Работа по ОБЖ с детьми дошкольного возраста.
презентация по обж

Иванова Лидия Николаевна

Презентация к уроку по обж на тему.

Работа по ОБЖ с детьми дошкольного возроста. Презентация. 

Блоки:

1. Бережем свое здоровье

2. Безопасный отдых на природе

3. Безопасность на дорогах

4. Семейное благополучие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_obzh.docx26.99 КБ
Файл rabota_po_obzh_s_detmi_doshkolnogo_vozrosta.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. 
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. 
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. 

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

«… Неторные пути опасностей,

надежд себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют,

что нет гарантий от опасностей и бед

и даже смерти преждевременной явленье,

но лишь тогда они проявят опасенье,

коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. 

Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

  • ребенок и другие люди;
  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • здоровье ребенка;
  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • ребенок на улицах города 

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения. 

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

- комплексные занятия;

- беседы;

- ознакомление с художественной литературой;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- развлечения, досуги;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- наблюдения;

- игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

- моделирование заданных ситуаций;

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк  « Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен  «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак  «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

 

С целью обеспечения преемственности по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- совместные рисунки для альбомов;

- дни открытых дверей;

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование;

- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.

Работу с детьми построили по следующим блокам:

1. Бережём своё здоровье.

  • Ценности здорового образа жизни
  • Навыки личной гигиены
  • Поговорим о болезнях
  • Врачи – наши друзья
  • О роли лекарств и витаминов
  • Изучаем свой организм

2. Безопасный отдых на природе

  • Бережное отношение к живой природе
  • Ядовитые растения и грибы
  • В природе все взаимосвязано
  • Правила поведения на природе
  • Контакты с животными и насекомыми
  • Первая помощь

3. Безопасность на дорогах города

  • Устройство проезжей части
  • “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки
  • для пешеходов и водителей
  • О работе ДПС (дорожно-патрульная служба)
  • Правила поведения в транспорте

4. Семейное благополучие

  • Взаимная забота и помощь в семье
  • Осторожно! Чужой!
  • Если ты потерялся
  • Осторожно! Электроприборы
  • Огонь – это очень опасно
  • Правила поведения при пожаре
  • Конфликты и ссоры между детьми

важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между дошкольным учреждением и семьей. Мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты.

  1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?
    Да - (10%), нет – (90%)
  2. Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы , по мнению родителей, 60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить.
  3. 75% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 25% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
  4. Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.
  5. Не знают ПДД 4% детей, остальные 96% знают как и где правильно переходить дорогу.
  6. 15% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 85% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
  7. Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 81% родителей (похвала словом). 19% - не поощряют детей.
  8. На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 47% ответили –“всегда”, “часто”-43% респондентов, 10%-“иногда”.
  9. Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 99% родителей, 1 %-считают это бесполезным.
  10. Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители считают:
  1. Ребенок и незнакомые люди-81%
  2. Ребенок дома-65%
  3. Ребенок и природа -60%
  4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45%
  5. Ребенок и дорога – 80 %
  6. Ребенок и огонь 66%
  7. Ребенок и животные 61%

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по ОБЖ с детьми дошкольного возроста В студии «Росток»

Слайд 3

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач: 1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников. 2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер. 3. Ликвидация возможных последствий. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. «… Неторные пути опасностей, надежд себе всегда без колебаний выбираем. И дети тоже чувствуют, что нет гарантий от опасностей и бед и даже смерти преждевременной явленье, но лишь тогда они проявят опасенье, коль будут знать, чего бояться им. Домокаш Варга

Слайд 4

Правовая основа формирования у детей основ безопасности Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются: 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский. 4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина , Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Слайд 5

Цель Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: - формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Слайд 6

Эффективные формы - комплексные занятия; - беседы; - ознакомление с художественной литературой; - беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; - развлечения, досуги; - игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); - наблюдения; - игровые тренинги; - «минутки безопасности»; - моделирование заданных ситуаций.

Слайд 7

Обеспечение преемственности С целью обеспечения преемственности по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через: - совместные рисунки, поделки для выставки; - совместные рисунки для альбомов; - дни открытых дверей; - помощь в изготовлении атрибутов для игр; - родительские собрания; - индивидуальные консультации по запросам родителей; - оформление стендов и родительских уголков; - анкетирование; - цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.

Слайд 8

Работу с детьми построили по следующим блокам: 1. Бережём своё здоровье. Ценности здорового образа жизни Навыки личной гигиены Поговорим о болезнях Врачи – наши друзья О роли лекарств и витаминов Изучаем свой организм

Слайд 9

Безопасный отдых на природе Бережное отношение к живой природе Ядовитые растения и грибы В природе все взаимосвязано Правила поведения на природе Контакты с животными и насекомыми Первая помощь

Слайд 10

Безопасность на дорогах города Устройство проезжей части “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей О работе ДПС (дорожно-патрульная служба) Правила поведения в транспорте

Слайд 11

Стихи о светофоре Ты, водитель, не спеши- Здесь гуляют малыши! Скорость сбавь и не гони, И не выключай огни! ***** Светофор - наш добрый друг, На дорогах он не зря! Зеленый, желтый, красный круг Вы запомните друзья! Где стоять, где ждать, идти- Он покажет непременно. Для того и на пути Светофор поставлен верно! ***** Мы – юные инспекторы движения, Стараемся по правилам ходить И к правилам дорожным с уважением И будем непременно дружно жить!

Слайд 12

Семейное благополучие Взаимная забота и помощь в семье Осторожно! Чужой! Если ты потерялся Осторожно! Электроприборы Огонь – это очень опасно Правила поведения при пожаре Конфликты и ссоры между детьми

Слайд 13

Анкеты для родителей

Слайд 14

Результаты анкетирования родителей Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе? Да - (10%), нет – (90%) Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы , по мнению родителей, 60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить. 75% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 25% родителей оставляют этот вопрос без внимания. Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми. Не знают ПДД 4% детей, остальные 96% знают как и где правильно переходить дорогу.

Слайд 15

Результаты анкетирования 15% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 85% опрошенных- через подробное объяснение ситуации. Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 81% родителей (похвала словом). 19% - не поощряют детей. На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 47% ответили –“всегда”, “часто”-43% респондентов, 10%-“иногда”. Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 99% родителей, 1 %-считают это бесполезным. Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители считают: Ребенок и незнакомые люди-81% Ребенок дома-65% Ребенок и природа -60% Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45% Ребенок и дорога – 80 % Ребенок и огонь 66% Ребенок и животные 61%

Слайд 17

Задача образования Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этапы планирования работы по ЗКР с детьми дошкольного возраста"

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Формы совместной работы с родителями и детьми дошкольного возраста

В настоящее время при организации работы с родителями дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставится на ак...

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

Применение планшетного компьютера в работе педагога - психолога с детьми дошкольного возраста

В настоящее время планшетные компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь. Современные дети научаются пользоваться планшетом раньше, чем говорить. Конечно, чрезмерное использование гаджета, и отсутствие...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...