Консультация для педагогов "Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни"
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.
Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми.В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.
Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы.
Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.
Содержание данной консультации включает в себя рассмотрение вопросов о приемах руководства сюжетно-ролевыми играми детей на примерах конкретных игр (для старшего дошкольного возраста).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vzroslogo_v_formirovanii.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия
и в повседневной жизни»
(консультация для педагогов)
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми.
В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.
Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 5-7 лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, детскому саду, воспитателю. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, чутки, добры, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают радостно и выражают готовность делать лучше. Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующиеся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников - их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказывать одобрение хорошего поведения товарища.
Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.
Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.
К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.
По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то 6-7 летние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявит заботу. Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок. Однако они не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации. При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, аффективность там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен.
С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия "доброта", "честность", "справедливость", осознают ли они проявление жестокости.
Для развития гуманных отношений рекомендуется использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова "Карасик". Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием.
В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений и гуманных чувств, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других - одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений. Выявлению и формированию этических представлений и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует также наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку.
Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же их представления о морали. Эстетические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Наблюдения за взаимоотношениями детей, поможет лучше понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты.
Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.
Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.
Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.
Формирование гуманных взаимоотношений может осуществляться в различных видах деятельности. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников. Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание Поэтому наиболее эффективной является ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра.
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике, как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.
Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать жизнь счастливой. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.
К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок 6-7 лет в большинстве случаев играет не один: "мирное соседство" перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми".
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы.
Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми отношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщение отношений проявлением гуманных чувств способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка.
Отличие ролевых и реальных отношений в сюжетно-ролевой игре, заключается в том, что ролевые отношения отражают уровень обобщенных представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людьми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной воспитанности детей. При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы каждой из двух игровых планов.
На побуждение гуманных чувств в сюжетно-ролевой игре можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира - мотивационно-потребностную сферу, само сознание.Чтобы определить направление воспитательного влияния игры на гуманные проявления детей, нужно учитывать следующие три момента:
1) Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно определить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.
2) Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.
3) Особенности гуманных чувств детей в зависимости от содержания, ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры
Достижение определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим осуществляется путем решения воспитателем следующих задач:
1) развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;
2) стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;
3) формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Для реализации этих задач необходимо создание педагогических условий:
- организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);
- пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей;
- руководство сюжетно-ролевой игрой;
- использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей делятся на две группы:
Приемы прямого и приемы косвенного воздействия.
Приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.
I. Обогащение представлений и знаний детей
- экскурсии;
- встречи с известными людьми;
- наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности;
- чтение художественной литературы;
- рассказывание;
- беседы.
Этот прием позволит отвести игре должное место в педагогическом процессе.
II. Создание игровой обстановки
- наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых;
- материал для игр должен располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах;
- участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры.
Этот прием очень эффективен в развитии и поддержании интереса к игре, в обогащении и углублении ее содержания.
III. Предложение темы игры
- рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков;
- чтение книг;
- рассказы воспитателя, детей.
использование этого приема помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления знаний, для развития некоторых умений и навыков.
IV. Беседа по ходу прошедшей игры
- продумать ход беседы;
- анализ содержания игры;
- оценка партнерских отношений;
- выяснить оценочную позицию самих детей.
V. Наблюдение за играми детей другой группы.
VI. Разговор с детьми о содержании предстоящей игры
- о возможном сюжете игры;
- о создании игровой обстановки;
- о распределении ролей;
- об использовании атрибутов.
Этот прием помогает выяснить уровень подготовленности игры и при необходимости наметить пути восполнения упущенного.
Приемы прямого воздействия на сюжетно-ролевые игры
I. Участие в сговоре на игру:
Участие взрослого в сговоре позволяет координировать действия детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Использование этого приема помогает приобщать детей к самостоятельному поиску и решению вопросов, как содержания игры, так и ее организационных начал.
II. Ролевое участие воспитателя в игре:
- помогает влиять на процесс развития содержания игры;
- взрослый, выступая на равных с детьми, подсказывает новые игровые действия;
- помогает установлению игровых отношений;
- оберегает и развивает единую линию игры.
III. Предложение новой темы игры:
- возможность влияния на содержание игры;
- нужно, чтобы были готовы все необходимые атрибуты и подобраны игрушки к новой игре;
- используется воспитателями при осуществлении индивидуальной работы с детьми.
IV. Разъяснение, помощь, напоминание, вопрос, совет по ходу игры.
Все эти приемы широко используются в руководстве сюжетно-ролевыми играми. Дети при целесообразном педагогическом руководстве самостоятельно находят способы воспроизведения, распределяют роли, творчески комбинируют ситуации из одного или двух-трех произведений, развивают содержание, широко используя свои знания, умения. Поэтому важно способствовать развитию и совершенствованию игровой деятельности детей.
Направленность на партнеров, способность понимать их эмоциональное состояние побуждают детей проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Важно обращать внимание детей на характер замечаний, которые они делают друг другу, учить корректно высказывать свое мнение, избегая грубостей и насмешек.
Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников,реализуется как осознание своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЬЯ"
1 - направление. Предварительная работа.
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение кнеудачам других.
1) Беседа по серии картин, сопровождающих развитие сюжета
Воспитатель показывает 1 картинку: "Наступила весна. Подсохли участки земли. Воспитатель предлагает детямскакалки. Она знает, что все дети обрадуются, будут прыгать". Дети рассматривают картину. Воспитатель обращаетвнимание на радостное состояние детей, которые очень хотят видеть прыгалки.
Показывает 2 картинку.
Воспитатель: "Девочки прыгают, улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается. Она "запуталась" вскакалке. Заметят ли это подружки? Помогут ли они девочке?"
Показывает 3 картинку.
Воспитатель: "Да, заметили! Посмотрите, что думает одна девочка? (Учит подружку прыгать!), а другая? (Предлагаетсвои скакалки, думая, что у нее не сломанная скакалка)".
Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.
Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?
Воспитатель: "Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки стоят в стороне исмеются над бедой! Ребята, вам понравились все подружки? А почему?".
Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желаниепомочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые посмеялись над бедой сверстницы. Предлагаетподумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?
2) Игра - упражнение.
Задачи:
1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;
2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формировать умение находить разные способы решения.
Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нампоступить?".
Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог суставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.
- Ребята, а как еще можно порадовать маму?
- Кто предложит что-то новое?
Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смогсвоими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадоватьмаму.
3) Продолжи рассказ
Задачи:
1) воспитывать сочувствие к переживаниям сверстника;
2) желание помочь справиться с огорчениями.
Алина любила порядок. Она всегда убиралась в кукольном уголке. Расставляла игрушки на свои места, протиралапыль с кукольной мебели. Но однажды, за очередной уборкой, Алина нечаянно пролила воду на ковер. Она врастерянности стояла и смотрела на лужицу. У ней подошла Олеся… Продолжите рассказ. О чем говорили девочки?Чтобы вы сделали? Почему вы так думаете?
Воспитатель поощряет продолжения, в которых дети проявляют сочувствие и заботу.
4) Чтение художественной литературы. "Вовка добрая душа" А. Барто.
Задачи:
1) учить употреблять слова благодарности;
2) воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей.
После чтения этого произведения, воспитатель беседует с детьми, задает вопросы, помогающие детям осознать смысл поступковВовки.
Вопросы:
1) Что кричал из окна прохожим Вовка?
2) Как поступил Вовка, чтобы успокоить Катю?
3) Что случилось с Катей, почему она плакала?
Воспитатель поддерживает ответы детей, объясняет, что Вовка был внимательным к состоянию других людей и придумывал, как можно им помочь, позаботиться о них. Здесь же нужно обратить внимание на добрые поступки детей в группе.
"Волшебное слово" В. Осеевой - учит детей не только употреблять слова благодарности в ответ на заботу окружающих, но показывает, как изменяется в хорошую сторону настроение окружающих из-за грубости "героя" и изменяется к лучшему, когда "герой" осознает свои ошибки.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "БОЛЬНИЦА"
Задачи:
1) воспитывать отзывчивость, доброжелательность к сверстникам;
2) формировать способы содействия.
В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи, воспитатель может использовать все средства в комплексе, но начинать следует с накопления знаний в конкретных ситуациях, в которых ребенок может испытывать эмоциональное неблагополучие и тех способов, которые используют дети с целью изменения этого состояния.
1) Рассматривание картины "Нечаянная оплошность"
Задачи:
1) учить находить слова утешения для другого человека;
2) воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки;
3) воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других.
На картинке изображен мальчик, который разбил чашку. Вся его внешность (фигура, лицо) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, отражающих положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.
- Девочка собирает осколки в совок, как бы обращается со словами утешения к мальчику;
- Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;
- Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;
- Два мальчика смеются.
Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.
2) Игра - упражнение.
Задачи:
1) формировать навыки взаимопомощи;
2) воспитывать сочувствие, отзывчивость, сопереживание.
Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.
Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.
3) Продолжи рассказ
Задачи:
1) воспитывать чувство сострадания, сопереживания к другим людям;
2) предложить ребенку дать свой вариант ответа в данной ситуации;
3) учить оказывать помощь другим людям в трудной ситуации.
Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.
4) Чтение рассказов
Задачи:
1) на примере героев данных рассказов показать детям, какая сложная и порой опасная профессия врача;
2) воспитывать у детей чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
"Навестила" В. Осеева, "Человек заболел" И. Туригин, "Обвал" Б. Житков.
Затем провести беседу о профессии врача, о том, как важно, чтобы у врача было доброе сердце.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "КАПИТАНЫ"
1) Рассматривание картин, сопровождающих развертывание сюжета.
Задачи:
воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, умение сообща находить выход из сложной ситуации, взаимопонимание, взаимовыручку.
Воспитатель показывает картину: "Ребята, посмотрите на картину, что на ней изображено, чем занимаются дети?"
На картине изображены дети, которые увлеченно мастерят из бумаги матросские бескозырки и воротнички. Воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно работают ребята на картине. Один мальчик быстрее справился с заданием и помогает остальным.
Показывает 2 картину.
В группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях), но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности.
Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации.
Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.
2) Игра - упражнение
Задачи:
1) воспитывать отзывчивое отношение, переживание, сочувствие;
2) формировать у детей способы поведения, адекватные ситуации;
3) активизировать собственный опыт переживаний детей.
воспитатель разыгрывает с помощью игрушек сценку, при этом объясняет: "На борту корабля чрезвычайное происшествие, паника. Человек за бортом! Что же делать, как быть?".
Воспитатель предлагает детям разные роли (врача, матроса, капитана…). Внимательно выслушивает предложения детей, обращает внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.
3) Продолжи рассказ.
Задачи:
1) воспитывать доброжелательные отношения;
2) формировать умение сдержаться от упреков, нареканий, быть более снисходительными.
Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки.
Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.
Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.
4) Чтение художественной литературы: "Далеко в море" Л. Кассиль.
Задачи:
1) воспитывать внимательное отношение к окружающим;
2) учить находить выход из сложившейся ситуации;
3) формировать навыки заботливого и доброжелательного отношения к окружающим.
Беседа о прочитанном. Воспитатель беседует о профессии моряка, обращает внимание детей на то, какими качествами должны обладать моряки
(быть сильными, выносливыми, справедливыми, отзывчивыми), прийти на помощь друг другу в трудную минуту.
2-е направление
Формирование опыта гуманных отношений в предложенных сюжетно-ролевых играх
Опыт справедливых отношений в предложенных сюжетно-ролевых играх мы предлагаем развивать с помощью создания в процессе игры специальных игровых ситуаций, которые вносит взрослый, требующих от детей не только выполнения ролевых отношений, но, прежде всего гуманной отзывчивости.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "КАПИТАНЫ"
Мы предлагаем ситуации, которые обогащают сюжет.
Задачи:
1) Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручку;
2) Формировать умение действовать сообща.
1) Ребята, наш капитан получил сообщение о помощи: на одном из кораблей, который находится в нескольких милях от нашего корабля, команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля? …
2) Люди за бортом!
3) Касатка поранилась о винт корабля, ей срочно нужна помощь.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "БОЛЬНИЦА"
Задачи:
1) уметь предложить свою помощь другим людям;
2) воспитывать внимательное. Отзывчивое отношение.
Мы предлагаем следующие ситуации для игры:
1) Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…
Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в немедленной медицинской помощи.
2) В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?
Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.
3) В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЬЯ"
Задачи:
1) уметь предложить свою помощь другим;
2) организовать совместное дело;
3) найти выход из сложной ситуации;
4) воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение, внимательное отношение к состоянию другого человека.
Мы предлагаем ситуации для обогащения сюжета:
1) Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?
2) Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.
3) У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья…
Воспитатель обращает внимание детей на состояние пострадавших, что они нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.
В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель не навязывает свои решения, а дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Воспитатель только помогает, если возникают затруднения, обращает внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждает отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни».
Педагогическое руководство взаимоотношений детей в процессе их общения в коллективе сверстников....
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни
Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни
Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни
Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...
«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
Консультация для педагогов: «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»...
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни
Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общения. Чтоб...
Консультация Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека.Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Что...