«Основы безопасного поведения».
проект по обж (старшая группа)
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – это наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они могут ребенку помочь, подстрахуют, не допустят чего-либо… Но скоро наступит момент, когда ребенка нужно будет отпустить от себя. Готов ли ребенок к самостоятельности? Сможет ли себя защитить, избежать опасностей? Об этом надо заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
старшей разновозрастной группы
«Основы безопасного поведения».
Актуальность:
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – это наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они могут ребенку помочь, подстрахуют, не допустят чего-либо… Но скоро наступит момент, когда ребенка нужно будет отпустить от себя. Готов ли ребенок к самостоятельности? Сможет ли себя защитить, избежать опасностей? Об этом надо заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.
Задача нас педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. И помочь себе может лишь тот, кто получил заранее какие-то знания, умения и навыки. Говорили еще в старину: берегись бед, пока их нет. Дошкольный возраст- важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
К тому же у детей нашей группы в связи с отсутствием защитной реакции в опасных ситуациях и несформированности элементарных навыков самосохранения имеет место высокий травматизм.
Цель проекта:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.
Длительность проекта: 6 мес.
Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей разновозрастной группы и их родители.
Планируемый результат:
Дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг - соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
II. Реализация проекта.
Проект включает четыре раздела, каждый раздел с определенным названием, у раздела своя цель, задачи и методы реализации.
1. Ребенок и природа «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»
2. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»
3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
4. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».
Работа с детьми проводится на протяжении всего времени реализации проекта.
III. Результаты проекта.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, итоговая выставка совместной работы родителей и детей по теме проекта, презентация проекта.
1. Ребенок и природа «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»
Цель:
Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
- Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
- Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
- Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними.
Темы основных направлений работы:
«Съедобные и несъедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые растения».
- Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
- Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
- Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
- Отгадывание загадок на эту тему.
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
- Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
- Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды), рисование молоком «Грибы».
- Разучивание физминуток.
«Контакты с животными и насекомыми».
- Беседы: «Удивительные насекомые»; «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными».
- Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Насекомые».
- Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».
- Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».
- Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами! ».
- Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)».
- Беседа: «Земля – наш общий дом», «Чем опасен водоем».
- Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле», просмотр схем: «Что можно и что нельзя делать в природе».
- Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Б. Житкова «На льдине».
- Рассказы воспитателя: «Гром и молния», «Тепловые удары», «Гололед».
- Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение.
- Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях.
- Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
- Подвижная игра: «Птички в гнёздышках», «Тучи собираются, дождик начинается».
- Конструирование: «Панамка из бумаги»; создание табличек - знаков: «Правила поведения в природе».
- Экспериментальная деятельность: опыты и эксперименты.
Работа с родителями:
1.Папки-передвижки: «Дети и природа»; «Общение с природой – прекрасно или опасно?»;
«Растения могут быть опасными» и другие.
Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».
2.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».
3.Индивидуальные беседы.
4.Совместное сотрудничество родителей и детей.
2. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»
Цель:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.
Задачи:
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, подозрительными предметами.
- Познакомить с ситуациями угрожающие здоровью.
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, развивать познавательную активность детей, обобщая представления о людях, предметах.
Темы основных направлений работы:
«Незнакомые предметы на улице»
- Беседа «В мире опасных вещей».
- Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
- Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
- Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».
«Свой - чужой»
- Беседа «Внимание незнакомец».
- Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Снежная Королева», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
- Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
- Сюжетно-ролевая игра "Люди добрые, люди злые", «Шпионы», «Поездка на рынок».
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т.д.
- Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
- Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».
2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».
3. Индивидуальные беседы.
3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
Цель:
Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Темы основных направлений работы:
«Опасные предметы дома»
- Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
- Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
- Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
- Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
- Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги».
- Выставка рисунков «Безопасность в быту».
- Сюжетно- ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники, «Кукла заболела».
- Экспериментирование «Дикое электричество», «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.
«Опасные ситуации в быту»
- Беседа «Если случилась беда».
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
- Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
- Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
- Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
- Рисование «Опасные места в моем доме».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».
2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», и др.
4. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».
Цель:
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Темы основных направлений работы:
«Светофор и его сигналы. Дорожные знаки»
- Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
- Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
- Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
- Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
- Аппликация «Светофор».
- Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
«Дорога-не место для игр. Я- велосипедист»
- Беседа «Как появился велосипед».
- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Дети на дороге».
- Чтение художественной литературы: Н.Кончаловская «Самокат».
- Проблемная ситуация «Какой путь для велосипедиста верный».
- Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Опасные ситуации», «Логическая цепочка».
- Рисование «Велосипедист на улицах города».
«Правила дорожного движения»
- Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
- Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
- Дидактические игры: «Исправь ошибку художника»,
- Плоскостное конструирование «На улицах города».
- Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы», Носов Н. «Автомобиль», Д.Хурманек «Перекресток», Иришин «Прогулка по городу».
- Настольная игра «Железная дорога».
- Викторина «Правила движения достойны уважения».
- Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили», «Тише едешь-дальше будешь»,
- Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пешеходы», «Я - водитель».
Работа с родителями:
1.Консультации: «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов», «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».
2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
3. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.
4. Изготовление дорожных знаков.
Список литературы:
1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
2.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
3.С. -П. Детство-пресс. 2009.
4.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
5.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
6.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
7.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.
Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...
Проект по основам безопасного поведения дошкольников "Пространство безопасности"
Перспективный план по реализации проекта по ОБЖ в старшей группе...
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасного поведения (По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»)
Картотека игр по основам безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» Старшая группа (5-6л)...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения "Собственная безопасность"
Воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, искать пути решения в экстремальных ситуациях....