Картотека сказок про безопасность
картотека по обж
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
СКАЗОК ПРО БЕЗОПАСНОСТЬ
Подготовила: Большакова Н.Ю.
с использованием интернет-ресурса
Белки и огонь
В большом дремучем лесу жил со своей мамой в дупле старой сосны маленький бельчонок Рыжик. Днем его мама носилась по верхушкам сосен, собирая шишки для Рыжика. Рыжик, ожидал свою маму, то и дело выглядывал из дупла.
Однажды внимательные глаза охотника заметили Рыжика. И маме ночью пришлось перенести Рыжика в другое дупло. Много хлопот он доставлял маме-белке. На следующий день в лес пришли лесорубы и нарубили дров, клали на костре готовить еду. От шума и дыма бельчонок забился в угол дупла и просидел там весь день. Только к вечеру, когда пришла мама, он решился выглянуть из дупла. Лесорубы ушли, забыв потушить костер, и какой-то загадочный огонек, оставшийся в траве, так и манил к себе Рыжика.
Бельчонок спустился с сосны и оглянулся: не видит ли мама? Рыжик подбежал к искорке. Искорка жалобно попросила: «Помоги мне, Бельчонок, дай мне сухих веток. Глупый бельчонок не знал, что может случиться, и дал ей сухих веток. Искра вскочила па ветку, и ветки вспыхнули. Огонь пополз по сухой траве. Рыжик в ужасе вскочил на какую-то сосну и оглянулся. Злой огонь забрался на многие деревья. В лесу начался переполох. Все бежали от огня. Незаметный уголек обернулся страшным врагом для всех жителей леса
Рыжик с мамой бежали очень долго по лесу. Страшный пожар остался позади. Вдруг подул ветер, крупные капли дождя забарабанили по листьям деревьев. Белка-мама и Рыжик промокли и замерзли. Долго сидели они под дождем, но вот мама увидела на опушке леса табун лошадей. Около лошадей сидел старый табунщик и играл на дудочке. Неподалеку горел костер. Табунщик увидел на дереве белок и очень удивился, что они убегают. Замерзшие белка с бельчонком жались к костру. Они погрелись и обсушились. Рыжик все с опаской смотрел на костер. Он не понимал, что огонь может стать другом. Рыжик вспоминал все еще о той искорке в лесу. Мама сказала, что огонь может быть не только врагом, а в умелых руках и другом.
Огонь — друг, огонь — враг
Жил-был Огонь. Был он очень веселым и горячим. Гулял где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути, ожигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.
Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померяемся силой». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной силой мериться?». А человек стоял на своем: «Давай, давай». Огонь согласился.
Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его человек, заставил служить себе.
Вот так и начал служить огонь человеку и стал его другом. Но когда попадает в руки маленьких детей, огонь показывает свой характер, он стремится убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревьям, городам и тогда снова может прийти беда.
Осколок стекла
Хотите, верьте, хотите, нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками.
В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.
А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки.
Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:
— Караул! Пожар! Горим! Горим!
— Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.
Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.
— Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! — стал распоряжаться медведь.
— А нам что делать? — спросили медведя лисы и волки.
— Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, — скомандовал пожарник-медведь.
Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли.
Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.
Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.
Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом.
Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!
— Нет, с таким огнем нам не справиться! — решили они. — Придется с насиженных мест сниматься и убегать!
Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:
— Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пони же к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.
Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь, от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.
Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.
Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, стал гаснуть — перебраться на другой берег он так и не смог.
Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.
Волшебный мяч
Утром Алеша проснулся и услышал задорную детскую песенку про футбол:
Нет игры на белом свете веселее, чем футбол.
Любят взрослые и дети забивать в ворота гол!
На большом спортивном поле, на лужайке, во дворе
Скачет звонкий мяч футбольный рад азарту, рад игре.
Силу, ловкость и сноровку щедро дарит нам игра.
И в спортзал на тренировку мы торопимся с утра.
— Хорошая песенка, — подумал Алеша и вспомнил, что вчера вечером в гости приезжал дедушка и подарил ему настоящий футбольный мяч.
Мальчик вскочил с кровати и подбежал к креслу, на котором лежал новенький кожаный мяч.
Алеша взял его в руки и несколько раз ловко подбросил вверх. Мяч был легкий, упругий ...
— Замечательный мяч! Сейчас быстро умоюсь, позавтракаю, а потом позвоню Грише и Максиму и позову их играть в футбол, — решил мальчик.
Алеша договорился встретиться с друзьями на спортивной площадке за школой.
Подбежав к проезжей части, он огляделся по сторонам: машин видно не было. Алеша положил мяч на землю и ударил по нему ногой. Он представил, что мяч сейчас легко перелетит через улицу и покатится под горку по направлению к школе.
Но не тут-то было! Хотя удар был сильным, мяч даже с места не сдвинулся: он словно прирос к асфальту.
— Что случилось? Почему мяч не хочет катиться по дороге? — удивился Алеша.
Мальчик разбежался и еще раз ударил по мячу, но тот по-прежнему был неподвижен.
— Это не мяч, а булыжник какой-то! — сердито воскликнул мальчик. И тут он вспомнил, что дедушка сказал ему, вручая подарок:
— Вот тебе, внучек, волшебный мяч.
— Дедуля, а почему он волшебный? — спросил тогда Алеша.
— Когда пойдешь с ним гулять, то поймешь, почему. Он знает, как надо вести себя на улице, — загадочно, ответил дедушка.
Алеша наклонился и поднял мяч. С мячом в руках по пешеходному переходу он перешел через улицу.
Друзья уже ждали его возле спортивной площадки. Новенький мяч пришелся им по душе, и ребята стали весело играть в футбол.
В это время на площадку пришли подружки Оля и Наташа. Алеше очень нравилась пухленькая кудрявая Наташа. Ему хотелось поиграть с ней. А чтобы привлечь внимание девочки, он решил бросить в нее мяч. Но волшебный мяч словно прилип к его рукам.
— Алеша, ты чего встал? Давай продолжим игру! — крикнул другу Максим.
— Слушай, Максим! Это какой-то странный мяч! Я хотел его в Наташу запустить, а он не летит!
— Ну и правильно, что не летит! Разве ты не знаешь, что мячом нужно играть, а не кидаться в людей. Он ведь быстро летит и может больно ударить. Не странный у тебя мяч, а умный.
— То-то дедушка вчера сказал, что мяч этот волшебный. Он и в самом деле волшебный.
— Наташа! — позвал Алеша девочку. — Иди сюда, поболей за нас.
Наташа обернулась, засмеялась и протянула обе руки. Алеша бросил мяч, и тот послушно полетел и попал прямо ей в ладони.
Девочки подошли поближе и стали смотреть, как ребята гоняют мяч. А волшебный мяч во всем слушался юных футболистов, был быстрым и легким. Вот только скакать по мостовой, где мчались машины, он не хотел, потому что знал, что это опасно, а опасностей нужно избегать!
Сказка про город дорожных знаков
В одном славном сибирском городе жил-был мальчик Ванечка Иванов. Мальчик, как мальчик, ничем от других мальчиков сильно не отличался. Но была у него одна нехорошая привычка: любил Ванечка играть на проезжей части дороги, где туда сюда мчатся машины.
Однажды с Ванечкой произошла очень необычная история.
Возвращался он после прогулки домой и вдруг увидел на асфальте интересный камушек. Камушек светился необыкновенным светом, от него шло тепло. Положил Ванечка камушек в карман своей курточки и заторопился домой. Когда Ванечка сделал все уроки, то решил поиграть с игрушками. Достал он машины, построил из кубиков дома и стал придумывать, как он завтра будет играть на улице. Вдруг мальчик услышал музыку, которая походила на звон маленького колокольчика: динь, динь, динь. Оглянулся Ванечка вокруг. Нет, в комнате никого нет. Догадался Ванечка, что музыка идет от чудесного камушка. Вытащил мальчик камушек из кармана, положил на стол и стал на него смотреть. Яркий, с оттенками всех цветов радуги свет камушка слепил глаза. Ванечка зажмурился и тут же увидел перед собой город. Город был совсем маленький и весь разноцветный. Дома здесь были построены из кубиков. Машины, похожие на игрушечные, ездили по разноцветной дoрoгe. Одна полоса дороги была фиолетовая, другая оранжевая. Посередине дороги была нарисована узенькая белая полоска. А пешеходный переход очень напоминал настоящую зебру. Жили в этом городе зайчики, куклы, мишки и много, много других игрушек.
-Здравствуй Ванечка, — сказали игрушки. Добро пожаловать в наш город Дорожных знаков.
-Что это за город такой?- удивился Ванечка.
И игрушки стали наперебой рассказывать про свой город, и какие здесь правила.
-Никогда нельзя переходить улицу на красный свет, — сказал зайка.
-Нельзя бегать и прыгать на проезжей части, ты будешь мешать движению, — строго сказала кукла Таня.
-Посмотрите, посмотрите! Машины уступают место пешеходам потому, что горит красный сигнал светофора! Пойдемте, зебра приглашает нас перейти дорогу!- закричала лисичка и замахала своим пушистым хвостом.
Ванечка увидел, как зебра приветливо кивала головой. Он взял зверушек за лапки и стал переходить с ними дорогу. На другой стороне мальчик познакомился с настоящим волшебником по фамилии Светофоркин. Волшебник управлял всем движением в городе. В этом ему помогала волшебная палочка. Она светилась на конце красным светом. Водители и пешеходы подчинялись ее волшебной силе. Ванечка с удовольствием слушал рассказы игрушек и волшебника Светофоркина о правилах дорожного движения. Ему рассказали, что знаки бывают разной геометрической формы и разный цвет. Есть знаки запрещающие, а есть разрешающие. Пешеходы и водители должны дружить, не нарушая эти правила. И еще много, много интересного и нового узнал Ванечка в городе Дорожных знаков. Совсем не хотелось ему расставаться с добрым волшебником Светофоркиным. Но тут снова послышалась музыка: динь, динь, динь. Ванечка открыл глаза и увидел перед собой камушек. Взял мальчик камушек и побежал на улицу, к своему другу Пете Петрову. Пусть и Петя побывает в этом интересном городе.
С тех пор Ванечка Иванов больше не играет на проезжей части дороги. А еще он решил стать юным помощником ГАИ. Конечно, когда подрастет еще немного.
Марта и Чичи идут в парк
Однажды обезьянка Чичи позвонила своей закадычной подружке — зебре Марте.
— Алло, Марта! Доброе утро! Я хочу пригласить тебя прогуляться в парке. Мы могли бы поесть мороженое, попить лимонад, побегать по дорожкам, покататься на каруселях.
— С удовольствием, — согласилась Марта.
— Тогда собирайся, встретимся возле твоего дома, — закончила разговор Чичи.
Обезьянка нарядилась в свое любимое розовое платье с оборками и бантиками, надела соломенную шляпку и повесила через плечо лакированную сумочку.
— Чудесно! — воскликнула она, оглядев себя в зеркало, и побежала вниз по лестнице.
Марта уже поджидала подругу возле подъезда. На голове у нее красовалась ярко-красная бейсболка, а спину украшало бархатное седло с бахромой. Чичи ловко вскочила на спину зебре, поудобнее устроилась в седле, и подруги отправились в парк.
Марта неторопливо шла по тротуару, а когда поравнялась с аркой, замедлила шаги и остановилась.
— Почему ты встала? — удивленно спросила обезьянка.
— А вдруг машина из-под арки выскочит! Разве ты не знаешь, что когда подходишь к углу дома, к арке и вообще к любому месту, откуда может выехать машина, надо остановиться и немного подождать. Если машин нет, то можно спокойно идти, — ответила зебра, продолжив путь.
— Вот в чем дело, — протянула Чичи, — а я и не знала. Хорошо что ты мне сказала. Теперь я буду осторожнее, а то всегда бегу сломя голову.
Чтобы оказаться в парке, подругам надо было перейти через улицу.
— Перебегай скорей! Видишь, ни одной машины нет, — предложила обезьянка.
— Нет, что ты. Здесь переходить нельзя. Надо искать «зебру».
— Зебру? — удивилась Чичи. — А чего ее искать? Вот она, здесь! — Чичи ласково потрепала Марту за шелковистую гриву.
— Э, нет, это совсем другая, зебра. Разве ты не слышала, что так называют наземный переход через дорогу?
— Что-то вроде слышала краем уха. Но как-то не задумывалась, — ответила легкомысленная обезьянка. — А почему переход назван: «зеброй»? — спросила она у подруги.
— Да потому, что этот переход полосатый: черная полоса, белая полоса, опять черная, потом белая. Совсем как моя окраска. Только полоски нарисованы не на спине, а прямо на асфальте, — терпеливо объяснила Марта.
Марта огляделась по сторонам:
— А вот и переход. Видишь светофор, он поможет нам перейти через улицу: скажет, можно переходить или нет.
— А разве светофоры умеют говорить? — удивилась обезьянка.
— Он нам не словами скажет, а «глазами».
— Как это глазами? — еще больше удивилась Чичи.
— У светофора есть три сигнала: красный, желтый и зеленый. Их и называют глазами. Но они загораются не сразу, а по очереди. Если горит красный глаз, то идти нельзя!
— Сейчас-то как раз и горит красный глаз, — неожиданно в рифму сказала обезьянка. — Я вспомнила, что в детском саду мы пели песню про светофор.
— Я тоже помню эту песенку. Давай споем ее, пока горит красный свет и переходить через улицу нельзя, — предложила зебра.
— Давай, — согласилась обезьянка. И они запели песенку.
Наш помощник — светофор
Помогает с давних пор пешеходам светофор.
Он сигнал нам подает: ждать или идти вперед.
Светофор, светофор — наш помощник с давних пор!
Если вспыхнет красный свет,значит, перехода нет,
Если желтый — стой и жди, а зеленый свет — иди!
Светофор, светофор — наш помощник с давних пор!
Пока подруги распевали песню, загорелся желтый глаз светофора, и машины стали тормозить. А когда вспыхнул зеленый свет, все машины остановились, зебра с обезьянкой спокойно перешли через дорогу и скоро оказались у ворот парка.
Безопасная дорога
Однажды Зайка бегал по лесу и поранил лапу. Рана никак не заживала. Тогда звери решили помочь Зайке и нарвать травы – подорожника, которая росла на другой стороне дороги. Они часто слышали, как возле дороги, что-то шумит, жужжит, тарахтит, но звери решили не бояться и помочь Зайке. Вот шли, шли и пришли к дороге, а на дороге полоска белая, чёрная. Светофор стоит светом мигает, то красным, то зеленым, то желтым и машины едут туда-сюда.
Звери испугались, остановились, и не знали, что им делать?
Вдруг загорелся зеленый свет и дорогу перешёл дедушка Мазай. Звери подбежали и на перебой загалдели, закричали:
-Что это за полоски на дороге, зачем они нужны?
— Что это за чудо трёхглазое, сверкает глазами?
-Что за жужжалки-шумелки по дороге мчаться?
-Как через дорогу перебраться, нам нужно зайке травы набрать, он сильно лапку поранил.
Дедушка сразу все понял и сказал, помогите мне грибов найти, а я вам про дорогу все расскажу. Звери все места грибные знали и быстро набрали дедушке полную корзину грибов. И дедушка начал свой рассказ.
— Полоски на дороге, белая и чёрная – это пешеходный переход, именно в этом месте можно переходить дорогу. Жужжалки-шумелки — это машины. Чудо трёхглазое – это светофор! Он регулирует движение на дороге, показывает всем, когда можно двигаться, переходить дорогу, а когда нужно постоять и подождать. Красный свет требует остановиться, желтый просит приготовиться, а зеленый разрешает идти. Запомните это пожалуйста!
-Усвоили, тогда переходим по пешеходному переходу на зеленый свет светофора. Подошёл к дороге посмотри налево, дошёл до середины – посмотри направо, машин нет, дальше иди. Ну вот и трава подорожник для вашего друга.
Собрали звери листочки, «спасибо» дедушке сказали и в обратный путь двинулись, зайку лечить. Теперь-то они знали, как перейти дорогу в безопасном месте.
Умный наперсток
Давным-давно в одном небольшом городке жила искусная Мастерица рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях.С каждым днем заказов у рукодельницы становилось все больше, вот и решила она обучить свою племянницу Анюту всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей.
Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко управляться с иголкой, спицами и крючком.
Однажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Анюта осталась дома одна. Она тотчас достала резную деревянную шкатулку, в которой хранились нитки, иголки, наперсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку. Эту красивую салфетку с бахромой Анюта хотела подарить тете на именины. Девочка старательно вышивала на салфетке букетик подснежников.Теплые весенние лучи скользили по скатерти обеденного стола, вышивать за которым устроилась Анюта. За окном звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал свежий ветерок, пахнущий талым снегом и капелью.
Девочка на минутку отложила рукоделье, зажмурила глаза и не заметила, как задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой тихий, словно журчание ручейка за окном. Это разговаривали между собой иголки, булавки, пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.
— Ах, какой чудесный денек! — пропела булавка с золотой головкой.
— Обратите внимание, как мы блестим и переливаемся под солнечными лучами! — воскликнула маленькая перламутровая пуговица.
— Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели! — согласились ножницы.
— Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то, что тот столик, за которым всегда работает Мастерица, — сказала вязальная спица.
— Нам надоело лежать в шкатулке, давайте останемся здесь! — дружно закричали иголки.
— Не могу понять, почему Мастерица всегда прячет нас в шкатулку и не дает нам пожить на воле? — тоненьким голоском пропищал маленький крючок.
— Давайте спросим об этом дядюшку-наперстка, ведь он давно живет в доме рукодельницы, — предложила катушка.
— Дядюшка-наперсток, — обратилась к наперстку бойкая иголочка. — Не знаете ли Вы, почему Мастерица всегда после работы убирает нас в шкатулку?
— Знаю, как не знать, — важно ответил наперсток. — Я живу в доме Мастерицы много лет и помню, что к порядку и аккуратности ее с самого детства приучала бабушка. Она говорила, что иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы — опасные предметы! их нельзя бросать, где попало, а следует убирать в специальную шкатулку. Вот эту резную деревянную шкатулку бабушка подарила Мастерице на день рождения, когда той исполнилось всего лишь шесть лет.
Слова дядюшки-наперстка обидели всех. Иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы возмущенно зашумели:
— Какие же мы опасные? Мы очень даже полезные и нужные предметы! Без нас нельзя ни пуговицу пришить, ни дырку заштопать. Кто же поможет людям сшить платье или рубашку, связать носки?
— И мы нужны! И мы нужны! — хором пропищали пуговицы, петельки и крючки.
— Спору нет, — согласился дядюшка-наперсток. — Все вы, друзья, нужны и полезны людям. Но согласитесь, что иголками, булавками, спицами можно больно уколоться, а ножницами поранить пальцы. Чтобы, этого не случилось, нас и убирают после работы в шкатулку. А, кроме того, Мастерица любит и бережет свои вещи. Она не хочет, чтобы кто-то из нас потерялся.
— А почему нельзя шить, сидя за обеденным столом? — поинтересовалась булавка.
— Да потому, что за обеденным столом люди едят, а маленькие предметы могут незаметно попасть в пищу, — объяснил умный наперсток.
— Понятно, — протянула катушка. — Значит, Анюта зря разбросала нас по столу.
В это время девочка зашевелилась и открыла глаза. Разговор тотчас смолк.
Анюта огляделась и увидела, что на столе в беспорядке лежат портновские принадлежности, а на часах — время обеда, значит, скоро из города должна вернуться Мастерица.
— Какой удивительный сон мне приснился, — подумала девочка.
Она аккуратно сложила в шкатулку портновские принадлежности, поставила ее на столик для шитья и стала поджидать прихода тети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека сказок по звукам
подборка сказок, где дети внимательно слушают, запоминают слова на определенный звук...
Картотека сказок по ПДД. Часть 1.
В данной картотеке собраны сказки по ПДД...
Конспект занятия в старшей группе по воспитанию навыков ОБЖ « Герои сказок в безопасности"
Конспект занятия в старшей группе по воспитанию навыков ОБЖ...
Картотека сказок по формированию у детей безопасного и здоровьесберегающего поведения
Представляю вниманию картотеку сказок , помогающих сформировать у детей представления о безопасном поведении....
"Польза сказок для безопасности детей"
Консультация для родителей...
"Польза сказок для безопасности детей"
Консультация для родителей...
Картотека сказок про безопасность
Cказки, которые воспитывают или обучают ребенка. Эти сказки можно прописывать вместо таблеток детям, так как они имеют лечебный эффект!...