«Использование художественных произведений для обогащения знаний и предупреждения последствий различных ситуаций»
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ветрова Марина Владимировна

Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок волнуется вместе с героями. Переживает их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.

Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с «Карабасом», а утверждает, что поступил, как «Буратино». Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его, как «плохой» или «хороший». 

Педагог помогает детям сравнивать и сопоставлять ситуации из художественной литературы с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни. На примере поучительных историй малыш поймет, что правила придумали не просто так. Они спасают и выручают нас в трудных ситуациях. А как избежать этих трудных ситуаций? Не повторять ошибок героев.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Золотой ключик» сл. Большая Мартыновка

(МБДОУ д/с «Золотой ключик» сл. Б. Мартыновка)

Выступление на семинаре – практикуме:

«Использование художественных произведений для обогащения знаний и предупреждения последствий

различных ситуаций»

Учитель – логопед  Ветрова М. В.

сл. Большая Мартыновка

2024 год

СЛАЙД  1

СЛАЙД  2

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. В. А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, говорил, что «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», подчеркивая величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок волнуется вместе с героями. Переживает их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.

Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с «Карабасом», а утверждает, что поступил, как «Буратино». Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его, как «плохой» или «хороший».

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Каждое дошкольное учреждение работает по определённой образовательной программе, но также разрабатываются и парциальные программы. Во всех программах содержатся списки литературы, предназначенные для детей дошкольного возраста.

СЛАЙД  3

Для закрепления знаний детей о безопасном поведении с незнакомыми людьми подойдет следующая литература… В младшем дошкольном возрасте идет первичное ознакомление детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях и предлагаются такие произведения: «Колобок» в обработке Ушинского; «Волк и козлята» в обработке Л. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса» в обработке. М. Боголюбской, С. Маршак «Сказка об умном мышонке». В старшем дошкольном возрасте идет обогащение жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже начинает правильно оценивать поступки персонажей. Даются такие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в обработке М. Горького; «Сказка о глупом мышонке»; «Красная шапочка» в переводе Т. Габбе; «Жихарка» в обработке И. Карнауховой; «Три поросенка» в переводе с англ. С. Михалкова.

СЛАЙД  4

Для закрепления правил поведения при пожаре для детей дошкольного возраста можно предложить следующие произведения: «Путаница» К. Чуковского; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» (отрывки) С. Маршака; «Пожарные собаки» Л. Толстого. При формировании правил безопасного поведения детей на улице будет полезным чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», В. Берестова «Курица с цыплятами», Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

СЛАЙД  5

Есть парциальная программа И. А. Лыковой «Мир Без Опасности». В ней предлагаются художественные произведения по направлениям:

«Витальная безопасность», «Социальная безопасность», «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Экологическая безопасность». Так как эта программа специализируется на формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста, то список литературы, представленный в ней, достаточно широкий.

СЛАЙД  6

Интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Татьяны Андреевны, они так и называются «Осторожные сказки». Эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:

- сказка «Умный наперсток» - безопасность в нашем доме

- сказка «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?

- сказка «Золотая рыбка»- безопасность на воде

- сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу

- сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т.д.

СЛАЙД  7

Так же авторские сказки Ульевой Елены Александровны «Осторожные сказки». Это сборник сказок о правилах безопасности с добрыми героями, который подойдет для деток с 3х лет. В сборник вошли сказки из ранее вышедших книг серии «Правила безопасности в сказках», рассказывающие о самых важных правилах безопасности: как вести себя дома и на улице, как обращаться с огнем, поведение в транспорте и на дороге, личная безопасность.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. Так, например, широко применяются словесные приемы: чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, чтение и заучивание наизусть стихотворения, беседа по прочитанному произведению.

Время и место для чтения и рассказывания могут быть различными, однако основной материал, в соответствии должен даваться детям именно на занятии. Очень важно помнить про возрастные особенности детей. Ведь от этого зависит выбор произведений и их количество. Так, например, в младшей группе только начинают говорить о безопасном поведении, поэтому такие произведения следует читать реже и давать меньшее количество материала. Также большое и сильно захватывающее детей произведение требует более длительной переработки, а небольшие стихи и рассказы можно читать чаще и в большем количестве. Знакомые детям произведения следует читать повторно.

Наглядные приемы подразумевают под собой показ иллюстративного материала. Иллюстрации в книге занимают равноправное место с текстом, в связи с этим ее использование в качестве наглядного пособия прежде всего следует обратить внимание на наличие красочных картинок, потому что ребенок не может читать самостоятельно.

Необходимо помнить, что показ иллюстраций при чтении очень отвлекает детей и сбивает настрой на слушание. Но уже при повторении художественного произведения иллюстрации могут обогатить и углубить детское восприятие хорошо знакомой сказки, рассказа новыми деталями, уточнить представление детей об обстановке, особенно если они мало знакомы детям.

Практическая часть. Чтение сказки из сборника «Осторожные сказки»
Ульевой Елены Александровны «ОЙ! НЕЗНАКОМЕЦ!»

СЛАЙД  8, СЛАЙД  9

Педагог помогает детям сравнивать и сопоставлять ситуации из художественной литературы с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни. На примере поучительных историй малыш поймет, что правила придумали не просто так. Они спасают и выручают нас в трудных ситуациях. А как избежать этих трудных ситуаций? Не повторять ошибок героев.     СЛАЙД  10


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественной литературы для обогащения нетрадиционной техники рисования».

Познакомить педагогов с одним из видов нетрадиционного рисования – рисование текстилем....