Конспект занятия "Познакомим Чебурашку с правилами безопасного поведения в лесу"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Ерохина Елена Леонидовна

Матрица совместной деятельности воспитателя с детьми

Цель: создание условий игровых и проблемных ситуаций в закреплении знаний детей о правилах поведении в лесу.

Задачи: 

Образовательные: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, при встрече с насекомыми и животными; конкретизировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

Развивающие: развивать мышление, внимание, способность к умозаключению, речь, любознательность, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас

Воспитательные: воспитывать доброе, ответственное отношение к природе, умение действовать сообща.

Планируемые результаты: Сформулировать правила поведения в лесу и нарисовать запрещающие знаки на тему: «что нельзя делать в лесу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matritsa_pravila_povedeniya_v_lesu.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №21» г.Смоленска

Познакомим Чебурашку с правилами безопасного поведения в лесу

Выполнил: Ерохина Елена Леонидовна

Должность: воспитатель

г.Смоленск

2024г

МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Тема: «Познакомим Чебурашку с правилами безопасного поведения в лесу»

Возрастная группа:  группа компенсирующей направленности (6-7 лет)

Форма совместной деятельности: непосредственно образовательная деятельность под руководством взрослого

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): групповая, парная.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная, игровая.

Средства:

наглядные: карточки с изображениями (волк, логово, белка, дупло, лиса, нора, медведь, берлога, муравей, муравейник)

музыкальные: ноутбук, аудиозапись песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково» (сл.Генрих Сапгир, Геннадий Цыферов, муз. Владимир Юровский)

оборудование: корзинка, муляжи съедобных и несъедобных грибов, альбомные листы для рисования, карандаши.

Цель: создание условий игровых и проблемных ситуаций в закреплении знаний детей о правилах поведении в лесу.

Задачи

Образовательные: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, при встрече с насекомыми и животными; конкретизировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Развивающие: развивать мышление, внимание, способность к умозаключению, речь, любознательность, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас
Воспитательные: воспитывать доброе, ответственное отношение к природе, умение действовать сообща.

Планируемые результаты

Сформулировать правила поведения в лесу и нарисовать запрещающие знаки на тему: «что нельзя делать в лесу»

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационно-целевой

Дети активно играют в группе. Раздается стук в дверь.

В группу заходит Чебурашка (воспитатель в костюме Чебурашки). У него в руках корзинка, за спиной – рюкзак.
Чебурашка здоровается. Дети и тьютор отвечают на приветствие и подходят к Чебурашке.

Тьютор здоровается с Чебурашкой.

Воспитатель: Чебурашка, ты куда собрался?
Чебурашка:  Я иду в поход в лес!
Воспитатель: Мы рады за тебя, Чебурашка! У тебя будет активный отдых. Ты наберешься сил и здоровья! Я надеюсь, что ты хорошо знаешь правила безопасности в лесу?
Чебурашка:  Какие еще правила? Не нужны мне никакие правила!
Воспитатель: Ребята, что делать? Чебурашка не знает, как надо вести себя в лесу. Вы сможете ему помочь?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила безопасности в природе, а Чебурашка послушает и запомнит.
Для этого я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие на Паровозике из Ромашково.

Дети оставляют свои занятия, активизируют внимание и обращают внимание на Чебурашку.

Дети отвечают, что помогут.

Дети становятся друг за другом, идут по кругу под фонограмму песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»

2.Содержательный

На ковре рассыпаем муляжи грибов.

Игра «Собери грибы в лукошко».


Игра «Топай – хлопай».

Дидактическая игра «Кто, где живёт»? Раздаются картинки: волк, логово, белка, дупло, лиса, нора, медведь, берлога, муравей, муравейник.  Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением, где живут животные, другие с изображением животных.

Игра «Если я приду в лесок»

Чебурашка прощается и уходит.

Воспитатель: Стоп, машина! Первая станция «Грибная»
Чебурашка: Какая красота! Сколько грибов! И что тут опасного? Бери корзинку, да собирай!
Воспитатель: Ребята, скажите, все грибы можно собирать?
Воспитатель: А какие съедобные грибы вы знаете?
Воспитатель: Правильно. Эти грибы - съедобные. Если съедобные грибы червивые, старые в них образуются ядовитые вещества и даже ими можно отравиться. Поэтому собирать нужно только хорошие, молодые грибы. Ребята, а какие еще грибы нельзя собирать?
Воспитатель: Какие ядовитые грибы вы знаете?
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть с Чебурашкой.


Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Пора отправляться дальше!

Воспитатель: Стоп, машина! Вторая станция «Ягодная». 

Воспитатель: Ребята, на этой полянке предлагаю вам отгадать загадки вместе с Чебурашкой.

1.Ягодки в лесу, на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника…

Ищём что мы? … (Голубику)
2.Ягодку сорвать легко —
Ведь растёт невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела…(земляника).

3.Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди-ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван… (ежевика).

4.На болоте квашена,
В красный цвет покрашена,
Под снежком морожена
И в кисель положена. (Клюква)

5.Когда цветёт, он на сирень похож,
Но только ягоды его не трожь.
Кустарник красивый, небезопасный,
Ягоды красные смертельно опасны.
Ягоду съел и беду ты накликал,
Волки опасны и их…(волчье лыко).

6.Крест-накрест четыре крупных листа,
На одиноком стебле ягода одна.
Сине-чёрным ядом она налита,
Есть её опасно, не рвите никогда.
Очень зло глядит на нас,
Из травы…(вороний глаз).
Воспитатель: Ребята, какие съедобные ягоды вы знаете?  А какие ядовитые ягоды вы знаете?
Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы знаете, какие грибы и ягоды можно собирать в лесу. Теперь их знает и Чебурашка. Предлагаю продолжить наше путешествие.

Воспитатель:  Стоп, машина! Станция «Спортивная»

Воспитатель: Предлагаю вам размяться и поиграть в игру «Топай - хлопай». Правила такие: если вы согласны с моими словами - хлопайте, если не согласны - топайте:
- В лес с корзинкой я пойду,
Мухоморов наберу
- Если гриб мне незнаком,
- Обойду его кругом

- Землянику соберу, пирогов я напеку. Пирогов я напеку и друзей всех позову.

- Ягод и грибов не счесть,
Но не все их можно есть.
Прежде чем в рот положу,
Маме с папой покажу.
- День сегодня теплый очень,
В лес гулять пойду я в шортах.
Воспитатель: Вы все молодцы! Можно отправляться в путь!

Воспитатель: Стоп, машина! Станция «Насекомознайкина»
Воспитатель: Куда бы мы с вами не пришли: в лес, на луг, в поле, к водоему, мы обязательно встретим насекомых. Каких опасных насекомых вы знаете?

Воспитатель: Кусали ли вас опасные насекомые? Почему это произошло? Что нужно делать, если укусило насекомое?

Воспитатель: Правильно, необходимо обратиться к взрослому. Знаете ли вы, какую одежду надо надеть, отправляясь в лес?
Воспитатель: Правильно! А открытые части тела надо смазать специальными средствами, отпугивающими насекомых.
Ребята, А почему нельзя трогать осиное гнездо?
Воспитатель: Правильно. Еще одно очень опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте свое тело, когда вернетесь домой. Клещ впивается под кожу и является разносчиком разных болезней.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно делать, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше!

Воспитатель: Стоп, машина! Следующая  станция «Познавательная»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.  Вам нужно правильно найти жилище для животных. У одних из вас картинка с животным, а у других – картинка с изображением жилища. По сигналу «В дома» каждый должен найти свой дом.

Воспитатель: Вы справились. Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы усвоили правила поведения в лесу. Я говорю, что буду делать в лесу, а вы скажите, правильные ли они. Если поступки будут хорошими, говорите "да", а если плохими - "нет"!

Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет).

Если съем конфетку и выброшу бумажку (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да).

Если ветку подвяжу, колышек подставлю (да).

Если сильно насорю и убрать забуду (нет).

Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет.)

Муравейник я всегда палкой расшвыряю (нет)

Я люблю свою природу, я ей помогаю (да).

Воспитатель: Молодцы, все правильно ответили. Пора возвращаться в детский сад!

Воспитатель: Стоп машина! Станция «Возвращайкина». Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад.
Чебурашка: Ребята, мне пора идти в поход.  Спасибо вам! Я столько полезного сегодня узнал. Теперь я хорошо знаю, как надо вести себя в лесу!

Дети останавливаются.

Дети: Можно собирать только съедобные грибы

Дети: Белые грибы, подберезовики, подосиновики, сыроежки, лисички, маслята, опята…

Дети: Нельзя собирать ядовитые грибы.

Дети: Мухомор, бледная поганка, ложный опенок...
По команде дети начинают собирать муляжи грибов. В корзинку складывают только съедобные грибы. Несъедобные оставляют на коврике. Затем называют грибы. Чебурашка играет вместе с детьми

Дети становятся друг за другом, идут по кругу под фонограмму песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»

Дети останавливаются.

Дети отгадывают загадки.

Дети отвечают

Дети становятся друг за другом, идут по кругу под фонограмму песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»

Дети останавливаются.

Топают

Хлопают

Хлопают

Хлопают

Топают

Дети становятся друг за другом, идут по кругу под фонограмму песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»

Дети останавливаются.

Дети: Осы, шершни, клещи

Дети: обратиться к взрослым.

Дети: Надо надеть длинные брюки, рубашку с длинным рукавом и головной убор.

Дети: Осы могут ужалить.

Дети:

1. Нельзя трогать насекомых.

2. Нельзя дразниться, пугать, гонять опасных насекомых.

3. Нельзя махать руками, нужно стоять спокойно и прикрыть руками лицо.

4. Там, где много насекомых, нужно носить рубашки с длинными рукавами, брюки и головной убор. Смазывать открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых.

Дети становятся друг за другом, идут по кругу под фонограмму песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»

Дети останавливаются.

По сигналу дети ищут свою пару

Дети говорят «да» или «нет» на предлагаемые действия.

Дети становятся друг за другом, идут по кругу под фонограмму песни «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»

Дети останавливаются.

3.Итоговый (рефлексия)

Рисование запрещающих знаков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Чебурашке? Как мы ему помогли? Что вам понравилось? Что вам не понравилось? Вам было интересно? Какие правила поведения в лесу мы сегодня повторили? Предлагаю вам нарисовать запрещающие знаки на тему: «что нельзя делать в лесу»

Ответы детей.

Дети рисуют запрещающие знаки

Список литературы:

  1. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» — 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.
  2. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст]: книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д», 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
  4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Казакова Р.Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
  6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада/ /Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с., 4 л. Ил
  7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст] / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез 2011. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста «Путешествие по городу Светофория»

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста "Путешествие по городу Светофория"...

"Пожар в лесу" досуг по пожарной безопасности и правилам безопасного поведения в лесу.

Конспект досуга по безопасности  в подготовительной  логопедической группе...

Консультация для родителей «Обучаем детей правилам безопасного поведения в лесу»

Поход  в лес понравится любому ребенку, ведь на природе можно бегать, прыгать, веселиться. А среди деревьев и кустарников спрятано столько всего интересного! Но родителям в лесу не до отдыха...

Беседа о правилах безопасного поведения в лесу

Цель: Формирование обобщённого представления о лесе, как доме животных, растений, которые  находятся в тесных связях между собой, закрепить знание правил безопасного поведения в природе....

Конспект спортивного развлечения по правилам безопасного поведения на дорогах с детьми старшей группы «Безопасная дорога».

Конспект спортивного развлечения по правилам безопасного поведения на дорогах с детьми старшей группы «Безопасная дорога»Цель: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраст...

Консультация для родителей старшей группы детского сада «Обучаем детей правилам безопасного поведения в лесу»

Правила поведения детей в лесуЕсли вы берете с собой в лес детей, то обязательно проведите им инструктаж. Они очень любознательны, а их тяга ко всему новому может привести к печальным последствиям. Ит...