«Основы безопасного поведения».
проект по обж (старшая группа)

Архипова Ирина Александровна

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – это наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они могут ребенку помочь, подстрахуют, не допустят чего-либо… Но скоро наступит момент, когда ребенка нужно будет отпустить от себя. Готов ли ребенок к самостоятельности? Сможет ли себя защитить, избежать опасностей? Об этом надо заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

старшей разновозрастной группы

  «Основы безопасного поведения».

                                                 

Актуальность:

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – это наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они могут ребенку помочь, подстрахуют, не допустят чего-либо… Но скоро наступит момент, когда ребенка нужно будет отпустить от себя. Готов ли ребенок к самостоятельности? Сможет ли себя защитить, избежать опасностей? Об этом надо заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

Задача нас педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. И помочь себе может лишь тот, кто получил заранее какие-то знания, умения и навыки. Говорили еще в старину: берегись бед, пока их нет. Дошкольный возраст- важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

К тому же у детей нашей группы в связи с отсутствием защитной реакции в опасных ситуациях и несформированности элементарных навыков самосохранения имеет место высокий травматизм.

Цель  проекта: 

Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.

 Длительность проекта: 6 мес.

Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей разновозрастной группы и их родители.

Планируемый результат: 

Дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг - соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Этапы проекта:

I. Подготовительный. 

Работа с родителями.

Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

II. Реализация проекта.

Проект включает четыре раздела, каждый раздел с определенным названием, у раздела своя цель, задачи и методы реализации.

1. Ребенок и природа «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»

2. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»

3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»

4. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».

Работа с детьми проводится на протяжении всего времени реализации проекта.

III. Результаты проекта.

Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, итоговая выставка совместной работы родителей и детей по теме проекта, презентация проекта.

1. Ребенок и природа «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»

Цель: 

Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

  • Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
  • Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
  • Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
  • Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними.

Темы основных направлений работы:

«Съедобные и несъедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые растения».

  • Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
  • Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
  • Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
  • Отгадывание загадок на эту тему.
  • Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
  • Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
  • Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды), рисование молоком «Грибы».
  • Разучивание физминуток.

«Контакты с животными и насекомыми».

  • Беседы: «Удивительные насекомые»; «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными».
  • Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Насекомые».
  • Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».
  • Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».
  • Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами! ».
  • Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)».

  • Беседа: «Земля – наш общий дом», «Чем опасен водоем».
  • Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле», просмотр схем: «Что можно и что нельзя делать в природе».
  • Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Б. Житкова «На льдине».
  • Рассказы воспитателя: «Гром и молния», «Тепловые удары», «Гололед».
  • Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение.
  • Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях.
  • Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
  • Подвижная игра: «Птички в гнёздышках», «Тучи собираются, дождик начинается».
  • Конструирование: «Панамка из бумаги»; создание табличек - знаков: «Правила поведения в природе».
  • Экспериментальная деятельность: опыты и эксперименты.

Работа с родителями:

1.Папки-передвижки: «Дети и природа»; «Общение с природой – прекрасно или опасно?»;

«Растения могут быть опасными» и другие.

Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».

2.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».

3.Индивидуальные беседы.

4.Совместное сотрудничество родителей и детей.


2. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»

Цель: 

Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.

Задачи:

  • Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, подозрительными предметами.
  • Познакомить с ситуациями угрожающие здоровью.
  • Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, развивать познавательную активность детей, обобщая представления о людях, предметах.

Темы основных направлений работы:

«Незнакомые предметы на улице»

  • Беседа «В мире опасных вещей».
  • Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
  • Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
  • Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».

«Свой - чужой»

  • Беседа «Внимание незнакомец».
  • Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Снежная Королева», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
  • Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
  • Сюжетно-ролевая игра "Люди добрые, люди злые", «Шпионы», «Поездка на рынок».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?».  и т.д.
  • Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
  • Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».

2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».

3. Индивидуальные беседы.

3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»

Цель:

Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
  • Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
  • Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

Темы основных направлений работы:

«Опасные предметы дома»

  • Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
  • Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
  • Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
  • Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
  • Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
  • Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги».
  • Выставка рисунков «Безопасность в быту».
  • Сюжетно- ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники, «Кукла заболела».
  • Экспериментирование «Дикое электричество», «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.

«Опасные ситуации в быту»

  • Беседа «Если случилась беда».
  • Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
  • Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
  • Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
  • Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
  • Рисование «Опасные места в моем доме».

Работа с родителями:

1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».

2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», и др.

4. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».

Цель:

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
  • Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

Темы основных направлений работы:

«Светофор и его сигналы. Дорожные знаки»

  • Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
  • Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
  • Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
  • Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
  • Аппликация «Светофор».
  • Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».  

«Дорога-не место для игр. Я- велосипедист»

  • Беседа «Как появился велосипед».
  • Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Дети на дороге».
  • Чтение художественной литературы: Н.Кончаловская «Самокат».
  • Проблемная ситуация «Какой путь для велосипедиста верный».
  • Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Опасные ситуации», «Логическая цепочка».
  • Рисование «Велосипедист на улицах города».

«Правила дорожного движения»

  • Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
  • Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
  • Дидактические игры: «Исправь ошибку художника»,
  • Плоскостное конструирование «На улицах города».
  • Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы», Носов Н. «Автомобиль», Д.Хурманек «Перекресток», Иришин «Прогулка по городу».
  • Настольная игра «Железная дорога».
  • Викторина «Правила движения достойны уважения».
  • Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили», «Тише едешь-дальше будешь»,
  • Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Мы пешеходы», «Я - водитель».

Работа с родителями:

1.Консультации: «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов», «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».

2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».

3. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.

4. Изготовление дорожных знаков.

Список литературы:

1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.

2.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.

3.С. -П. Детство-пресс. 2009.

4.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

5.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

6.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.

7.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

Проект по основам безопасного поведения дошкольников "Пространство безопасности"

Перспективный план по реализации проекта по ОБЖ в старшей группе...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» Старшая группа (5-6л)...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения "Собственная безопасность"

Воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, искать пути решения в экстремальных ситуациях....