«Использование кейс – технологий для формирования культуры безопасности дошкольников»
методическая разработка по обж
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
В своей работе для формирования культуры безопасности старших дошкольников я использую кейс технологию.
Что же такое кейс - технология?
Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Это, наверное, самый простой вид кейсов, когда ребенок наглядно сталкивается с событием и вовлекается в познавательную и коммуникативную деятельность на основе воспринятого.
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.
Например: «Фото-кейс» - Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делает мальчик ? Правильно ли он поступает? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?
- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы, формулировка правила: « Нужно переходить дорогу в положенном месте, по пешеходному переходу или по светофору)
Детям предлагается рассмотреть фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.
- Ребята, что не так на картинке?
- Что не правильно делает? (подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)
- А как нужно поступить
2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
Например: светофор, дорожные знаки, жезлы инспектора ГИБДД, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);
2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь, сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Вид кейса необычный, позвольте привести пример его использования: «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил:
«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
- Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?
-Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?
-К чему приводит такое поведение на дорогах?
-Как любой воспитанный человек переходит дорогу?
-Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги».
4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение. Приведем пример такого кейса.
«Ребята, сегодня я вам принесла картинки. Давайте вместе посмотрим и расскажем – что же такого опасного я увидела.
(Дети описывают картинку, заявляют об опасности).
В. - Я расскажу вам, как мог бы поступить ребенок на велосипеде, чтобы его поездка стала безопасной и правильной. Я опишу вам несколько вариантов, а вы выберите самый лучший:
1-й вариант: для безопасности ребенок должен надеть каску и ехать по краю дороги
2-й вариант: ребенок должен был ехать только со взрослым. Взрослый обеспечит ребенку безопасность
3-й вариант: кататься можно только в специально отведенных местах, лучше в каске и защите.
А для того, чтобы вы сделали выбор, давайте ответим на вопросы:
- Как случилось, что ребенок оказался один на дороге на велосипеде?
- К чему могут привести такие опасные катания? А для окружающих?
-Обсудите каждый из вариантов, которые вам рассказала, и выберите лучший.
- Сформулируйте правило безопасного поведения ребенка-велосипедиста на дороге».
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.
1 этап – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»
2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.
Вывод: в процессе использования кейс технологии ребята научились: получать необходимую информацию в общении; соотносить свои интересы с интересами других; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое кейс - технология? Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
I. Кейсы-инциденты 1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации
2) Кейсы-драматизации
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений
II. Кейсы – вариации и догадки 1) Серия опорных картинок
2) Предметы демонстрирующие опасность
3) Кейсы-наоборот
4) Кейсы-варианты развития событий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»
laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге» Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».
Цель: научить педагогов ДОУ применять кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».
Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».
Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....
Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».
Мастер-классдля педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов по ПДД: «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».
Цель мастер-класса: научить педагогов ДОУ применять кейс - технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:познакомить участников мастер - класса с методом кейсов с целью формирования ...

Консультация «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»
Консультация для педагогов ДОУ «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»...