«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костельцева Ольга Михайловна
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_pdd.docx861 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ТЕМА: «Система работы в ДОУ
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»


Составила:
Костельцева Ольга Михайловна, старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №22 Кировского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018 год

ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

ПРОФИЛАКТИКА  ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

РАБОТА С ДЕТЬМИ
(В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Цель: 

формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

  • наблюдения,
  • экскурсии,
  • чтение художественной литературы,
  • заучивание стихов,
  • рассматривание картин и иллюстраций,
  • образовательная деятельность,
  • развлечения,
  • конкурсы, соревнования,
  • игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые),
  • просмотр видео-диафильмов,
  • беседы, обсуждение ситуаций,
  • самостоятельная деятельность.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа

(1 раз в 2 месяца):

  • знакомство с улицей;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за транспортом;
  • пешеходный переход.

Средняя группа

(1 раз в 2 месяца):

  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором
  • пешеходный переход (подземный и наземный);

Старшая группа

(1 раз в месяц):

  • улица;
  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за транспортом;
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа

(1 раз в месяц):

  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  • УГОЛОК ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • РАБОТА С КОВРОЛИНОМ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОТНОГО ТРАВМАТИЗМА

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Инструктивно-методические занятия с педагогами по методике проведения занятий с детьми по изучению правил дорожного движения.

 В течение

года

Ст.воспитатель

2.

Организовать изучение с детьми Правил дорожного движения в соответствие с программами: «Программа воспитания и обучения в д/с», «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

 В течение

года

Воспитатели

Ст.воспитатель

3.

Пополнить развивающую среду групп играми и пособиями по изучению Правил дорожного движения.

В течение года

Воспитатели

Ст.воспитатель

4.

Обсуждение на родительских собраниях вопросов о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В течение года

Зав. ДОУ

Ст.воспитатель

Воспитатели

5.

Оформление (обновление) информации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Сентябрь

Воспитатели

Ст.воспитатель

6.

Всероссийская акция «Внимание – дети!» - I этап

Август-сентябрь

Зав. ДОУ

Ст.воспитатель

Воспитатели

7.

Всероссийская акция «Внимание – дети!» - II этап

Ноябрь

Зав. ДОУ

Ст.воспитатель

Воспитатели

8.

Всемирная акция «День памяти жертв ДТП»

12-18 ноября

Зав. ДОУ

Ст.воспитатель

Воспитатели

9.

Игровые занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-игровой программе «Маленький пешеход».

Январь

Ст.воспитатель

10.

Конкурс детского творчества «Дорога и мы».

10-19 января

Воспитатели

Ст.воспитатель

11.

Выставка конкурсных работ «Дорога и мы».

с 20 января

по 1 февраля

Воспитатели

Ст.воспитатель

12.

Праздник «Зеленый огонек».

Июнь

Ст.воспитатель

Рук.физ.восп.

Муз. руководитель

Воспитатели

ПРИЧИНА НЕОБХОДИМОСТИ
РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

  • инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • тематические семинары, семинары-практикумы,
  • консультации, конференции;
  • обучение на проблемных тематических курсах;
  • изучение методического инструментария;
  • организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов;
  • показ открытых занятий;
  • тематический контроль.

Задачи:

  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  • Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода,

т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия 

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

Принцип возрастной безопасности

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Принцип социальной безопасности 

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания 

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

План тематического контроля

№ п/п

Направление работы

Методика

1.

Обследование знаний и умений детей

  • Беседы с детьми
  • Мониторинг освоения детьми образовательной области программы «Безопасность»

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя

  • Собеседование с педагогами по программе
  • Анализ организации педагогической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
  • Анализ организации образовательной деятельности

3.

Создание условий

  •  Посещение групп
  • - Анализ организации развивающей среды с точки зрения ее содержания (наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др.)

4.

Оценка планирования работы

  • Проверка планирования образовательной и самостоятельной деятельности детей, целевых прогулок, индивидуальной работы с детьми

5.

Работа с родителями

  • Анализ наглядной информации для родителей
  • Анализ планов воспитательно-образовательной работы
  • Анкетирование

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Формы работы с родителями:

  • индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
  • встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами;
  • просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
  • участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания;
  • анкетирование;
  • тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
  • оформление стендов в родительском уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения. 

Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах....

Межаттестационное планирование работы за 2016-2021 гг."Ознакомление детей с правилами дорожного движения в детском саду "

Цель: Создание условий для формирования у детей  дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте....

План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Цель: Создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, формирование у детей умений пользоваться знаниями и следить за своим поведением в...

«Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».

Система работы СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию безопасного поведения на улицах и дорогах...

презентация на тему : «Система и модель работы ДОУ по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспо...