Консультация для воспитателей «Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костельцева Ольга Михайловна

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Костельцева Ольга Михайловна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №22 Кировского района Санкт-Петербурга

ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ЭТО:

  1. работа с детьми
  2. работа с родителями

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРОИСХОДИТ

  1. в ходе режимных моментов
  2. в ходе различных видов деятельности
  3. в ходе взаимодействия с родителями
  4. образовательная деятельность
  5. самостоятельная деятельность детей

Цель: 

формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

  1. наблюдения,
  2. экскурсии, целевые прогулки
  3. чтение художественной литературы,
  4. заучивание стихов,
  5. рассматривание картин и иллюстраций,
  6. образовательная деятельность,
  7. праздники и развлечения,
  8. тематические недели,
  9. конкурсы, соревнования,
  10. игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые),
  11. просмотр видео-диафильмов,
  12. беседы, обсуждение ситуаций,
  13. самостоятельная деятельность.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа (1 раз в 2 месяца):

  • знакомство с улицей;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за транспортом;
  • пешеходный переход.

Средняя группа (1 раз в 2 месяца):

  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором
  • пешеходный переход (подземный и наземный);

Старшая группа (1 раз в месяц):

  • улица;
  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за транспортом;
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа (1 раз в месяц):

  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  1. уголок изучения правил дорожного движения (литература, видео)
  2. работа с ковролином
  3. использование макетов

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

  1. Изучение методики проведения занятий с детьми по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
  2. Организовать изучение с детьми Правил дорожного движения в соответствие с программами: «Программа воспитания и обучения в д/с», «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  3. Пополнить развивающую среду групп играми и пособиями по изучению Правил дорожного движения.
  4. Обсуждение на родительских собраниях вопросов о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  5. Оформление (обновление) информации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  6. Всероссийская акция «Внимание – дети!»

I этап – Август-сентябрь

  1. Всероссийская акция «Внимание – дети!»

II этап – Ноябрь

  1. Всемирная акция «День памяти жертв ДТП», 12-18 ноября
  2. Игровые занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-игровой программе «Маленький пешеход».
  3. Конкурс детского творчества «Дорога и мы», 10-19 января
  4. Выставка конкурсных работ «Дорога и мы», с 20 января по 1 февраля
  5. Праздник «Зеленый огонек».

ПРИЧИНА НЕОБХОДИМОСТИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Предрасположенность ребенка к несчастному случаю в дорожном движении обусловлена следующими особенностями психофизиологического развития:

  1. непостоянство
  2. незрелость
  3. быстрое истощение нервной системы
  4. неспособность правильно оценить обстановку
  5. недостаток знаний об источниках опасности

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

  1. инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  2. тематические семинары, семинары-практикумы,
  3. консультации, конференции;
  4. обучение на проблемных тематических курсах;
  5. изучение методического инструментария;
  6. организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов;
  7. показ открытых занятий;
  8. тематический контроль.

Задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода,

т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия 

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

Принцип возрастной безопасности

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Принцип социальной безопасности 

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания 

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Формы работы с родителями:

  1. индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
  2. встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами;
  3. просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
  4. изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
  5. участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания;
  6. анкетирование;
  7. тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
  8. оформление стендов в родительском уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения. 

Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах....

План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению детей с Правилами Дорожного движения.

Мы, педагоги, прекрасно знаем, что необходимо воспитывать законопослушных граждан нашего общества с раннего детства, ведь встал малыш на ноги - он уже пешеход, сел ребенок на велосипед - он уже водите...

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Цель: Создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, формирование у детей умений пользоваться знаниями и следить за своим поведением в...

презентация на тему : «Система и модель работы ДОУ по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспо...