«Использование кейс – технологий для формирования культуры безопасности дошкольников»
методическая разработка по обж

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.

В своей работе для формирования  культуры безопасности старших дошкольников я использую  кейс технологию.

Что же такое кейс - технология?

Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Это, наверное, самый простой вид кейсов, когда ребенок наглядно сталкивается с событием и вовлекается в познавательную и коммуникативную деятельность на основе воспринятого.

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.

Например:  «Фото-кейс»   - Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делает мальчик ? Правильно ли он поступает? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы, формулировка правила: « Нужно переходить дорогу в положенном месте, по пешеходному переходу или по светофору)

Детям предлагается рассмотреть фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.

- Ребята, что не так на картинке?

- Что не правильно делает? (подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)

- А как нужно поступить

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

Например: светофор, дорожные знаки, жезлы инспектора ГИБДД, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. 

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь, сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Вид кейса необычный, позвольте привести пример его использования: «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил:

«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

- Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?

-Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?

-К чему приводит такое поведение на дорогах?

-Как любой воспитанный человек переходит дорогу?

-Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги».

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение. Приведем пример такого кейса.

«Ребята, сегодня я вам принесла картинки. Давайте вместе посмотрим и расскажем – что же такого опасного я увидела.

(Дети описывают картинку, заявляют об опасности).

В. - Я расскажу вам, как мог бы поступить ребенок на велосипеде, чтобы его поездка стала безопасной и правильной. Я опишу вам несколько вариантов, а вы выберите самый лучший:

1-й вариант: для безопасности ребенок должен надеть каску и ехать по краю дороги

2-й вариант: ребенок должен был ехать только со взрослым. Взрослый обеспечит ребенку безопасность

3-й вариант: кататься можно только в специально отведенных местах, лучше в каске и защите.

А для того, чтобы вы сделали выбор, давайте ответим на вопросы:

- Как случилось, что ребенок оказался один на дороге на велосипеде?

- К чему могут привести такие опасные катания? А для окружающих?

-Обсудите каждый из вариантов, которые вам рассказала, и выберите лучший.

- Сформулируйте правило безопасного поведения ребенка-велосипедиста на дороге».

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.

1 этап – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?»«Что случилось с ребенком?»

2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?»«Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

Вывод: в  процессе использования кейс технологии ребята научились: получать необходимую информацию в общении; соотносить свои интересы с интересами других; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-_tehnnologii.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 муниципального образования Кореновский район Выступление из опыта работы «Использование кейс – технологий для формирования культуры безопасности дошкольников» Воспитатель: Сопельняк И.А. г. Кореновск 2024г.

Слайд 2

Что же такое кейс - технология? Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Слайд 3

I. Кейсы-инциденты 1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации

Слайд 4

2) Кейсы-драматизации

Слайд 5

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений

Слайд 6

II. Кейсы – вариации и догадки 1) Серия опорных картинок

Слайд 7

2) Предметы демонстрирующие опасность

Слайд 8

3) Кейсы-наоборот

Слайд 9

4) Кейсы-варианты развития событий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге»    Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-классдля педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов по ПДД: «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель  мастер-класса: научить педагогов ДОУ применять кейс - технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:познакомить участников мастер - класса с методом кейсов с целью формирования ...

Консультация «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

Консультация для педагогов ДОУ  «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»...