"Приключения Домовенка Кузи в городе продолжаются"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Большакова Наталия

Досуг-занятие  по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 110 комбинированного вида Выборгского района
города Санкт-Петербурга.

Интегрированное досуг-занятие:
 «Приключения Кузи в городе продолжаются»

для детей старшего дошкольного возраста
по теме: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработали и провели:

                                                           Садовая Елена Алексеевна 
                                                                       
инструктор по физической культуре        
                                                                Большакова Н.В.  Ивлева Н.Г

                                           Воспитатели гр. № 5 «Домовёнок»
ГБДОУ детский сад № 110

                  Выборгского района

                                                                                                                               

г. Санкт-Петербург
2024г.

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………...   3

Основная часть………………………………………………………………….  6

Заключение  …………………………………………………………………… 12                                                                  

Список использованных источников…………………………………………13

                                           


Введение:

Актуальность: в последнее время, статистика  дорожно-транспортного травматизма  с участием детей всё больше нас, взрослых, приводит к пониманию, что детей, как можно раньше, нужно просвещать в области безопасности на дорогах нашего города. Транспорта  становится всё больше, скорости растут, сам городской транспорт увеличивается в размерах и формах.
           Дети дошкольного возраста, не имеют достаточно опыта,  у них отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Интерес к окружающему, желание всё узнать и всё потрогать ставит ребенка перед реальными опасностями не только на улицах огромного города, но и во дворах, по пути в детский сад, школу, на игровую площадку.
        Наиболее частыми причинами ДТП являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора.           Чтобы наши дети не попадали в ситуации, опасные для жизни с ранних лет нужно знакомить их с азбукой дорожного движения.
         При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность и систематичность. Целесообразно проводить и необычные занятия: в форме игры, путешествия, состязания, использовать образы сказочных героев на занятиях.  Что бы ребёнок мог побыть в разных ролях, прочувствовать различные ситуации, в которых может оказаться. В игре дети могут быть и  пешеходами, и пассажирами, и водителями, всеми участниками дорожного движения.  Они, сделают  правильный выбор: идти, или стоять, смотреть по сторонам  или прямо, дать маме руку или самостоятельно перейти дорогу. Быстрее смогут  понять и запомнить правила, играя, двигаясь, когда сами поучаствуют в сказке. А ещё они очень любят помогать, учить кого-нибудь. Наша группа называется «Домовёнок» и нам часто «помогает» этот персонаж из сказок Татьяны Александровой. Поэтому, нами была выбрано занятие по ПДД в форме интегрированного досуга  с элементами сказки. В этом путешествии дети продолжили помогать  Домовёнку Кузе, знакомить его с пдд в городе.

Цель: создание благоприятных условий для  детей старшего дошкольного возраста к безопасному и осознанному участию в дорожном движении  в городской среде.

Задачи:
       Образовательные: 
Продолжать расширять и уточнять знания детей о правилах  безопасного поведения на улицах, во дворах города, на детских плошадках.
Закреплять и систематизировать представления о видах транспорта, названиях транспортных средств, о разных видах светофоров, о значении сигналов светофора.

         
Развивающие: 
Продолжать развивать восприятие, внимание, ловкость, умение быстро ориентироваться  в пространстве.

         
Воспитательные: 
Воспитывать  умение взаимодействовать в коллективе со сверстниками.
Продолжать формировать навыки  культурного пешехода и пассажира, способствовать желанию и стремлению  изучать и выполнять правила дорожного движения;
         
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
         Дети:
         
• знают алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»
          • знают правила перехода проезжей части по регулируемому  пешеходному   переходу,

           • сформированы знания о видах транспорта
           • соблюдают элементарные ПДД, и правила поведения в пассажирском транспорте.
           
Родители:
           • активно сотрудничают с педагогами по данной теме
           • расширяют  педагогическую грамотность по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
          Педагог:
           • повышение знаний по безопасности;
           • взаимосвязь с родителями по созданию  досугов и развлечений для детей.
Оборудование:
костюм героя развлечения, ноутбук, мультимедийная установка, карточки с видами транспорта, модули, обручи-рули, мешочки с песком, тканевый пешеходный переход, самокаты с защитной экипировкой, фликеры разные.
Предварительная работа:
Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)
Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования.
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях, разные виды транспорта.
Просмотр видеоматериалов.
Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки»,  «Виды транспорта», «Четвертый лишний».
Разучивание ритмических комплексов « Вместе весело шагать», «Мячик» из программы А. Бурениной «Ритмическая мозаика»,  подвижные игры: «Такси», «Автобус», разучивание загадок и стихов о разных видах транспорта.
Проведение с детьми бесед по теме ПДД.

Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в зал, приветствуют гостей.
Ведущий:  Ребята, я хочу вас спросить, вы с удовольствием ходите в садик, в нашу группу, или вы идёте, потому что так надо?  (ответы детей) Кроме игр с друзьями, интересных занятий и развлечений в садике нужно соблюдать ещё и определённые правила. Вся наша жизнь в садике, и не только в садике состоит из правил. Для чего, вообще, нужны правила? Как вы думаете?  Что случается с теми, кто их  не соблюдает? (ответы детей)  Да, правила нужны, прежде всего, для вашей безопасности. 
  Презентация       (слайд № 1) 
 Посмотрите, мы с вами живём в очень большом городе, где много людей, машин, домов, улиц вся эта жизнь большого города регулируется правилами. Как называются эти правила? (ПДД) Правильно, правила дорожного движения. Дети вспоминают некоторые правила;
- ходим только по тротуару, или по пешеходной дорожке
- переходим проезжую часть только в определенном месте, где есть светофор или пешеходный переход;
-  нельзя перебегать  дорогу, перед едущей машиной
- нужно держать маму за руку

Ведущий: Движенья полон город, бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
Шагая осторожно, за улицей следи,
И только там, где можно, ее переходи.
Ведущий: пришли вы с мамой или папой в детский сад и  день в детском саду  начинаем  с веселой танцевальной зарядки.
             
Ритмический комплекс «Вместе весело шагать по просторам»
               (из программы А. Бурениной  «Ритмическая мозаика»).

Звучит музыка. Выходит Домовенок Кузя, хромает.
Кузя: не хочу жить в лесу с Бабой Ягой , не буду, не вернусь обратно в лес!
Ведущий: здоровается, интересуется почему убежал.
Кузя: я бы не убегал, но каждый день одно и тоже; поешь, поспишь, опять поешь, опять поспишь. У вас тут интересно, весело, много ребят, игрушек, занятия разные интересные.
 Ведущий: Кузенька,  что с тобой случилось, почему ты хромаешь? 
Кузя: я чуть под машину не попал.  У детского сада дорога, и машин ну очень много. Ездят туда-сюда, туда-сюда. А я хотел перебежать, и вот  не получилось.
 Ведущий:  как  же ты переходил  проезжую часть дороги?
Кузя: где захотел, там и стал переходить, вернее, перебегать, то туда, то сюда, то от одной машины, то от другой, детей то в  ваш садик на машинах привозят много.
Ведущий: ты не помнишь, в прошлом году к нам приходил, правила учили вместе?
Кузя: дойти до светофора и до пешеходного перехода, это я помню! Но у вас во дворе же нет никакого пешеходного перехода, зебра тоже убежала… еще я очень торопился, боялся опоздать, споткнулся, упал, чуть не наехала на меня машина.
Ведущий:  Кузя, давай ребята тебе напомнят правила, правда, напомним?
                                                 
(слайды № 2,3,4,5)
                                               
Игра «Найди и объясни»         
На слайдах – дорога с правильным и не правильным способами перехода через неё. Дети объясняют изображённую ситуацию.                        

Ведущий:  теперь ты вспомнил, как правильно переходить улицу, а как нельзя, чтобы не случилось беды?
Кузя: ребята, объясните, как вести себя в разных ситуациях на дороге?
                                               
Слайд № 6 (Улица)

Ведущий. Смотрите, как много разных машин на улицах города.
Кузя: вижу красненькую и маленькую,  вот большая, и рожки на крыше. Ой, что это за машина такая?
Ведущий. Эта машина называется троллейбус, а сейчас ребята помогут тебе разгадать загадки о машинах, которые помогают людям добираться до работы, в цирк, зоопарк и другие места города. (во время загадок на экране показываются картинки этих видов транспорта)                      Слайд № 7 (Троллейбус)

Неуклюжий он немного, мягко шинами шуршит.
К проводам прилипли рожки, в окнах солнышко блестит.
А внутри весь, как игрушка  - вот сидений мягкий ряд.
Место уступить старушке ты, надеюсь, будешь рад.
Без него добраться сложно в детский садик и в кино.
Без
троллейбуса не можем обойтись давным-давно.
                                           
Слайд № 8 (Трамвай)

Под веселый перезвон вот и показался он:
Два вагончика с дугой и проезд недорогой.
Для него здесь путь проложен, только будь-ка осторожен -
Сам по рельсам не ходи, поскорее с них сойди.
Знай, что рельсы лишь
трамваю быстро бегать помогают.

                                                 Игра «Трамвай»
Дети делятся на две команды, идут в колоннах друг за другом по разложенным мешочкам с песком (рельсы), сняв обувь под музыкальное сопровождение «Веселый трамвайчик». Побеждает команда, чьи игроки выполняют дружнее и не пропускают препятствия.
                                         
Слайд № 9 (поезд, вагоны)

 Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
                                         
Слайд № 10 (автомобиль)

Не летит, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят глаза жука – два блестящих огонька.

                                         Слайд № 11 (такси)

На работе кто за сутки город весь исколесит?
Сэкономит нам минутки, ну конечно же, такси.
Лучше всех ему известен каждый адрес, каждый дом,
Не заблудимся с ним вместе даже в городе чужом.
Вот приветливо мигает нам зеленый огонек,
С ним никто не опоздает, всех
такси доставит в срок.

Ведущий. А сейчас еще одна игра.
Кузя. Играть мы любим.
                                           
Игра «Такси»
Дети делятся на две команды, «водитель» в фуражке с обручем в руках. Он бежит к команде, к нему пристраивается один игрок, и оба бегут к стойке (остановке). «Водитель» бежит за следующим игроком. Побеждает команда, чьи игроки быстрее окажутся у стойки.

                                         Слайд № 12 (грузовик)

Пьет бензин как молоко, может бегать далеко.                    
Возит грузы и людей, ты знаком, конечно, с ней
Силач на четырех ногах, в резиновых сапогах  
Прямиком из магазина прикатил нам пианино.

                                       Слайд № 13 (велосипед)

День рожденья у меня – подарили мне коня.
Замечательный какой, голубой - преголубой!
Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.
Жаль вот только, гривы нет. Что за конь?

                                      Слайд № 14 (пожарная машина)

Мчится огненной стрелой, мчится вдаль машина,
И зальет пожар любой смелая дружина.

                                      Слайд № 15 (скорая помощь)

Мимо машины с красным крестом
На помощь больному промчалась бегом.
У этой машины особенный цвет:
Как будто халат белоснежный надет.

                                      Слайд № 16 (автобус)

 Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках
 

Ведущий:  сейчас предлагаю вам,  ребята, вместе с Кузей покататься на автобусе. Поедем по городу на автобусе? Тогда занимайте  места. 

                                                Игра «Автобус»
Дети садятся на стулья, которые поставлены, как в автобусе, впереди место для водителя. Кузя  садится с детьми. Появляется бабушка, ей не хватило места.

Ведущий: смотрите, бабушка вошла на остановке, ей места не хватило, а она же такая старенькая, тяжело ей стоять. (кто-то из детей уступает ей место) 
Ведущий: молодцы, что уступили место бабушке, а вот Кузя даже не встал. Ты что, Кузя,
не знаешь, что старшим место нужно уступать везде, и в транспорте тоже?
Кузя. Я не знал, но сейчас буду уступать. А какие еще правила нужно соблюдать в городском транспорте? (ребята перечисляют: вести себя тихо, спокойно, нельзя бросать мусор, фантики от конфет, не толкать пассажиров, которые находятся  рядом)
Ведущий: Кузя, ты запомнил? Будешь выполнять все правила поведения в транспорте? Наш автобус подъехал к остановке « Парк». Выходим из автобуса и переходим улицу по «зебре».
Ведущий: помнишь, что за зебра здесь у нас? Послушай, ребята напомнят тебе, что называют «зеброй» на дороге.
Ребенок: Для чего на перекрестке черно-белые полоски?
Это- «зебра», но не лошадь, а дорога через площадь,
Вдоль по «зебре» пешеход в безопасности идет.

                                             Слайд № 18, 19, 20

Ведущий: в больших городах пешеходные переходы бывают вот такие. Подземные - самые безопасные, обязательно нужно  смотреть на светофор и по сторонам, когда переходите дорогу; сначала налево, потом направо.

                                           
 Слайд № 21, 22

Ведущий: ребята, посмотрите внимательно, для кого предназначен этот светофор? Кто там стоит или идёт? (пешеход, для пешеходов) На какой сигнал светофора мы переходим проезжую часть? На какой стоим?

Ребёнок.  По дороге я иду, маму за руку веду.
Мой знакомый светофор светит людям с давних пор.
Он на улице стоит, подает сигнал.
И хотя всегда молчит, здесь он - генерал.
Мы на красный сигнал стоим,  и на жёлтый не идем.
На зеленый – поглядим, и дорогу перейдем.
Вот зеленый сигнал горит, осмотреться нам велит.
Тормозят машины - стоп! - смело мы идем вперед.

Кузя находит мячик и начинает играть прямо на пешеходном переходе.
Ведущий: Кузенька, у тебя нога уже не болит?
Кузя: нет, всё прошло, зажило.
Ведущий: ты, наверное,  не хочешь, чтобы опять у тебя что-то заболело? Здесь проезжая часть, она не для игр. Ребята, расскажите Кузе, какое правило он сейчас нарушил?
Дети: машины не могут быстро остановиться. Играть на дороге опасно для жизни и здоровья.
Ведущий: правильно, нельзя играть на дороге, а еще на тротуаре, ведь по нему ходят пешеходы. Для игр в мяч есть специальные стадионы, площадки. Вот на них, играй сколько хочешь.
                                   
Слайд № 23(Спортивная площадка) 
                                     Ритмический комплекс «Мячик» 
                       (
из программы А.Бурениной «Ритмическая мозайка»).
Ведущий. Ты все понял о дороге, об опасностях, которые ждут нас на проезжей части, и как вести себя на улице?
Кузя: да все понял, всё узнал, всё вспомнил ой, а это что за знак?
Выходят дети с разными дорожными знаками, читают стихи про знак, который держат в руках.
                                       
Слайд № 24 (Знак «Пешеходный переход»)
1-й ребенок: Этот знак такого рода
Он на страже пешехода –
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.

                                 Слайд № 25 (Знак «Движение пешеходов запрещено»)
2-й ребенок: В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено! »

             Слайд № 26 (Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси»)
3-й ребенок: В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

                                         Слайд № 27 (Знак «Больница»)
4-й ребенок: Этот знак всегда поможет
Объект в дороге вам найти,
Первую помощь вам окажут,
Если плохо вам в пути. 

                                         Слайд № 28(Знак «Дети» )
5-й ребенок: Шоссе шуршало шинами
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ,
Здесь знак, водители, для вас.
И вы, ребята, знак увидев, тоже, будьте очень осторожны! 

Кузя: Какие ребята все молодцы!
Ведущий: Да, я с тобой согласна, наши дети действительно молодцы. Они хорошо усвоили все правила дорожного движения и знают много дорожных знаков. И тебя мы сегодня многому научили, правда?
Кузя:  (увидел самокат) ребята, а это что за зверь такой? ( Ходит вокруг, рассматривает)
Ведущая: это тоже такой  вид транспорта, называется самокат.
Кузя. А как на нем ездить? Кузя пытается прокатиться, садится неправильно, падает.
Ведущая: Чтобы пользоваться самокатом, нужна специальная экипировка. Хочешь, ребята тебе сейчас всё покажут.

Ребенок надевает защиту: наколенники, налокотники шлем.  На самокате подъезжает к пешеходному переходу. Спешивается, смотрит по сторонам и переходит по пешеходному переходу, катит самокат рядом.

Кузя: ой, я тоже хочу попробовать. Пробует.
Ведущий: Кузя, у тебя получается, ребята, давайте подарим Кузе самокат, он же хороший ученик, все правила старается выполнять, всё запоминает. С самокатом справился. Да и обратно, домой быстрее доберётся. (Кузя благодарит, радуется)
Кузя: Да, пора мне возвращаться. Скучно всё-таки там бабушке, будет без меня, да и старенькая она уже, а старость нужно уважать и место в транспорте общественном уступать. Я это правило запомнил хорошо.
Только уже вечереет, становиться темно. Как бы мне на дороге в темноте, под машину не попасть. Водителям тоже сложно в тёмное время, на проезжей части меня, маленького такого разглядеть.
Ведущая: А мы тебе расскажем о фликерах. Фликер – это световозвращающий знак, который может спасти пешехода, велосипедиста, или водителя самоката  в тёмное время суток  на дороге, обеспечивая видимость в условиях недостаточной освещенности, светоотражатель становится практически единственным способом обозначить себя на проезжей части. (см на экран) Кузя, мы тебя засветим и станешь ты заметным для водителей.
Световозвращающими элементами могут служить маленькие брелки, значки или шевроны, покрытые отражающим свет материалом. Они работают по принципу дорожных знаков: на брелок наклеен специальный материал, который возвращает свет к источнику.           Что блестит так и сверкает, словно искорка огня?
Это фликер мой сияет, на одежде у меня.

                                 
Ребята надевают на Кузю фликеры.

Кузя: спасибо, ребятушки за все, а если уж что подзабуду, или просто в гости, то опять к вам приеду, и Бабушку Ягу могу привезти, такси вызовем.
Ведущая: Мы рады были тебе, Кузя мы всегда гостям рады.
На дорогах трудностей так много, без сомнения.
Но их боятся, нет у нас причин.
Так как  правила дорожного движения
Есть для пешеходов и машин.
И чтоб у всех было хорошее настроение.
Соблюдайте правила дорожного движения.

 Заключение:
Проведение данного досуга способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитию чувства контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
    Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
   Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен соответствующий материал для проведения мероприятия. Основные задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.
  С целью реализации образовательной деятельности была предложена мотивация: помочь Домовёнку Кузе сориентироваться в большом городе, познакомить с транспортом и с правилами дорожного движения
.
Досуг строился на использовании групп методов:
- игрового (встреча с Кузей)
- наглядного (презентация  «Транспорт» )
- словесного (диалог с детьми)
- практического метода (ритмические комплексы: « Вместе весело шагать», «Мячик»
подвижные игры; «Такси», «Трамвай», эстафета на самокатах)
Рефлексия:
Был подведен итог с помощью диалога с Кузей. Дети с самого начала деятельности были готовы к решению проблемной задачи «помогать Кузе»  и рассказать ему о правилах дорожного движения.
Структура досуга выстроена таким образом, что все ее части были логически взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.
Обращаясь к детям, использовали лаконичные доступные вопросы. Предоставляли возможность подумать и высказать свое мнение. Подбор материала осуществляли в соответствии с возрастными особенностями среднего  дошкольного возраста. Во время всей образовательной деятельности использовали позитивный психологический настрой, доброжелательный тон. По ответам, действиям детей, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять эти задания, считаем, что данное мероприятие достигло запланированной цели. Дети ярко выражали свою радость от разрешения проблемной задачи. Положительное значение имел метод поощрительного словесного стимулирования (похвала, одобрение)  Считаем, что выбранная нами форма организации непосредственной образовательной деятельности была достаточно эффективной. Старались соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаем, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи реализованы.

 Использованные источники:

1. http://doshkolenok.kiev.ua/ Стихи для детей С. Михалков

2. http://1dd.ru/stihi/stozkova.html Стихи для детей Н. Кнушевицкая

3. https://pedportal.net/ А.Бурениной «Ритмическая мозайка»

4. «Дорожная азбука» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. Издательский дом «Цветной   мир»  Москва 2017.
5. «Пешеходы – вездеходы» Н.Ф. Виноградова. ЗАО «ЭНАС-КЛАСС» Москва 2006

6. «Светофор» Н.Королёв, М.Эльтерман. ООО «Типография «ДСМ»  Санкт-Петербург 2011.
7. «Транспорт. Какой он» К.П. Нефёдова. «Издательство ГНОМ и Д» Москва 2006
           









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по ПДД с детьми средней группы «Приключения Домовенка Кузи»

уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, на остановке, в общественном транспорте, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.  развивать вниман...

Логопедическая сказка "Приключения домовенка Кузи"

Использование в коррекционной работе логопедической сказки " Приключения Домовенка  Кузи" позволяет создать положительный настрой и поддержать интерес дошкольников в автоматизациии звука Ж ...

Сценарий осеннего развлечения "Приключения домовенка Кузи"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста....

Аппликация «Приключения домовенка Кузи»

конспект НОД  ОО "Художественно-эстетическое развитие""Приключения домовенка Кузи"...

"Приключения домовенка Кузи" (по ОБЖ)

Конспект занятие по ОБЖ для детей средней  группы...

Приключения домовенка Кузи и Бабы-Яги Осенний утренник ,старшая группа

Действующие лица:ВедущаяБаба-ЯгаКузяИзбушкаДети.Дети под фонограмму песни "Осень" группы "Лицей" заходят в зал, где их ожидает Ведущая. Занимают свои места и читают осенние стихотворения. Опустел...

«Сценарий спортивного мероприятия по ПДД «Приключения домовенка Кузи в городе»

Спортивное мероприятие по ПДД для старших групп ДОУ...