Современные формы и методы формирования у дошкольников правильного безопасного поведения на дорогах.
консультация по обж
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.
Главная цель образовательно–воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Образовательно–воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов. Дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
- в процессе образовательной деятельности по дорожной тематике.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например, сравниваем светофор и знаки запрещающие. Находим сходство и различия.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Для этого используют плоскостные модели дорожного движения, которые дополняют дорожными знаками, пешеходными зонами и велосипедными дорожками, объектами инфраструктуры
1 Водитель не видит тебя, а ты не видишь водителя.
Ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети должны ответить, в чем опасность такого поведения и моделировать на магнитной доске
Ребенок пролезает на проезжую часть через кусты. Моделирование на макете.
2. Автомобиль едет медленно, но он опасен. Ребенок никогда не сможет правильно рассчитать скорость автомобиля. Моделирование на макете.
Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический прием. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Метод «Мозговой штурм» (технология «Триз»). Данный метод позволяет получить максимальное количество новых идей в минимальное время. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-нибудь познавательной задачи, во время игры-занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Мнемотехника. Помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. На каждое слово или словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Данный метод начинаем водить с 4-5 лет. Дети составляют сказки и рассказы на темы по ПДД, разучивают стихотворения.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Игра «Воробушки», «Собери машинку».
Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний. Например, воспитатель просит ребенка рассказать, как он добрался до детского сада. В повествование можно включать элементы сказки.
Воспитывая дошкольников, педагог должен также применять такие методы, как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, образовательной деятельности, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который обязательно должен применяться в работе с дошкольниками. Дети должны сами увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми по формированию культуры безопасности:
- интегрированная образовательная деятельность;
-проектная деятельность (исследовательские-творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
- изготовление макетов;
- проблемная ситуация; 1. Что было бы, если б в городах не было светофоров или знаков? 2. Почему нельзя ходить по проезжей части?
Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно ли они поступают или нет, почему?
- игровые обучающие ситуации; предвидение опасности.
Показать картинку «Мальчик уронил варежку на проезжую часть дороги». Дети должны ответить, как он должен поступить в этой ситуации.
- эвристические беседы. Это вопросно-ответная форма обучения, при которой воспитатель не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.
Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определённый багаж знаний и опыта.
- чтение художественной литературы;
- игры (словесные, настольные, дидактические, подвижные, ситуативные и ролевые, театрализованные и игры-драматизации, с использованием макетов, компьютерные).
В настольных играх могут быть модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.
Дидактические игры: «Какой знак», «Доскажи словечко», «Угадай знак», «Собери машину», настольно-печатные игры: «Правила движения», «Подбери знак», «Умный светофор», «Улица».
Сюжетно-ролевые игры, например «Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Перекрёсток», «Автобус», «Дорожный патруль», «Пассажиры» способствуют лучшему усвоению правил дорожного движения, дети показывают практические навыки и умения, придумывают сюжет, распределяют роли, разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации.
Подвижные игры, такие как «Бегущий светофор», «К своим флажкам», «Цветные автомобили», «Займи своё место», помогают закрепить определённые навыки и умения.
- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения направлены на закрепление знаний детей о безопасности дорожного движения. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и т.д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском саду.
- игровые тренинги;
На макете дороги с пешеходным переходом можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца.
- «минутки безопасности». Это кратковременное занятие по безопасности движения, которое проводит воспитатель во второй половине дня непосредственно перед тем, как дети пойдут домой. Она должна длиться не более 2–3 минут, максимум — 5 минут.
Цели «минутки» - закрепить знания детей о правилах дорожного движения; способствовать усвоению основных навыков безопасного поведения на улице; развить умение использовать полученные знания в различных ситуациях.
Где нужно ожидать маршрутный транспорт? Где пешеходы обязаны переходить улицу? Как? Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь? Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя? (зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину. Надо быть очень осторожным! Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!
О чем говорит красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый? Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?
- театрализованные представления;
- викторины и различные конкурсы. В игровой ненавязчивой форме можно определить уровень знаний детей о правилах дорожного движения.
- мультимедийные презентации, просмотр телевизионных передач, фильмов, видеороликов, мультфильмов по дорожной тематике;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС).
- разработка маршрута «Безопасная дорога в детский сад». Помогает обучить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
- беседы и работа с наглядным материалом. Во время бесед с детьми обсуждаются темы: виды транспортных средств, опасности на улицах, правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке.
- творческая деятельность: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок и т.д помогают закрепить полученные знания.
Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщик и т.д. Дети самостоятельно смогут сделать различные дорожные знаки. Дети могут делать и картонные модели автомобилей, светофора. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним, их можно использовать на дидактических занятиях по дорожной тематике.
Также для успешного формирования основ безопасного поведения на дорогах необходимо создание соответствующей материальной базы: специальных автоплощадок — игровых пространств на участках детского сада, уголков, посвящённых правилам дорожного движения в группах детского сада.
В целом план проведения образовательной деятельности с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные формы и методы формирования у дошкольников правильного безопасного поведения на дорогах.
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.
Главная цель образовательно–воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Образовательно–воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов. Дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
- в процессе образовательной деятельности по дорожной тематике.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например, сравниваем светофор и знаки запрещающие. Находим сходство и различия.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Для этого используют плоскостные модели дорожного движения, которые дополняют дорожными знаками, пешеходными зонами и велосипедными дорожками, объектами инфраструктуры
1 Водитель не видит тебя, а ты не видишь водителя.
Ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети должны ответить, в чем опасность такого поведения и моделировать на магнитной доске
Ребенок пролезает на проезжую часть через кусты. Моделирование на макете.
2. Автомобиль едет медленно, но он опасен. Ребенок никогда не сможет правильно рассчитать скорость автомобиля. Моделирование на макете.
Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический прием. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Метод «Мозговой штурм» (технология «Триз»). Данный метод позволяет получить максимальное количество новых идей в минимальное время. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-нибудь познавательной задачи, во время игры-занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Мнемотехника. Помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. На каждое слово или словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Данный метод начинаем водить с 4-5 лет. Дети составляют сказки и рассказы на темы по ПДД, разучивают стихотворения.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Игра «Воробушки», «Собери машинку».
Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний. Например, воспитатель просит ребенка рассказать, как он добрался до детского сада. В повествование можно включать элементы сказки.
Воспитывая дошкольников, педагог должен также применять такие методы, как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, образовательной деятельности, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который обязательно должен применяться в работе с дошкольниками. Дети должны сами увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми по формированию культуры безопасности:
- интегрированная образовательная деятельность;
-проектная деятельность (исследовательские-творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
- изготовление макетов;
- проблемная ситуация; 1. Что было бы, если б в городах не было светофоров или знаков? 2. Почему нельзя ходить по проезжей части?
Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно ли они поступают или нет, почему?
- игровые обучающие ситуации; предвидение опасности.
Показать картинку «Мальчик уронил варежку на проезжую часть дороги». Дети должны ответить, как он должен поступить в этой ситуации.
- эвристические беседы. Это вопросно-ответная форма обучения, при которой воспитатель не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.
Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определённый багаж знаний и опыта.
- чтение художественной литературы;
- игры (словесные, настольные, дидактические, подвижные, ситуативные и ролевые, театрализованные и игры-драматизации, с использованием макетов, компьютерные).
В настольных играх могут быть модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.
Дидактические игры: «Какой знак», «Доскажи словечко», «Угадай знак», «Собери машину», настольно-печатные игры: «Правила движения», «Подбери знак», «Умный светофор», «Улица».
Сюжетно-ролевые игры, например «Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Перекрёсток», «Автобус», «Дорожный патруль», «Пассажиры» способствуют лучшему усвоению правил дорожного движения, дети показывают практические навыки и умения, придумывают сюжет, распределяют роли, разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации.
Подвижные игры, такие как «Бегущий светофор», «К своим флажкам», «Цветные автомобили», «Займи своё место», помогают закрепить определённые навыки и умения.
- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения направлены на закрепление знаний детей о безопасности дорожного движения. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и т.д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском саду.
- игровые тренинги;
На макете дороги с пешеходным переходом можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца.
- «минутки безопасности». Это кратковременное занятие по безопасности движения, которое проводит воспитатель во второй половине дня непосредственно перед тем, как дети пойдут домой. Она должна длиться не более 2–3 минут, максимум — 5 минут.
Цели «минутки» - закрепить знания детей о правилах дорожного движения; способствовать усвоению основных навыков безопасного поведения на улице; развить умение использовать полученные знания в различных ситуациях.
Где нужно ожидать маршрутный транспорт? Где пешеходы обязаны переходить улицу? Как? Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь? Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя? (зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину. Надо быть очень осторожным! Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!
О чем говорит красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый? Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?
- театрализованные представления;
- викторины и различные конкурсы. В игровой ненавязчивой форме можно определить уровень знаний детей о правилах дорожного движения.
- мультимедийные презентации, просмотр телевизионных передач, фильмов, видеороликов, мультфильмов по дорожной тематике;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС).
- разработка маршрута «Безопасная дорога в детский сад». Помогает обучить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
- беседы и работа с наглядным материалом. Во время бесед с детьми обсуждаются темы: виды транспортных средств, опасности на улицах, правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке.
- творческая деятельность: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок и т.д помогают закрепить полученные знания.
Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщик и т.д. Дети самостоятельно смогут сделать различные дорожные знаки. Дети могут делать и картонные модели автомобилей, светофора. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним, их можно использовать на дидактических занятиях по дорожной тематике.
Также для успешного формирования основ безопасного поведения на дорогах необходимо создание соответствующей материальной базы: специальных автоплощадок — игровых пространств на участках детского сада, уголков, посвящённых правилам дорожного движения в группах детского сада.
В целом план проведения образовательной деятельности с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через театрализованную деятельность
Мой опыт работы по ПДД....
Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций
В рекомендациях для воспитателей рассказывается об одном из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста - использовании проблемных ситуаций. Обоз...
Акция как интерактивная форма взаимодействия ДОУ и социума в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге
Представлены рекомендации по проведению акции...
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста...
Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников...