Проект по детской безопасности в группе ДОУ для детей 5-7 лет "Не опасен будет дом, если все в порядке в нем"
проект по обж (подготовительная группа)
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь подрастающему поколению и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия. Процесс педагогической защиты предполагает создание в образовательном процессе системы мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленных на формирование у детей способности к защите себя и других.
Данная ситуация поставила нас перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма - опасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. При этом проблема определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного поведения в быту у дошкольников является актуальной.
Исходя из вышесказанного, возникает гипотеза: систематическая совместная работа педагогов и родителей по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников будет способствовать воспитанию безопасного поведения детей в быту.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткосрочный проект по детской безопасности | 153.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;
E-mail: bsk_du09@ mail.ru
ПРОЕКТ
«Не опасен будет дом, если все в порядке в нем»
Авторы проекта:
воспитатель группы:
Герберт Елена Анатольевна,
учитель-дефектолог:
Лаптева Наталья Александровна,
учитель-логопед:
Аксенова Марина Михайловна,
педагог-психолог:
Дергунова Виктория Александровна.
БЕРДСК, 2021
Пояснительная записка
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.
Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начинать знакомить дошкольников с основами безопасности. Ребёнок должен чётко знать, что его может травмировать, что может быть опасным.
В то же время, детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребёнка страх. Хотя, в настоящее время, возрастает число детей, «которые» ничего не боятся», могут, не задумываясь, плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.
Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт её возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать основой безопасного поведения, которая позволит дошкольникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Исходя из этого, считаем, что необходимо с дошкольного возраста начинать работу в этом направлении. В связи с этим нами был разработан проект «Моя безопасность дома», где «безопасность» - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Новизна проекта состоит в том, что в нем систематизированы формы и методы работы по воспитанию и обучению дошкольников, разработана тематика занятий и их последовательность.
Актуальность темы
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь подрастающему поколению и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия. Процесс педагогической защиты предполагает создание в образовательном процессе системы мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленных на формирование у детей способности к защите себя и других.
Данная ситуация поставила нас перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма - опасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. При этом проблема определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного поведения в быту у дошкольников является актуальной.
Исходя из вышесказанного, возникает гипотеза: систематическая совместная работа педагогов и родителей по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников будет способствовать воспитанию безопасного поведения детей в быту.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
- Тема проекта «Не опасен будет дом, если все в порядке в нем».
- Организаторы проекта: Воспитатель - Герберт Елена Анатольевна; специалисты - Лаптева Наталья Александровна, учитель-дефектолог; Аксенова Марина Михайловна, учитель-логопед; Дергунова Виктория Александровна, педагог-психолог.
- Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.
- Сроки реализации проекта: с сентября по ноябрь 2021года
- Паспорт проекта:
Тип проекта | По виду и доминирующему методу | -Практико-ориентированный, -Информационный |
По продолжительности | -краткосрочный от 1 недели до 3 месяцев | |
По характеру содержания | -включает ребёнка, его семью, предметное окружение, общество. | |
По характеру участия ребёнка | -участник от зарождения идеи до результатов | |
По характеру контактов | -закрытый (внутри одной возрастной группы ДОУ) | |
По количеству участников | -личностный -групповой -фронтальный | |
Образовательные области | Речевое развитие Художественно-эстетическое Физическое Познавательное |
- Актуальность проекта.
Дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
- Цель проекта – формирование первоначальных навыков безопасного поведения в быту.
- Задачи:
Обучающие (Предметные)
- уточнить и систематизировать у детей представления о правилах пожарной безопасности
- знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
- закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
- формировать знания об источниках опасности в квартире;
- закрепить знания о номерах телефонов служб спасения
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома
Развивающие (Личностные)
- развивать умения применять элементарные правила безопасного поведения в повседневной жизни;
- развивать взаимоотношения детей, умения действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
Воспитательные (Метапредметные)
- воспитание бережного отношения к своему здоровью
- содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности.
- Принципы и подходы проекта
Наш проект строится на правиле трех вопросов:
1)Что мы знаем об этом?
-Нельзя играть с огнём.
-Нужно всегда спрашивать у родителей.
-Надо беречь здоровье.
-Нельзя брать в руки опасные предметы.
2) Что мы хотим узнать?
-Как пользоваться опасными предметами.
-Почему нельзя брать предметы без разрешения.
-Зачем нужны службы спасения. Кто поможет в опасный момент?
3) Как мы можем узнать?
-Наблюдения
-Чтение книг
-Подвижные игры
-Настольно-печатные игры
-Рассматривание иллюстраций
-Просмотр мультфильмов
-Просмотр телепередач
-Спросить у взрослых
- Методы и приёмы осуществления проекта
1. Наглядные методы:
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4. Практические методы:
- разыгрывание проблемных ситуаций;
- театрализация;
- беседа;
- дидактические игры;
Интеграция образовательных областей
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- Предварительная работа
- подбор литературы по теме;
- подбор дидактических игр;
- подбор видеотеки;
- изготовление материалов для наполнения развивающей «среды».
- Предполагаемые результаты
У детей:
- Сформированность представлений о правилах пожарной безопасности,
- Сформированность знаний о назначении, работе и правилах пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
- Сформированность умения пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
- Сформировать знания об источниках опасности в квартире;
- Знание правил безопасного обращения с предметами дома;
-Сформированность умения применять элементарные правила безопасного поведения в повседневной жизни;
-Сформировать умения набирать нужные номера служб помощи;
-Создание доброжелательных отношений детей к окружающему;
-Сформированность бережного отношения к своему телу;
-Осознание каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
У родителей:
-Сформировать у родителей внимательное отношение к среде, в которой находится ребенок дома (договоренности о единых правилах и требованиях в саду и дома по приему пищи, использованию колющих-режущих, обращению с огнеопасными предметами и т.д.)
У педагогов:
-Сформировать дополнительную материальную базу для проведения уроков безопасности с детьми;
-Формировать взаимодействие между воспитателями и родителями.
- Этапы реализации проекта
Этап | Цели этапа | Тематика и содержание мероприятия |
Теоретический | - написание проекта - обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта; - знакомство родителей с проектом, вовлечение их в реализацию проекта. | - Сбор и анализ литературы по данной теме; - Разработка основных мероприятий по проекту (Беседы, НОД, Театрализаций, Ролика); - Создание знаков по правилам безопасного поведения в бытовых ситуациях в группе; - Создание игры-лото по обобщению и идентификации предметов как опасных и безопасных; - Создание раскраски на тему: «Если вдруг пожар случился» |
Практический | - апробация проекта “Не опасным будет дом, если все в порядке в нем” на дошкольниках группы «Звездочка» - проведение мероприятий по проекту. | - НОД познавательное развитие: «Один дома» - НОД социально – коммуникативное развитие: «Осторожно незнакомец» - НОД речевое развитие: «Безопасность дома» - Проведение бесед с детьми по теме: «В мире опасных предметов». Цель: Развивать представления детей об опасных для жизни и здоровья предметов, с которыми они встречаются в быту. «Электроприборы в нашем доме» Цель: знакомить с электроприборами, их назначением, правилами обращения. «Один дома» Цель: закрепить знания детей как правильно вести себя дома, когда они остаются одни. «Безопасность» Цель: Закрепить представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту. «Наши друзья и враги» Цель: Дать детям сведенья об опасных вещах. - Просмотр мультфильмов: «Аркадия Паровозова», «Фиксики» и прочее по теме; -Чтение художественной литературы: «Правила поведения для воспитанных детей»; С. Афонькин «Как победить простуду?», «Откуда берется болезнь?»; Маршак С. «Кошкин дом», «Вчера и сегодня» (отрывок), «Пожар», « Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа – милиционер»; Житков Б. «Пожар», «Дым»; Е. Казакова «Чик-чик ножницами» - Создание книги безопасности: «Если дома одного оставили - соблюдай простые правила» из рисунков и рассказов детей и родителей с правилами безопасного поведения дома; -Создание видеоролика: «Блогер Мирон за безопасность в быту»; - Игры-театрализации по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кошкин дом» |
Аналитический | анализ результатов, оценка эффективности проекта | -Выставка продуктов деятельности по проекту; - Рефлексия; - Презентация проекта. |
- План мероприятий в рамках реализации проекта
Мероприятие | Сроки | Участники | Результат (ЗУН, среда, пополнение портфолио, практический творческий выход и т.д.) |
Беседа | 1 раз в месяц в течение проекта | Воспитатель, дети | Творческий выход |
НОД дефектолога | 1 раз | Дефектолог, дети | Практический выход |
НОД Психолога | 1 раз | Психолог, дети | Практический выход |
НОД Логопеда | 1 раз | Логопед, дети | Практический выход |
Театрализации | 1 раз в месяц в течение проекта | Воспитатель, логопед, дети | Творческий выход |
Чтение художественной литературы с обсуждением и инсценировками | еженедельно | Воспитатель, дети | Творческий выход |
Дидактические игры | В течение проекта | Воспитатель, дети | Практический выход, среда |
Просмотр мультфильмов с обсуждением | В течение проекта | Воспитатель, родители, дети | Среда, Творческий выход |
Создание фильма о безопасности | В течение проекта | Воспитатель. Логопед, дефектолог, воспитанники | Среда, пополнение портфолио, практический творческий выход |
Создание книги безопасности | В течение проекта | Дети, родители, педагоги | Среда, пополнение портфолио, практический, творческий выход |
- Продукты проектной деятельности:
- Видеоролик
- Раскраска
- Комплект знаков безопасности
- Игра «Безопасность дома»
- Книга безопасности из рисунков детей
- Книга стихов о безопасности дома.
- Анализ эффективности проекта:
-анализ мониторинга на основе наблюдений за детьми: дети стали транслировать опыт, полученный в ходе проекта, как друг другу, так и родителям, а так же, дети проявляют саморегуляцию в процессе свободной деятельности, обращая внимание на знаки безопасности, размещенные в групповой комнате;
-изменение предметной развивающей среды и значение этого: в групповом центре безопасности появились пособия и игры по безопасности в быту. Кроме того, в групповой комнате появились знаки безопасности.
-анализ включённости и участия родителей (до: родители не уделяли должного внимания формированию безопасного поведения детей в быту /после: родители включились в проект, активно помогая детям рисовать сюжеты для книги о безопасности, что привело и к формированию культуры безопасного поведения у детей.);
- опрос родителей о ходе и результатах проекта: родители подчеркнули значимость проведения мероприятий, подобных данному проекту, т.к. дети в ходе проекта приобретают знания о правилах поведения и транслируют их окружающим.
- Список литературы:
- Белая К.Ю. «как обеспечить безопасность дошкольникам»
- Поддубная Л.Б «ОБЖ»
- Шипунова В.А. «Детская безопасность»
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением 5 - 6 лет»
- И.А.Лыкова Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасностей»
Приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие учителя – дефектолога для детей 5-6 лет.
Тема: «Один дома»
Цель: Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения дома.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнять представления детей об опасных для жизни предметах.
- Упражнять детей в умении правильно и быстро принимать решения
в экстремальных ситуациях
Развивающие:
- Развивать умение правильно и быстро сообщать об опасности.
Воспитательные:
- Воспитывать смелость, находчивость, решительность.
Предварительная работа: Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Дидактическая игра « Четвертый лишний».
Формы организации: коллективная деятельность (работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа оп показу).
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: настенная доска, стол, стулья
Демонстрационный материал: карточки с номерами 101, 102, 103, 104, картинки электроприборов, 3 белых листа в центре которых наклеены красный, желтый, зеленый круги диаметром 20 см. Телефон, мяч, нож, аптечка, коробок спичек, навесные замки, электрочайник, белый халат, шапочка, игрушка Карлсона.
Раздаточный материал: зеленые, красные, желтые круги диаметром 10 см по одному на каждого ребенка, ножницы, клей, салфетки, подносы
Ход занятия.
Уч. дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы поговорим о разных ситуациях, которые могут произойти, если вы останетесь дома одни. Чем же заняться? Квартира большая и здесь много интересного.
-Что-то жужжит. Не слышите? Наверно забыли выключить какой - нибудь прибор.
- Ой, кто это? Как ты сюда попал?
Игрушка Карлсона: Я лучший в мире Карлсон! Я в меру упитанный, самый воспитанный мужчина! А сюда я попал через окно, которое было открыто рано утром.
Уч. дефектолог: Мы даже не могли представить, что можно попасть через окно.
Вот оказывается, что не только через дверь может зайти незнакомый человек.
Игрушка Карлсона: Постойте, кто это незнакомый? Да я самый знаменитый в мире Карлсон!
Уч. дефектолог: Ты лучше не хвастайся, а оставайся и послушай, как нужно себя вести, если ты один дома. Ребята тебе в этом помогут.
И так мы остались одни дома. Дом это наша крепость, а мы ее защитники. Зачем в квартире нужна входная дверь? Почему она закрыта? Чего нельзя делать защитникам? Отгадайте загадку:
Черненька собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
Уч. дефектолог: С давних пор люди закрывали свое жилище. Было придумано много замков, засовов, задвижек и цепочек. (рассматривание замков)
Но разве замок может спасти, если ты сам открыл дверь?
Сейчас мы проверим, как вы усвоили, что никого нельзя впускать в дом.
Проигрывание ситуации:
Пришла медсестра
Женщина просит забрать котенка.
Приехал гость из другого города.
А если кто-то пытается сломать дверь?
Воспитатель: Ели кто - то лезет в дом
Пробивая двери лбом
Двери держаться едва
Поскорей звони 102
Проигрывание ситуации (вызвать полицию)
Уч. дефектолог: А какие сказочные герои открыли двери и пострадали от этого? ( Показ иллюстраций к русским народным сказкам)
Игрушка Карлсона: Ребята, какие вы молодцы, что объяснили, для чего нужно дверь держать закрытой. Я теперь буду всегда закрывать дверь.
Уч. дефектолог: Карлсон, что ты там нашел?
Игрушка Карлсона: Я нашел что - то интересное! Отгадайте загадку.
В ряд лежат они в коробках
В красных шапках на головках
Их, пожалуйста, не тронь
Притаился в них огонь. (спички)
- Ребята давайте зажжем газ и согреем чайник!
Уч. дефектолог: Ребята, разве можно это делать? Почему? Объясните.
Воспитатель: Если газ побежал по квартире
Поскорей позвони 104.
Воспитатель: На кухне газ у нас горит
Меня он тянет как магнит
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть
И спички ловко зажигать
И газ включать и выключать.
Но Мама строго мне сказала:
К плите чтоб руки не совала
Опасно это так и знай
Пока за мной понаблюдай
Учись на кухне помогать
Посуду мыть и вытирать
К плите же ты не подходи
Сперва немного подрасти.
Игрушка Карлсона: Ой! А что это за кувшин с хвостиком? (электрический чайник)
Вот здорово, его можно не ставить на огонь. Ну, тогда скорей включайте!
Уч. дефектолог: Разве можно включать детям электроприборы? Объясните почему?
Игрушка Карлсона: Какие электроприборы есть у вас дома?
Уч. дефектолог: На столе лежат карточки с изображением электроприборов, я загадаю загадку, а вы найдите этот электроприбор.
Живу на кухне я всегда
На мне стоит сковорода
Кастрюля, ковшик, чайник
Над ними я начальник
Со мню вся семья сыта
Ну, догадались? Я (плита)
Соберу рубашки, майки
И скажу ей «Постирай - ка»
В барабане покрути
Белье чистым возврати. (стиральная машина)
Вот так дом
Одно окно, каждый день
В окне кино
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (телевизор)
Мокрые волосы после мытья
Быстро сумею им высушить я. (фен)
И зимой и летом
Холод в нем и лед
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережет. (холодильник)
Гладит все чего касается,
А дотронешься, он кусается. (утюг)
Чудо печка, чудеса
Разогреет все сама. (микроволновая печь)
Он сосет и пыль и сор
Чистит кресла и ковер
В доме мусор собирает
И ни разу не чихает. (пылесос)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела
Пейте чай, вода вскипела. (чайник)
Уч. дефектолог: Ребята, а если на не исправный провод попадет вода, что случится? (Пожар)
А что вы будете делать при возникновении пожара?
Воспитатель: Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 001
(проигрывается ситуация « Вызови пожарных»)
Игрушка Карлсона: Надо запомнить, что при пожаре номер надо набирать 101.
Игра «Если возник пожар» (дети стоят в кругу воспитатель бросает мяч, ребенок должен закончить предложение)
Раз, два, три, четыре у кого пожар (в квартире)
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)
Красный блеск побежал
Кто со спичками (играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над (газом)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег (листву)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы)
Помни каждый гражданин этот номер(101)
Дым увидел не зевай, а пожарных (вызывай)
Игрушка Карлсона: Что - то я устал, сил совсем нет.
Уч. дефектолог: Как же тебе помочь?
Игрушка Карлсона: А вы знаете, что самое лучшее лекарство это варенье и торт!
Ой! Варенье!
Уч. дефектолог: Осторожно! Ребята, почему нужно осторожно обращаться со стеклянной посудой. Какие предметы могут причинить боль? Чем еще можно порезаться?
Игрушка Карлсона: Какие вы трусы. Я тогда отрежу торт! Ой! Порезался, помогите!
Уч. дефектолог: Ребята, как помочь Карлсону?
Воспитатель: Если вдруг ты сильно захворал
Порезался или ногу поломал
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи 103
(проигрывается ситуация « Вызови скорую помощь»)
Уч. дефектолог: Хоть и заклеили рану, но мне все равно больно. Можно мне взять таблеточку вон из той красивой баночки?
Уч. дефектолог: Ну что дадим таблетку Карлсону? Так какую дать ему таблетку?
Воспитатель: Все маленькие детки
Обязаны узнать
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать
Когда вы заболели
Тогда врача зовут
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.
Но если не больны вы
В таблетках только вред
Глотать их без причины
Нужды поверьте нет
Ведь отравиться можно
И даже умереть
Так будьте осторожны
Зачем же вам болеть!
Воспитатель:
На полке химикаты в ряд
Теперь ты знаешь – это яд!
Игрушка Карлсона: Я так не играю! Что за дети даже пошалить нельзя.
Уч. дефектолог: Это очень хорошо, что они знают опасные места в доме и выполняют меры безопасности. И сейчас мы это закрепим, выполнив задание.
«Опасные предметы»
(Дети делятся на 3 подгруппы. Раздаются круги- красный, желтый, зеленый. Первая подгруппа находит предметы, которые могут вызвать пожар, вырезают и наклеивают на красный круг. Вторая подгруппа находит предметы, от которых можно отравиться и наклеивает на желтый круг. Третья подгруппа находит предметы, которыми можно пораниться и наклеивает на зеленый круг.)
Воспитатель:
Если дома я один
Сам себе я господин
Друг себе я, а не враг
Буду делать так:
Дверь закрою на замок и молчок!
Зажигать не буду газ - это раз
Спички в руки не возьму
Никогда - это два!
Три - к открытому окну
Ни за что не подойду
А в четвертых я запомню
Что лекарства - это яд
Очень многое в квартире не для маленьких ребят.
Игрушка Карлсона: Спасибо вам ребята, что научили меня, как нужно вести себя дома.
Уч. дефектолог: Я рада, что вы знаете, как уберечь себя от многих бед. Выполняйте эти нетрудные правила и с вами никогда ничего не случится. Будьте здоровы!
Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, незнакомец!» педагога – психолога для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного общения с незнакомыми людьми при обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
-Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.
-Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.
-Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Речевое развитие»
-Развивать умения детей работать с моделями (схемами).
-Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы психолога.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Воспитывать в детях эстетические чувства желание к творческой самореализации в продуктивной изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»
Материалы и оборудование: иллюстрации, плакаты, схемы на тему: поведение с незнакомцами, поведение в опасных ситуациях; листы А4 и цветные карандаши.
Ход познавательной беседы
Организационная часть
Психолог: Ребята, давайте присядем на коврик. Вы помните, мы с вами сказку читали:
Дети: «Волк и семеро козлят»?
Психолог: Кто мне скажет, что случилось с козлятками?
Дети: Их съел Волк
Психолог: А как он попал к ним домой? Двери же были закрыты?
Дети: Козлята сами открыли дверь, потому что не послушались маму.
Психолог: Да ребята, козлятки пострадали потому что не послушались маму. А сейчас по улице Волки ходят?
Дети: (смеются) Нет, конечно, волки в лесу живут.
Психолог: Да, волки по лесу не ходят, но, тем не менее. И для вас тоже существуют правила безопасности в общении с незнакомцами, и сегодня мы о них узнаем.
1.Приветствие:
- Ребята, давайте поздороваемся друг с другом! Покажем, друг другу ладошки, потрём их, почувствуем, какие тёплые они стали, а теперь возьмёмся за руки и подарим своё тепло друг другу.
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь!
Всем нам дружно надо встать!
Хлопнуть, топнуть и нагнуться!
И друг другу улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всём на миг забыть.
Дружно встать, сказать слова:
«Здравствуй, новая игра!»
2. Основная часть
Вот я вам приготовила плакат, на них изображены опасные ситуации и правила, которые нужно соблюдать, чтобы эти опасные ситуации не допускать.
Давайте посмотрим на первую картинку, тут изображены дети и незнакомец у двери, он звонит в дверь. Читаем первое правило.
Правило№1
«Если позвонил звонок,
Посмотри сперва в глазок,
В гости кто пришёл узнай,
Но чужим - не открывай!
Если нет глазка, тогда:
«Кто же там?»- спроси всегда,
А не станут отвечать-
Дверь не надо открывать!»
Психолог: Можно открывать дверь незнакомцам?
Дети: нет!
Психолог: Правильно, потому что незнакомец может вас обмануть. Например, сказать, что он из газовой службы, или почтальон или мамин друг и даже назвать ваше имя. Дверь все равно открывать нельзя. Если вы дома одни, а если в доме есть старшие надо их позвать.
Читаем второе правило. На второй картинке мы видим, мальчик разговаривает с кем-то по телефону.
Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
А под мышкой (пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит (старушка,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)!
Правило№2
«Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
- и куда же я попал?
Номер, я какой набрал?
Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?-
Ничего не отвечай,
Просто маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
«До свидания!» - скажи,
Быстро трубку положи!»
Психолог: Да, ребята. Правило №2 «Нельзя разговаривать по телефону с незнакомцами, называть свое имя, адрес и рассказывать, что ты дома один. На такие вопросы не нужно отвечать, надо сразу класть трубку». Незнакомцы могут приехать по адресу обмануть вас и навредить вам.
Читаем третье правило. На этой картинке детей приглашают покататься на красивой машине незнакомцы.
Правило №3
«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы
Милые ребята: Вас кататься позовут,
К незнакомым людям в машину не садитесь -
Доверять не надо! Далеко вас увезут!
Если вас с собою И не будет папы, мамы,
В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…
Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,
Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»
Лучше отбегайте.Прочь от них скорей
И предупреждайте
Всех своих друзей….»
Психолог: Ребята, на прогулке даже в детском саду и на детской площадке. Когда воспитатель или ваши родители отвлеклись, к вам могут подойти незнакомцы и попросить, например, им помочь. Ну, котенка спасти, или собачку или просто угостить вас. Нельзя с ними вступать в разговор. Сразу отворачивайтесь и уходите и конечно нужно предупредить взрослых о том, что к вам приставали.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Покачали-покачали…
Потянули-потянули…
Покрутили-покрутили
Ключ достали повернули.
Наконец, замок открыли.
Читаем дальше правило №4. На этой картинке дети увидели забытый предмет
Правило №4
«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы
Ты его не вздумай брать! В руки не бери!
Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты
Должен сразу рассказать. Даже не смотри,
Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,
В свёртке может быть граната. Чтобы выяснять,
Кто-нибудь коснётся - Делать, что с такой находкой,
И она взорвётся!» Что же предпринять?
Может быть опасным очень
Вот такой пакет…
Если ты неосторожен,
Жди проблем и бед!»
Психолог: Ребята на территории детского сада или на улице, играя, вы может увидеть незнакомый предмет. Трогать его нельзя, он может быть опасен. Нужно сообщить о находке взрослым.
Психолог: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю поиграем в игру.
Игра «Опасные предметы».
Цель: Закрепить умение детей отличать опасные предметы и уметь обосновать свой ответ.
Под музыкальное сопровождение дети по очереди собирают в мешочек из общей корзины опасные предметы в отдельный мешочек. Когда музыка останавливается, дети рассказывают, какие предметы они сложили в свой мешочек и почему они сочли эти предметы опасными.
3. Заключительная часть
Психолог: Хорошо ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети: О правилах!
Психолог: Мы изучили 4 правила безопасного обращения с незнакомцами и предметами. Кто может их перечислить?
Дети: Нельзя разговаривать с незнакомцами. Трогать вещи, которые забыли. По телефону говорить, что ты один и называть дом, улицу. Открывать дверь, если дома никого нет.
Психолог: А почему мы должны соблюдать эти правила?
Дети: чтобы нам не навредили.
Психолог: А теперь я предлагаю вам нарисовать правило, которое вы сегодня услышали. Одно, которое вы сами хотите нарисовать.
Дети присаживаются за столы и в свободной изобразительной деятельности отображают усвоенный ранее материал.
Конспект НОД по речевому развитию «Безопасность дома», учителя - логопеда
Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевое развитие.
Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости и правилах пользования ими. Пополнять словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи с использованием новых слов.
Образовательная:
Учить разделять предметы быта, на опасные и безопасные.
Учить работать в команде.
Обучать основам личной безопасности.
Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая:
Развивать речь, мышление, а также устойчивый интерес к познанию окружающего мира, умение сравнивать два предмета.
Активизировать речевую активность, учить делать собственные умозаключения
Развивать умение выслушивать друг друга.
Формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома
Воспитательная:
Воспитывать у детей аккуратность в обращении с опасными предметами, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать ответственность за себя и за других.
Предварительная работа:
Беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры, подвижные игры дидактической направленности, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений.
Оборудование: Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта»: лекарство, нож, ножницы, гвозди, степлер, шприц, кнопки, лезвия, осколок стекла, булавка, иголки, мяч, иголка, скакалка, ножницы.
Ход образовательной дея-ти:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь и гостям,
А гости улыбнутся вам!
Логопед:- Ребята, сегодня к нам в гости пришел мальчик:
(кукла)
Это, ребята, мальчик Федя,
Он, как и вы, в сад ходит тоже.
Он любимый мамин и папин сын,
И любит играть с игрушками Федя один…
- А вам интересно узнать с какими игрушками Федя любит играть?
Основная часть:
- Посмотрите, Федя принес нам с вами коробочку, в которой лежат его любимые игрушки. (В коробочке лежат: осколок стекла, лезвие, бритва, ножницы, нож, стека, шприц, булавки, скрепки, кнопки, мяч, иголки ,скакалка, машинка, кукла)
Логопед: Предлагает поиграть в игру "Можно - нельзя", каждому из вас надо взять со стола по одной красной и по одной зелёной фишке. Красный цвет обозначает, что этот предмет опасен и он не для игры, зелёный - этот предмет безопасен. (Дети называют, какие предметы опасные, объясняют почему с ними нельзя играть)
-Дети, разве в эти игрушки можно играть Феде?
Давайте научим Федю, в какие игрушки можно играть, а какие из предметов очень опасны, и не предназначены для игры. Для этого я предлагаю провести соревнования.
Логопед предлагает разделиться на 2 команды.
1.Конкурс «Отгадай загадку»
(Поочередно задают загадки командам, кто отгадает больше, получает фишку)
-Послушайте ребята загадки и постарайтесь отгадать их.
1. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
Нитку за собой тащу. (Иголка)
- Правильно. Давайте рассмотрим, какая она? (Маленькая, острая, тонкая, стальная)
- Кто может пользоваться иголкой? (Мама, бабушка)
- Верно. А можно ли играть с ней? Почему?
- Правильно. Она очень опасна, можно уколоться.
- А для чего она нужна людям? (Шить, вышивать)
- Молодцы!
2. Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети,
Можем больно наказать! (Ножницы)
- Да, верно. Для чего же нам необходимы ножницы? (Для резания, стрижки)
- А какие они, ножницы? (Острые, режущие)
- Всё правильно. Ребята, ножницы имеют два конца – это острые лезвия, которыми разрезают различные материалы. Они очень опасны. Кто может пользоваться ими? (Взрослые)
- А мы с вами можем ими пользоваться? (Да)
- Верно. Но для этого необходимо знать некоторые правила. Давайте вспомним и повторим их.
(Проводится д/и «Назови правила»)
(Дети в кругу, Логопед в центре с мячом. Логопед бросает ребенку мяч, а ребенок называет одно правило и бросает мяч обратно Логопеду, и так с каждым ребенком.)
3. Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу,
Но аккуратнее со мной,
Порезать пальчик я могу. (Нож)
- Совершенно верно. Как вы думаете, для чего нам необходим нож? Кто может им пользоваться? Можно ли назвать его игрушкой?
- Правильно. А почему? (Им можно порезаться)
- Посмотрите, ребята, у него тоже есть острое лезвие, как у ножниц, и это очень опасно.
4. Я зубаста и остра
Ложки младшая сестра. (Вилка)
- Да, правильно.
- Ребята, а кто может пользоваться вилкой? (Взрослые, дети)
- А вы помните правила, которые надо соблюдать? Можно ли вилку считать опасным предметом? (Да)
- Какая она? (Острая)
- Ребята, а какие острые предметы еще могут встретиться в домашних условиях? (вывешиваются картинки острых предметов: кнопки, булавки, шило, гвозди, спицы, пила.)
- Как можно их назвать, одним словом? Какие они? (Колющие, режущие, острые, опасные)
- Где они должны храниться? (В отдельных местах, в специальных коробках и т. д.)
- А можно ли с ними играть? Почему они опасны?
- Хорошо, молодцы!
(Логопед подводит итог первого конкурса) и знакомит детей с игрой-лото «Опасные предметы», которую подарил им мальчик Федя
Физминутка
Мы дома играем спокойно одни | дети идут по кругу) |
Наш дом безопасен и знаем все мы: | (руки вверх над головой) |
Иголки в игольнице мирно лежат | (показывают руками) |
На полке повыше нам их не достать. | (руки «полочкой») |
А ножницам место, конечно, в чехле | (пальцы ножницы) |
Они не игрушка ни мне, ни тебе.
| (неваляшка) |
Мы дома играем спокойно одни. | (присесть на корточки) |
Наш дом безопасен, уверены мы! | (идут по кругу) |
2.Конкурс «Скажи почему?»
(Поочередно каждой из команд предлагается рассмотреть, с тем или иным опасным предметом или игрушкой и ответить, что может, случится если…)
засовывать предметы в ухо
играть с верёвкой
играть с вилкой
засовывать мелкие предметы в нос
брать в рот кусочки лопнувшего воздушного шарика
ходить и бегать с длинным или острым предметом в руках
захлопывать резко двери шкафчика
засовывать в рот и глотать мелкие предметы
бить по голове
(Логопед подводит итог второго конкурса)
3. Игра-лото «Опасные предметы»
(Детям дают карточки на которых, собраны картинки предметов, обобщенных на колющие, лекарственные и т.д., ведущий достает картинку и выкрикивает - дети забирают, чьей карточке картинка соотвтетсвует, предварительно назвав правило, связанное с картинкой)
Логопед: Теперь давайте вспомним, какие опасности нас поджидают на улице.
4.Творческое задание: «Раскрась картинку»
(Детям дается картинка с опасными предметами и ситуациями, дети договариваются между собой, кто какой силуэт предмета закрашивает, чья команда не только сделает быстрее, но и аккуратнее, тот и побеждает)
Логопед подводит итог, называет победившую команду, дарит победившей команде книгу стихов «Чтобы не попасть в беду»)
-Ребята, как вы думаете, Федя научился определять опасные от безопасных игрушек?
(Логопед предлагает назвать, где колющие предметы и обычные игрушки, нужно назвать опасные предметы и безопасные)
В конце читает стихотворение:
Осторожно: острые предметы
Знают все, что шалунишки
Никогда не унывают.
Целый день они резвятся
И усталости не знают.
Не сидится им на месте-
Лишь бы прыгать, кувыркаться,
Поиграть с котёнком в прятки
Или вволю посмеяться.
Но шалить и веселиться
Тоже нужно осторожно,
Потому что очень просто
Вдруг себя поранить можно!
Окружают нас повсюду
Очень острые предметы,
А поэтому, детишки,
Вы послушайте совета:
Вилки, ножницы, иголки,
Топоры, ножи, осколки-
Не игрушки не конфеты,
А опасные предметы
Беседа тему «В мире опасных предметов»
Цель: Развивать представления детей об опасных для жизни и здоровья предметов, с которыми они встречаются в быту.
Ход беседы:
-Ребята, вы уже взрослые. Кого из вас родители оставляли дома одного (ответы детей)
-Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила безопасности. Какие опасности могут быть дома? Опасности ждут нас на каждом шагу. Сейчас мы попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о предметах и подумайте, чем они могут быть опасными.
1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (ножницы)
2. Не хочу я молчать, дайте вволю постучать.
И стучит день-деньской он железной головой. (молоток)
Дети отгадывают загадки, рассказывают, какую опасность таит каждый бытовой предмет
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах.
А сейчас давайте внимательно посмотрим мультфильм, который так и называется «Уроки безопасности».
Ребята давайте представим ситуацию в квартире оставили малыша Андрюшу.
-Родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышу, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: Х - нельзя пользоваться, !-осторожно пользоваться. (дети расставляют карточки с изображением опасных предметов на плакате.)
-Ребята, давайте повторим правила безопасности
1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
3. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
4. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, средства от насекомых.
Средство от тараканов.
Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать, как тут быть?
-Тараканов уморить!
И купили великаны
Средство против тараканов…
Но остались тараканы,
А не стало великанов.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить.
-Отравиться можно не только лекарствами, химическими препаратами, но можно отравиться невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила:
-Срочно скажи об этом взрослым, надо сразу же открыть окна и двери, позвонить по телефону «04», ни в коем случае не включать свет и не зажигать спичку.
-Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность – это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон.
Человек не птица, удобнее по лестнице спуститься,
Без парашюта с высоты прыгают только коты.
-Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.
-Теперь, я думаю, наш малыш Андрюша будет в безопасности.
Беседа на тему «Электроприборы в нашем доме»
Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.
Ход беседы:
- Здравствуйте, ребята! Мне сегодня сказали что электроприборы, которые находятся у нас дома, могут быть опасными. Давайте с этим разберёмся! Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (ответы детей)
- Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках. Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.
- А кто знает, что такое пожар? А что может стать причиной пожара? (ответы детей)
- Да, ребята, ещё причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. А что будет, если не выключить утюг или телевизор? (ответы детей)
- Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.
- Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор? Ребята, ни в коем случае не заливайте включённый телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 101. Чётко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.
- Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Всё это может привести к пожару!
-Спасибо, ребята, мы с вами хорошо разобрались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Основы пожарной безопасности» (младшая группа)
Формирование понятия «пожарная безопасность»Овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях...
Проект на тему: «Безопасное дорожное движение – главное для детей умение»
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому пропаганда соблюдения правил дорожного движения, правил поведения на прогулке, во дво...
Летний проект в детском саду в группе дошкольного возраста (3 - 4 года) «Насекомые наши друзья?»
Актуальность: Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция...
Проект в подготовительной к школе группе №1 «Галчата» ко дню матери «Пусть всегда будет мама!»
Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связыв...
Проект «Мир детской литературы» «С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Мир детской литературы»«С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности№13 «Лучик»Паспорт педагогического проекта.Тип проекта...
Проект «Мир детской литературы. Творчество Н.Н. Носова - детям» в старшей группе
Проект "Мир детской литературы. Творчество Н.Н. Носова - детям», старшая группа....
Проект «Мир детской литературы. Творчество Н.Н. Носова - детям» в старшей группе
Проект «Мир детской литературы.Творчество Н.Н. Носова - детям»в старшей группе...