Мастер-класс «Формирование основ безопасности посредством игровой деятельности»
материал по обж

Формирование основ безопасности у детей, является актуальной и значимой проблемой.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад 138»

Мастер-класс

«Формирование основ безопасности посредством игровой деятельности»

        

Оренбург,2024

Формирование основ безопасности у детей, является актуальной и значимой проблемой.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

Используйте самые различные методические приемы. Мы же затронем аспекты формирование основ безопасности посредством игровой деятельности.

Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Давайте с Вами ненадолго побудем детьми и поиграем.

Поехали!

Разминка «Интеллектуальная». Вопросы (не детские).

1. Как звали первого на земле пешехода (Адам)

2. Где появился первый светофор? (в Лондоне)

4. Как в простонародье называют рулевое колесо автомобиля? (Баранка)

5. Какая машина была у папы д. Фёдора из мультфильма про Простоквашино? (Запорожец)

6. Имя, какого гонщика «Формулы 1» уже стало нарицательным (Михаэль Шумахер)

7. В каком итальянском городе нет автомобилей? (В Венеции, там гондолы и катера)

8. Чего, согласно «Песенке шофёра», не страшится настоящий водитель? (ни дождя, ни слякоти).

Командам даются пословицы, которые разрезаны, по словам и перемешаны. Необходимо собрать пословицу и передать смысл этой пословицы, другими словами.

1 команда: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Не открывай дверь незнакомым людям, не верь чужим людям, которые просят открыть дверь и т.д.) 2 команда: «Кто много болтает – беду на себя накликает» (Нужно уметь держать язык за зубами, попусту не разговаривать, если что-то сказал, то нужно отвечать за свои слова и т. д.)

                                    Сказочная безопасность.

Каждой команде предлагается по 2 иллюстрации из сказок. Задача – определить, какое правило безопасности нарушено, и подумать, как можно было избежать беды.

1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

   - Какое правило безопасности нарушено? (Иванушка не послушался взрослых) Как можно было бы избежать беды? (взять попить из дома)

2- «Колобок»

   - Какое правило безопасности нарушено? (Убежал от взрослых, разговаривал с незнакомцами) Как можно было бы избежать беды? (не шуметь на весь лес, не привлекать к себе внимания)

3 «Волк и семеро козлят»

Почему с козлятами из сказки «Волк и семеро козлят приключилась беда?

(Козлята не проверили, кто стоит за дверью.)

- Как им надо было поступить?

(Выглянуть из окошка и убедиться, что это мама. Спросить, как зовут козлят, это знала только Коза)

- Как вы помогли бы козлятам избежать беды?

(Сделали «глазок» в двери)

4- «Кот, петух и лиса»

Какое правило безопасности нарушено? (петушок разговаривал с незнакомцем, ничего нельзя брать у них)

5- «Красная шапочка»

 «А беды могло бы не быть».

     - Какие правила безопасности нарушила Красная Шапочка в лесу?

(Заговорила с незнакомым волком, ответила на все интересующие его вопросы.)

- Как можно было избежать беды?

(Не ходить в лес без взрослых, не шуметь в лесу, не привлекать к себе внимание, не рассказывать волку о бабушке.)

6- «Белоснежка»

    - Какое правило безопасности нарушено? (Белоснежка разговаривала с незнакомцем, ничего нельзя брать у них)

В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях. Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.

Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?

Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.

Или, Оля дома одна и в дверь позвонил незнакомец?

Для младших дошкольников — это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась»«Куклу угощает конфетой чужой дядя», «На день рождения к кукле Кате» и т. д.).

Для закрепления полученных знаний можно использовать в работе с детьми и подвижные игры.

Например, подвижная игра «Огонь и вода» (детям дают в руки красные ленточки – огонь, дети с голубыми ленточками – вода. Дети с голубыми ленточками, ловят детей с красными ленточками и сажают на стул, скамейку). Из знакомых детям, это «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобили». «Спасатели», «Пожарные на учениях».

Словесная игра с мячом «Как тебя зовут» в младшем дошкольном возрасте, а для детей старшего возраста можно усложнить «Как тебя зовут, и где ты живёшь?».

Интересна игра с мячом «Знакомый, свой, чужой» (ведущий встаёт в центр круга, бросает мяч и говорит: или «Знакомый?», или «Свой?», или «Чужой?». Перед этим нужно выяснить, что под этими понятиями понимает ребёнок.

Игры с детьми 2-3 лет

Подбери игрушку Танюшке

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал: игровая карта с изображением девочки; картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает выбрать из предметов, те, которыми можно играть, объяснить, почему нельзя играть остальными.

Каждой игрушке своё место

Цель: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и детском саду.

Материал: групповые игрушки

Ход игры: воспитатель показывает игрушку, а ребёнок относит её на своё место.

Игры с детьми 3-4 лет

Игра - дело серьёзное

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.


Что мы знаем о вещах

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

Сказки, в которых непослушание привело к беде:

«Красная шапочка»

«Волк и семеро козлят»

«Заинькина избушка»

«Гуси-лебеди»

«Колобок»

«Три поросёнка»

«Буратино»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Два жадных медвежонка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"

В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...

Проект "Основы безопасности посредством игровой деятельности"

quot;Основы безопасности посредством игровой деятельности"...

Мастер - класс «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»

Данный мастер - класс  разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов и  в создании условий для отработки практических навыков посредством игр и упражнений с кинет...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".

Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....

Мастер класс "Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством игры на универсальном игровом поле: «Пространство открытий».

Мастер класс: Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством игры на универсальном игровом поле: «Пространство открытий»...

Формирование у старших дошкольников основ безопасности посредством продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность - самый результативный метод для закрепления пройденного материала по ознакомлению с правилами безопасности, возможность отразить свои впечатления и опыт, передать образы воо...