Консультация для педагогов «Роль воспитателя в формировании у детей представлений о пожарной безопасности»
консультация по обж
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в формировании у детей представлений о пожарной безопасности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pb.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в формировании у детей представлений о пожарной безопасности»
Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «Обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».
В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности. Необходимость этого подтверждает и печальная статистика: ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около тысячи детей. Особенно часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети дошкольного возраста. Малыши не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста. Детскому саду, родителям, организациям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях в быту, на природе, в детском дошкольном учреждении.
Задача воспитателя – формировать у детей представлений о причинах пожара, об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара, воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности; информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ; организация мониторинга качества образования по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
Вся образовательная работа в детском саду строится по трем модулям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
Задачи обучения детей : показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Познакомить детей с профессией пожарного, раскрыть значимость труда, показать его опасность. Познакомить с литературными произведениями о пожарных. Показать детям предназначение спичек, других огнеопасных предметов в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках. Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитывать чувство уважения к труду пожарных. Развивать чувство коллективизма, ответственности, выдержку.
Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Это Делать Нельзя!» :
- брать спички, зажигалки и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;
-брать горящие угли;
-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Содержание знаний, умений и навыков направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Формы работы : групповые, парные, индивидуальные.
Для решения поставленных задач должны использоваться разнообразные формы работы как с детьми, так и с родителями: создание предметной среды в группе для организации деятельности (художественная литература, иллюстрации, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов экстренных служб); НОД по ОБЖ; экскурсии; встречи с сотрудниками службы пожарной охраны, музея; праздники и развлечения; викторины и соревнования; организация игр; конкурсы рисунков; создание наглядного материала для родителей; проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола; проведение родительских собраний; организация совместных досугов. Целесообразно предложить родителям анкеты : «Что нужно знать каждому о пожарной безопасности!», «Если в доме пожар», «Уроки выживания при пожаре» и др.
Работа по формированию основ пожарной безопасности строится в детском саду на основе: программы «Безопасность» (Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.) а так же таких методических пособий как: «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» (И. В. Кононова); «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа», Т. А. Шорыгина; «Беседы о правилах пожарной безопасности» Л. П. Молодова; «Беседы с детьми о нравственности и экологии» О. В. Чермашенцева и других.
Работу целесообразно начинать уже во 2 младшей группе и проводить в несколько этапов:
На первом этапе (младшая и средняя группа) у детей нужно сформировать интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого в группе необходимо создать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Обязательно нужно приобрести пожарную игрушечную машину, куклу в костюме пожарного. Совместно с родителями изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пожарная дружина», «Спасатели». Подобрать детскую художественную литературу по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения» (С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К. И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево», С. Михалков «Дядя Степа», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и др.). Подобрать дидактические и подвижные игры по теме ПБ и составить картотеку игр.
Организация образовательной деятельности обязательно должна сопровождаться показом картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напоминать, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, но работа должна строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес. Обязательно нужно приводить примеры, когда игра с огнем завершалась бедой. Рассказы «из личного опыта», о «знакомых мальчиках и девочках» которые предлагает педагог для обсуждения с детьми, должны помочь им сделать выводы о правильности или неправильности поведения героев рассказа.
Например, воспитатель может придумать историю про «знакомого» мальчика, который играл со спичками в своей комнате и пытался развести костер под столом. К счастью мама оказалась дома, она готовила обед на кухне и вовремя почувствовала запах дыма. Но последствия этих игр все равно были: сгорела скатерть на столе и ковер, а мальчик очень сильно испугался и больше никогда не играл со спичками. Данную ситуацию необходимо разобрать с детьми, обсудить вариант «Что могло бы произойти, если бы мамы не оказалось дома?». Подвести к мысли о том, о том, что если бы мамы не было дома, то, несомненно, пожара не миновать! Использование данного приема позволяет подвести детей к выводу о том, что «Спички детям не игрушка!». В средней группе так же организуется образовательные ситуации по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появился стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.
На втором этапе (старшая группа) у дошкольников формируются устойчивое знание основ пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого организуется не только НОД по ОБЖ, но и НОД по ознакомлению детей с трудом, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей : личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание; определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняли роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.
Для проведения сюжетно-ролевых игр необходимо использовать игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Как мальчики, так и девочки с большим удовольствием играют в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты : «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Спасение людей на пожаре» и т. д. Накопленные знания по пожарной безопасности помогают ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной.
В подготовительной к школе группе (третий этап) детей знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения случае пожара в детском саду или дома, способами тушения, трудом пожарников. При планировании работы по данной проблеме используются формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. (Рассматривание картин, фотографий, мультфильмов, игровые методы).
Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара необходимо расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются яркие выразительные плакаты и открытки. Дети знакомятся с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода организуются дидактические игры, в ходе НОД детей знакомят с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту. Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику с началом или концом, предложенным педагогом. Предлагались так же темы будущего рассказа в виде поговорок. Например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Получившиеся рассказы или литературные произведения инсценируются. Роли дети исполняют самостоятельно или с помощью кукол. По-возможности, необходимо организовать работу в ближайшую пожарную часть, где дети познакомятся с трудом пожарных, увидят их одежду и средства пожаротушения.
Следует помнить, что как и в любом вопросе, в формировании у дошкольников представлений о ПБ не обойтись без помощи родителей. Пример родителей – лучшее средство воспитания. Поэтому необходимо убедить родителей в значимости данного вида работы с детьми, вооружить их самих элементарными знаниями и способами практических действий в ситуациях, связанных с ПБ. Здесь, наряду с такими традиционными методами работы, каак консультации и родительские собрания, целесообразно использовать:
- обсуждение проблемных ситуаций;
- анкетирование и интервьюирование;
- конкурсы совместного с детьми рисунка, плаката, рассказа на тему ПБ;
- изготовление игровых, дидактических пособий и пр. ;
- конкурсы и соревнования;
- деловые игры;
- различные наглядные методы (буклеты, газеты, памятки, в том числе интерактивные;
- участие в совместных с детьми праздниках и развлечениях.
Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е. П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Литература
I. АвдееваН. Н, КнязеваН. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПБ: Детство- Пресс,2004.
2. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва. 2008.
З. Брешина В. И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004
б. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. Москва2008
7. Шинкарчук С. А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург. 2008.
8. Шорыгина ТА. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Творческий центр. Сфера. Москва. 2007.
9. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства"
Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства...
Консультация для педагогов: «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни».
Педагогическое руководство взаимоотношений детей в процессе их общения в коллективе сверстников....
Консультация для педагогов "Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни"
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.Формирование гума...
Консультация для педагогов "Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь прис...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии речи детей"
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии речи детей"...
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
В тексте содержантся рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими ТНР...