаимодействия со сверстниками. Д /игра «Как мишка играл с белочкой», Нельзя драться». Фотогазета «Мы дружные ребята».
| |
Декабрь | 1 неделя
«Ребёнок и гололёд» | - Формировать представления о правилах поведения при сезонных изменениях ( гололед). - Формировать навыки безопасного поведения на льду ( во время гололеда). | Просмотр мультфильма «Опасные сосульки». Рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, скользко!», «Обходи стороной скользкие места». Чтение Г.Косова «Опасно кататься на замерзших лужах». Барельеф «Сосульки». Информация для родителей – памятка «Осторожно! Гололед».
|
2 неделя
«Ребёнок и лекарства» | - Дать представление о том, что лекарственные средства могут приносить не только пользу, но и вред.
- Воспитывать чувство опасности и самосохранения. | Словесная игра « Да – нет. Почему?». Коллективная работа «Опасные предметы». Изготовление игры – бродилки «В мире опасных предметов». С /р игра «Аптека», «Больница». Лепка «Витамины для зайчат». Информационный буклет «Храните лекарства в недоступном для детей месте».
| |
| 3 неделя
«Ребёнок и металлические предметы зимой» | - Расширять представления детей о правилах поведения при сезонных изменениях. - Обучать необходимости соблюдения правильного поведения во время прогулок. | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Моделирование проблемной ситуации «Почему нельзя облизывать металлические предметы». Изготовление зимнего дерева безопасности. Информация для родителей – буклет «Опасности зимы».
|
4 неделя
«Ребёнок и общественный транспорт» | - Формировать представления о правилах поведения в транспорте.
- Воспитывать культуру поведения. | Моделирование проблемных ситуаций «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте». Д /игра «Разложи картинки по порядку». Игра – инсценировка «Пассажиры в транспорте». Игра – тренинг «В автобусе». Раскраски на правила поведения в транспорте, автобус, троллейбус. Словесная игра «Пары слов». Информация для родителей – памятка «Поведение пассажира». | |
Январь | 1 неделя
«Ребёнок и электричество» | - Формировать представления об источниках потенциальной опасности дома (электроприборах). - Подводить к пониманию своих поступков. | Просмотр мультфильма «Аркадий паровозов спешит на помощь. Обогреватель». Рассказы детей о правилах обращения с электроприборами. Изготовление книжки – малышки « Опасное электричество». Д \ игры: « Найди и назови», «Можно – нельзя», «Что для чего». Информационный буклет для родителей «Осторожно! Электрические приборы» |
| 2 неделя
«Ребёнок и холод» | - Расширять представления о правилах поведения в зимний период.
- Формировать навыки безопасного поведения на улице | Просмотр мультфильма Рукавичка». Ознакомление детей с правилами безопасности на улице зимой. Д /игра «Разрешается – запрещается», «Можно – нельзя». «Четвертый лишний», «Пары слов» Информация для родителей – памятка «Осторожно, обморожение», «Первая помощь при обморожении». |
3 неделя
«Ребёнок и ПДД » | Формировать представления детей о светофоре и его предназначении | Рассматривание тематического альбома «На улице города» с обсуждением. Рассказы детей из личного опыта «Наш друг – светофор». Коллективная работа – макет светофора. Чтние произведений: Г. Георгиев «Светофор», О. Тарутин «Переход». С /р игры: «Разные машины едут по городу, пешеходы идут по дорожке», «Автобус». Д /игры «Найди ошибки», «Светофорчик П/ игра «Светофор». Информация для родителей – консультация «Познакомьте ребенка со светофором». | |
| 4 неделя
«Ребёнку о пожарах» | - Познакомить детей с профессией пожарного. - Знакомить с правилами пожарной безопасности. | Игра рассуждение «Если возник пожар». Просмотр презентации «Причины пожара». Игра – драматизация по произведению С. Маршака «Кошкин Дом». Д /игра «Что нужно пожарному?». Пазлы «Профессии». Игра – эстафета «Тушим пожар». Изготовлени пожарной машины. П /игра «Огонь и вода». |
Февраль | 1 неделя
«Ребёнок и опасные предметы вокруг» | - Расширять представления об опасных предметах. - Приучать выполнять правила поведения, безопасные для жизни и здоровья. | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Опасные предметы. Раскрашивание картинок к д /игре «Часы безопасности»: кипящий чайник, Спички, иголка, фен, булавка и т. п., беседа по ним. Д /игра «Отбери предметы, которые трогать нельзя. Взаимодействие с родителями – изготовление памяток для детей «Опасные предметы».
|
2 неделя
«Ребёнок и сильный ветер» | - Формировать представление о правилах поведения при сезонных изменениях (сильный ветер). | Ознакомить детей с правилами поведения при сильном ветре. Рассматривание альбома «Природные явления». Решение проблемных ситуаций «Поднялся сильный ветер, что делать?». Информационный стенд «Правила поведения при сильном ветре». | |
3 неделя
«Ребёнок в быту» | - Формировать представления детей о потенциально опасных ситуациях в быту и правилах личной безопасности. | Разыгрывание ситуаций о правилах поведения в группе д \сада. Д / игра: « Так и не так», «Убери на место». Изготовление д \игры «Часы безопасности». Консультация для родителей «Опасные предметы в доме». | |
4 неделя
«Ребёнок и пожарные предметы» | - Формировать представления об источниках потенциальной опасности дома, правилах осторожного обращения с ними. - Учить предупреждать возможные опасные ситуации и находить способы их избежание. | Ознакомление детей с газовой плитой. Изготовление Дидактического кубика. Д / игра «Раз, два, три, что может быть опасно, найди», Сто Бед». С/ р игра « Мы – спасатели». Чтение «Правила безопасности в стихах». Консультация для родителей «Опасности на кухне». | |
Март | 1 неделя
«Если ты потерялся на улице» | - Формировать представления о правилах поведения на улице | Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улице. Проигрывание ситуации «Если ты потерялся». Игра – тренинг «Незнакомец». Чтение сказки « Пропал Петя – петушок». Консультация для родителей « Ребенок один на улице».
|
2 неделя
«Ребёнок и виды транспорта» | - Формировать первичные представления о видах транспорта. | Ознакомление детей с видами транспорта. Рассматривание альбома «Машины на нашей улице». Рассказы из личного опыта детей « На чем я люблю путешествовать Д / игры: « Найди и назови», «Найди такой же». С / р игра «Поездка в зоопарк». Прдуктивная деятельность « Построим автобус (автомобиль). Коллективная работа «Машины нашего города». Информация для родителей – инструктаж «Правила перевоза детей». | |
3 неделя
«Гололёд, сход снега с крыш, сосульки» | - Формировать представления о правилах поведения при сезонных изменениях (гололед). - Формировать навыки безопасного поведения на льду (во время гололеда). - Формировать навыки безопасного поведения на улице во время схода снега с крыш, падения сосулек. | Рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, скользко!», «Обходи стороной скользкие места»., «Обходи стороной заснеженные крыши», «Осторожно, сосульки!» | |
4 неделя
«Ребёнок и розетки» | - Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.
- Способствовать правильному поведению детей в различных ситуациях. | Просмотр мультфильма «Смешарики. Игры с огнем». Моделирование проблемной ситуации «Розетки не игрушки». П /игра «Костер», «Огненный дракон». Информация для родителей – консультация «Опасности дома». | |
Апрель | 1 неделя
«Почему опасен дым!» | Формировать представления о дыме и его опасности. | С /р игра «Мы – пожарные». Карточная викторина. Д /игры: «Опасные предметы – источники пожара», «Сложи картинку». Коллективная работа «Огонь – враг». Просмотр мультфильма «Кошкин дом». Информация для родителей – буклет «Осторожно – дым!». |
2 неделя
«Мы - пешеходы» | - Закрепить знания детей о правилах перехода. - Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. | Д / игра «Пары слов», «Разложи по порядку». П /игра «Дорожное – не дорожное». Игра – инсценировка «Знающий пешеход». Чтнеие произведений А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица». Взаимодействие с родителями – изготовление атрибутов для с/ р игры «Мы пешеходы».
| |
3 неделя
«Ребёнок и детский сад» | - Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с - играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; - уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя; - не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.
| Прогулка по участку д/с. Игровые ситуации: « Покажем кукле», «Правильно ли поступает мишка». Беседа «Вместе весело играть». Чтение С.Михалков «Песенка друзей» | |
4 неделя
«Ребёнок и безопасность во время плохой видимости» | - Формировать представление о правилах поведения при плохой видимости. - Обучать необходимости соблюдения правильного поведения. | Просмотр мультфильма «Ежик в тумане». Беседа «Вечер в городе», Прогулка под дождем». Д /игра «Играть – не играть», «Опасно – не опасно». П/игра «Солнышко и дождик». Информация для родителей «Как правильно одеть ребенка на прогулку», «Светоотражающие элементы на одежде». | |
Май | 1 неделя
«Пожарная машина» | - Познакомить с назначением пожарной машины, уметь различать ее среди других машин. | Рассматривание тематического альбома «Транспорт». Лото «Пожарная безопасность». Д /игра «Сложи картинку», «Если возникает пожар». Аппликация «Пожарная машина». Заучивание потешки «Тили – бом, тили – бом» Взаимодействие с родителями – выставка работ «Пожарная машина».
|
2 неделя
«Ребёнок и песок» | - Формировать представления детей о правилах поведения на детской площадке. - Приучать выполнять правила поведения, безопасные для жизни и здоровья. | Игра – беседа «Безопасные игры в песочнице», «Как песок может быть опасным?». Ситуативный разговор «Покажи Мишутке и его друзьям, как играть с песком». Д /игра «Можно и нельзя». Коллективная работа с использованием цветного песка «Одуванчики». Информация для родителей «Безопасные игры с песком». | |
3 неделя
«Дети в дороге» | - Формировать представления детей о правилах поведения на дороге. | Моделирование проблемной ситуации о правилах поведения на дороге. Игровая ситуация «В транспорте» - что правильно, а что неправильно. Д/ игра «На чем люди ездят», «Найди и назови», П /игра «Автобусы». С /р игра «Поедем на дачу», Едем в автобусе». Изготовление игры – бродилки «Правила дорожного движения». Взаимодействие с родителями – изготовление атрибутов к с /р игре. | |
4 неделя
«Ребёнок и солнце» | - Обучать детей необходимости соблюдения правильного поведения в природе. | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов Спешит на помощь. Солнце». Игра – беседа «Солнечный удар», «Чем опасно солнце». Решение проблемной ситуации «Что делать, если забыли панамку дома?». Рисование пальчиками «Солнышко». П /игра «Солнечные Зайчики», Солнышко и дождик». |
