Консультация для воспитателей «Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Костельцева Ольга Михайловна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №22 Кировского района Санкт-Петербурга
ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ЭТО:
- работа с детьми
- работа с родителями
РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРОИСХОДИТ
- в ходе режимных моментов
- в ходе различных видов деятельности
- в ходе взаимодействия с родителями
- образовательная деятельность
- самостоятельная деятельность детей
Цель:
формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
- наблюдения,
- экскурсии, целевые прогулки
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов,
- рассматривание картин и иллюстраций,
- образовательная деятельность,
- праздники и развлечения,
- тематические недели,
- конкурсы, соревнования,
- игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые),
- просмотр видео-диафильмов,
- беседы, обсуждение ситуаций,
- самостоятельная деятельность.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа (1 раз в 2 месяца):
- знакомство с улицей;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за транспортом;
- пешеходный переход.
Средняя группа (1 раз в 2 месяца):
- знакомство с улицей;
- наша улица;
- сравнение легкового и грузового автомобилей;
- наблюдение за светофором
- пешеходный переход (подземный и наземный);
Старшая группа (1 раз в месяц):
- улица;
- правила поведения на улице;
- наблюдение за транспортом;
- прогулка пешехода;
- переход;
- перекресток;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
- прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа (1 раз в месяц):
- улицы и перекрестки;
- правила дорожного движения;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за движением машин и работой водителя;
- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
- значение дорожных знаков;
- знакомство с местом остановки пассажирского транспорта
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
- уголок изучения правил дорожного движения (литература, видео)
- работа с ковролином
- использование макетов
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
- Изучение методики проведения занятий с детьми по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
- Организовать изучение с детьми Правил дорожного движения в соответствие с программами: «Программа воспитания и обучения в д/с», «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- Пополнить развивающую среду групп играми и пособиями по изучению Правил дорожного движения.
- Обсуждение на родительских собраниях вопросов о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Оформление (обновление) информации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Всероссийская акция «Внимание – дети!»
I этап – Август-сентябрь
- Всероссийская акция «Внимание – дети!»
II этап – Ноябрь
- Всемирная акция «День памяти жертв ДТП», 12-18 ноября
- Игровые занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-игровой программе «Маленький пешеход».
- Конкурс детского творчества «Дорога и мы», 10-19 января
- Выставка конкурсных работ «Дорога и мы», с 20 января по 1 февраля
- Праздник «Зеленый огонек».
ПРИЧИНА НЕОБХОДИМОСТИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Предрасположенность ребенка к несчастному случаю в дорожном движении обусловлена следующими особенностями психофизиологического развития:
- непостоянство
- незрелость
- быстрое истощение нервной системы
- неспособность правильно оценить обстановку
- недостаток знаний об источниках опасности
ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
- инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- тематические семинары, семинары-практикумы,
- консультации, конференции;
- обучение на проблемных тематических курсах;
- изучение методического инструментария;
- организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов;
- показ открытых занятий;
- тематический контроль.
Задачи:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода,
т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Формы работы с родителями:
- индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
- встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами;
- просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
- участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания;
- анкетирование;
- тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
- оформление стендов в родительском уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения.
Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах....
План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...
Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению детей с Правилами Дорожного движения.
Мы, педагоги, прекрасно знаем, что необходимо воспитывать законопослушных граждан нашего общества с раннего детства, ведь встал малыш на ноги - он уже пешеход, сел ребенок на велосипед - он уже водите...
«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в...
«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...
«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Цель: Создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, формирование у детей умений пользоваться знаниями и следить за своим поведением в...
презентация на тему : «Система и модель работы ДОУ по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспо...