Главные вкладки
Консультация для педагогов ДОУ "Информационная безопасность дошкольника"
консультация по обж (старшая группа)
Ввиду реальной угрозы для безопасности ребенка в Интернете, советуем следовать рекомендациям, данным в этой консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_bezopasnost_doshkolnika.docx | 73.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП структурное подразделение
дошкольное отделение корпус №1
Консультация для педагогов ДОУ
на тему:
Информационная безопасность дошкольников.
Подготовила воспитатель
Стайко Н.Ю.
Г. Солнечногорск
2024 г.
Информационная безопасность дошкольников.
Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию". Проблема обеспечения информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом понятием "информационное общество". Для такого общества характерно наличие единого мирового информационного пространства. Важную роль в нем играют коммуникативные технологии, взаимодействие людей в информационной среде, являющейся неотъемлемой частью социальной среды. Подчеркивая существенные отличия процессов социализации детей в информационном обществе, ученые используют понятие "цифровое поколение".
На основе Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" выделяются следующие компоненты: продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, зрелищные мероприятия, а также необходимо рассматривать информацию, полученную детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Система мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОО, предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды, специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей повышения компетентности педагогов в данных вопросах.
Как и почему информация может влиять на процессы развития и социализации детей дошкольного возраста? Прежде всего необходимо отметить, что принципиальная возможность развития ребенка в "здоровом направлении" тесно связана с удовлетворением одной из базовых потребностей - потребности ребенка в безопасности. А.Маслоу доказал, что в случае неудовлетворения потребности ребенка в безопасности, она (потребность) становится доминирующей, узурпирует "право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности". К потере ощущения безопасности может привести столкновение ребенка с информацией, которая вызывает у него страх, тревогу, негативные эмоции и переживания.
Потеря дошкольниками чувства безопасности нередко становится следствием использования непродуктивных методов обучения в общественном и семейном воспитании. Широко распространенные методы ознакомления детей с различными категориями опасностей формируют у них недоверие к людям, вызывают состояние тревожности, неуверенности в себе, стремление избегать знакомства с чем-то новым.
Угрозой для развития может стать не только характер, но и способ восприятия информации. При просмотре мультфильмов, некоторых телепрограмм, традиционных способов проведения занятий в ДОО ребенку отводится роль пассивного получателя информации. При таком подходе не развивается познавательный интерес, воображение, подавляется воля. Информация воспринимается не как средство удовлетворения любознательности, решения практических или познавательных задач, а как источник впечатлений, эмоций, как развлечение. Это приводит к определенной зависимости, без телевизора или компьютера жизнь кажется детям безынтересной.
Н.А.Лызь выделила четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека : ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду); обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях); образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности); личностно-развивающий (формирование личностной зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).
Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и для доступа их к информации, способствующей надлежащему развитию и воспитанию.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это прежде всего снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками.
Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.
Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной.
Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.
Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия.
Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут
развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов
основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
Компьютерные игры приносят не только вред, но и пользу.
Плюсы:
развивают:
- логику, мышление
- память (все игры);
- внимательность, реакцию, сообразительность;
- знание иностранных языков;
- знание компьютера (все игры).
Минусы:
нередко приводят:
- к психическим расстройствам;
- ухудшению зрения;
- развитию жестокости;
- ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;
- игровой зависимости.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за телевизором и компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой - преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией.
Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний по информационной безопасности и педагогике. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и
полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
Памятка для родителей
об информационной безопасности детей
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. Информация, запрещенная для распространения среди детей.
2. Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
1. Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
2. Способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
3. Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным.
4. Отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
5. Оправдывающая противоправное поведение.
6. Содержащая нецензурную брань.
7. Содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. Информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия.
2. Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
3. Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.
4. Содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность Ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т. п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернете, так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Возраст от 7 до 8 лет
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7–8 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
4. Используйте специальные детские поисковые машины.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без Вашего согласия.
10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
14. Приучите Вашего ребенка сообщать Вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали Вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Анкета для родителей
«Безопасный Интернет для детей дошкольного возраста».
Подчеркните все ответы, с которыми Вы согласны или считаете верными, или напишите своё мнение.
1. Укажите возраст Вашего ребенка (детей).
2 года 5 лет
3 года 6 лет
4 года 7 лет
2. Есть ли у Вашего ребенка доступ к сети Интернет?
да
нет
3. Ваш ребенок выходит в Интернет…
самостоятельно
под Вашим контролем
Другой вариант ___
4. Как часто ребенок пользуется Интернетом?
ежедневно
2 -3 раза в неделю
1 раз в месяц
Другой вариант ___
5. Сколько времени ребёнок проводит в сети Интернет?
менее 30 минут
около часа
2 – 3 часа
Другой вариант ___
6. Ограничиваете ли Вы времяпрепровождение ребёнка в сети Интернет?
да
нет
редко
7. Для чего ребёнок обычно использует Интернет дома?
играет в он-лайн игры
смотрит мультфильмы
смотрит развивающие видеоролики
смотрит Интернет - ТВ
8. Используете ли Вы какие-либо ограничения для ребенка в пользовании электронными средствами коммуникации?
да, телевизором
да, мобильным телефоном, планшетом и т. п.
да, игровой приставкой
да, компьютером, ноутбуком и т. п. (без выхода в
Интернет)
нет, никаких правил нет
затрудняюсь ответить
9. Установлен ли на Вашем компьютере (планшете, мобильном телефоне) программа родительского контроля для предотвращения негативного воздействия Интернета на ребёнка?
да
нет
впервые слышу про эту программу
10. Знаете ли Вы, какие Интернет-сайты посещает ребёнок?
да
нет
знаю, но не все
11. Разговариваете ли Вы с ребёнком о правилах поведения в Интернете?
да, часто
редко
нет
12. Имеется ли на Вашем компьютере (планшете, мобильном телефоне) Детский фильтр – встроенный модуль для антивирусной программы?
да
нет
13. Защищаете ли Вы ребёнка от назойливых всплывающих окон с помощью специальных программ (например, эта функция встроена в Windows XP с последним обновление и в панель инструментов MSN?
да
нет
14. Приучаете ли своего ребёнка сообщать Вам, если что-либо или кто-либо в Сети пугает, тревожит или угрожает им?
да
нет
15. Каким из перечисленных рисков подвергались Вы или Ваши дети, используя Интернет?
- преследование сообщениями, содержащими
оскорбления, агрессию, запугивание;
- блокировка компьютера, взлом профиля, вирусы, спам
неподобающая или незаконная информация различного
рода;
- онлайн-мошенничество;
- не подвергались никаким рискам;
- затрудняюсь ответить
16. Необходимо ли вам больше информации о том, как защитить своего ребенка от негативного контента и нежелательных контактов в Интернете?
да
нет
17. Откуда и как Вы получаете информацию о безопасном использовании Интернет?
- родительские собрания;
- сайт дошкольного учреждения;
- информация на сайтах производителей программного
обеспечения для фильтрации контента;
- из телевизионных передач, по радио, в периодических
изданиях;
- другие источники
18. Если вас интересует информационная безопасность детей, в какой форме Вы хотели бы получать такую информацию (правила, рекомендации, презентации, фильмы и т. п. ?
- тематические родительские собрания;
- периодическая рассылка материалов (ссылок на
Интернет-ресурсы) по электронной почте;
- публикации (специальный раздел) на сайте
дошкольного учреждения;
- личные консультации с компетентными сотрудниками
ДОУ;
Другой вариант ___
17. Знаете ли Вы где и кому можно сообщить о замеченном Вами незаконном или негативном контенте в Интернете?
- да, мне известен телефон «горячей линии»
- да, я сообщу в правоохранительные органы
- да, на специальные сервисы Интернет-провайдеров
- да, в дошкольное учреждение
- да, в родительский комитет (управляющий совет и т. п.)
ДОУ
- я не знаю, кому я могу сообщить о незаконном и
негативном контенте
- я не буду никуда сообщать, это бесполезно
- затрудняюсь ответить
18. Стоит ли ограничивать массовое увлечение Интернетом среди детей?
- да, увлечение Интернетом вредно для морального и
физического здоровья детей
- нет, от прогресса никуда не уйдёшь
- затрудняюсь ответить
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года
2. Тимофеева Л. Проблемы времени. Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста. "Дошкольное воспитание" 7/2019
Издательский дом "Воспитание дошкольника"
3. Житенева Ю.Ю., Колесникова Р.Р. «Дошкольник и компьютер» Московский государственный гуманитарный университет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников»
Описание работы по формированию у дошкольников определённой модели поведения:- предвидеть опасность;- уметь принять меры во избежание опасности;- уметь обращаться за помощью к другим;- уметь действова...
Консультации для родителей "Основы личной безопасности для дошкольника"
Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности, является для родителей обучение ребенка правильному поведению...
Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...
Консультация для родителей «Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах»
Все мы, взрослые, пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность детей на наших улицах и дорогах?». Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. К трагедии на дорогах прив...
Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...
Консультация для родителей на тему: Безопасность на воде для дошкольников
У маленьких детей обычно отсутствует природный страх перед водой и поэтму они смело лезут в, совершенно не осознава...
Консультация для родителей на тему: "Безопасность дошкольников"
МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города БелгородаПодготовила воспитатель Сухова О.Н..«Безопасность дошкольников»Все мы – педагоги, род...