«Научите детей основам безопасности жизни».
материал по обж
Доклад посвящен формированию основ безопасности жизнедеятельности детей, которая осуществляется в разных направлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseobuch_nauchite_detey_osnovam_bezopasnosti_zhizni.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском всеобуче
Тема: «Научите детей основам безопасности жизни».
23.02.2023 г.
Тлеушева О.В.
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг», но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.
В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь им овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза, утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий.
Недостаточное воспитательное воздействие, нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Главной задачей безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Можно выделить 6 основных правил:
1.Ребёнок и другие люди.
Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4.Здоровье ребёнка.
Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность! А это значит, что каждый будет думать по – своему и к каждому нужен свой индивидуальный подход. Каждый ребёнок – это Человек, находящийся в процессе становления, у него мало опыта и не хватает мудрости, чтобы самостоятельно идти по жизни.
Именно поэтому мы, родители и воспитатели, должны помогать им, должны поддерживать их в самом начале жизненного пути. В первую очередь от нас требуется любовь и понимание, это самое главное, что мы должны дать нашим детям.
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. «Говорят, что, в первые шесть лет, ребенок приобретает треть того опыта, что он приобретает за всю жизнь. Это неверно: неизмеримо больше!» (М. Волошин) И это так. Ведь всё что мы заложим детям в детском возрасте, станет фундаментом для дальнейшего их поведения, жизненного опыта, в части обеспечения своей безопасности и безопасности окружающих их людей.
Стараясь не подавлять природу ребенка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие каждого ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, а не подгонять его под некий стандарт.
Эмоциональная нестабильность, импульсивность дошкольников влекут за собой повышенную двигательную активность, избыток побуждений, отвлекаемость и увеличивают риск несчастий с ними.
Иногда обеспечение безопасности детей дома становится для родителей более чем серьезной проблемой. Дети от природы любопытны и жаждут исследовать любую вещь, подвернувшуюся под руку, — открытые окна, лекарства, острые режущие предметы и т. п. Конечно, многие родители уже, в общем и целом знают, как уберечь детей от подобных неприятностей, но еще несколько советов по этому вопросу не помешают.
Понятие безопасный стиль жизни включает в себя два компонента:
1. Знание разных правил безопасности.
2. Умение применять правила в различных жизненных ситуациях.
К правилам безопасности относятся следующие:
I. Если ребенок потерялся или заблудился. Чтобы помочь себе, он должен:
- уметь обращаться за помощью к взрослым,
- знать и называть свое имя и фамилию,
- знать и называть свой возраст, а ближе к шести годам — дату рождения,
- знать и называть свой полный домашний адрес (город, улица, дом, квартира)
- знать, называть, уметь записывать номер своего домашнего телефона (номер телефона близких родственников).
II. Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и должен даже опасаться. Огонь — это источник жизни, тепла, но при неправильном, неразумном использовании он становится источником опасности.
Дети должны знать следующие правила безопасности:
- нельзя играть со спичками и вообще с огнем,
- нельзя трогать газовые краны (у плиты, керосиновые лампы, спички)
- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы, если увидишь где-нибудь пожар, беги и зови взрослых, если пожар возник по твоей вине, то самый разумный и правильный выход — это немедленно покинуть помещение (а не прятаться) и позвать на помощь,
- телефон пожарной охраны — 01.
III. Природа — основа нашей жизни. Но беспечных, беззаботных она наказывает.
Детям следует знать следующие правила:
- не бросайся камнями и твердыми снежками,
- во время таяния снега не ходи около высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега,
- не дразни животных,
- не рви и не бери в рот плоды тех растений, которые тебе неизвестны,
- не лезь в водоем, если не видишь, что там мелко, если намок, немедленно переоденься и переобуйся.
IV. Правила для пешеходов. Эти правила должны знать все, в том числе и те, кто живет вдали от больших магистралей и шумных дорог. Так или иначе, рано или поздно, все мы обязательно оказываемся в роли пешеходов. Без знания ребенком элементарных правил дорожного движения его жизнь будет подвергаться серьезным опасностям.
Чтобы избежать последствий, ребёнок уже в шесть лет должен знать следующие правила:
- переходить улицу можно только на зеленый свет светофора,
- переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для перехода («зебра», подземный переход, пешеходный светофор)
- если начал переходить улицу, посмотри влево, дойди до середины, посмотри вправо (маленьким детям достаточно сказать, чтобы они смотрели во все стороны и переходили улицу только в том случае, если нет никакого движущегося транспорта)
- в загородной местности на шоссе ходи только по обочине и только в сопровождении взрослого, на улице — только по тротуару.
Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми
В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного помещения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Не забывай ключи снаружи двери
Я уже совсем большой
И один иду домой.
Дверь ключами открываю,
Но в замке не оставляю!
Ведь забуду их убрать –
Сможет их чужой забрать
И в квартиру к вам войти.
Буду я внимателен, учти!
Не разбрасывай вокруг острые предметы
Если кнопки из коробки
Разлетелись – соберу,
Если гвозди на дороге
Я увидел – подберу!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
Если увидел пожар – зови на помощь
Дым и огонь не к добру, это я знаю
Взрослых на помощь скорей призываю,
И в «01» поскорее звоню:
Срочно пожарных! Помогут они!
И под кроватью не прячусь – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не остаюсь я в квартире с огнём,
А выбираюсь доступным путём:
Мокрым шарфом нос и рот завяжу,
К двери входной через дым поспеши!
Уважаемые родители!
Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки, несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека - о детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как научить детей основам безопасности в быту"
консультация для воспитателей...
"Как научить детей основам безопасности в быту" (Консультация для родителей)
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности...
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с...
ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...
Консультация для родителей «Учите детей основам безопасности жизни»
Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Нео...