Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Один дома»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obzh_23g.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Клемовская СОШ»
(Дошкольное отделение «Осетренок»)
П. Новоклемово
Организованная образовательная деятельность
по познавательному развитию на тему:
«Один дома»
Воспитатель: Грибова В.В.
2023 г
Цель:
Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, обобщить и закрепить знания детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны, газовой службы;
- формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать осторожность в обращении с опасными предметами, учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме;
Развивающие:
- развивать способность делать собственные умозаключения; развивать умения детей отвечать на вопросы четко, ясно, развивать связную речь детей, расширять словарный запас.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Ожидаемый результат: Способствовать формированию умения избегать потенциально опасных ситуаций в быту, усвоение алгоритма правильных действий при возникновении опасной ситуации, повышение мотивации для сохранения своего здоровья, проявление эмоциональной отзывчивости, развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками, активизация мыслительной деятельности детей.
Методические приемы:
Решение проблемных ситуаций, приемы активизации самостоятельного мышления детей, поисковая деятельность, сюрпризный момент, эвристическая беседа, игровые упражнения под музыку, чтение отрывков из стихов, загадывание загадок, дидактические игры, физкультминутка.
Предварительная работа:
- беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице;
- чтение произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»; чтение сказок и рассказов: «Проводок», «Бумажный самолётик», «Наводнение в кукольном домике», «Любопытный ветерок»; беседа о прочитанных литературных произведениях.
- рассматривание иллюстраций опасных предметов;
- загадывание загадок;
- дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно», «Добрый и злой огонь»
- рассматривание плакатов «Уроки безопасности» и «Причины пожара в доме».
Работа с родителями:
- просмотр с детьми мультфильма «Кошкин дом»;
- рисование с детьми пожароопасных предметов.
Материалы:
- иллюстрации с изображением опасных предметов;
- макет-тренажер розетка;
- кукла Маша;
- свеча;
- демонстрационный материал: набор карточек «Бытовая техника»,
- мебель для кухонного уголка;
- презентация на ноутбуке,
- плакат, рисунки опасных предметов, клей.
До начала занятия дети здороваются и им предлагают сесть на стулья.
Здравствуйте, ребята.
Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» значит – будь здоров!
Все теперь ко мне идите!
Не стесняйтесь, не ленитесь!
Вы друг другу улыбнитесь
И на стульчики садитесь.
Ход занятия:
1 вводная часть:
Дети рассаживаются полукругом.
Ребята, вы уже большие и, возможно, вас иногда оставляют дома одних. Скажите, случалось такое (Ответы детей)
В наших домах живёт много предметов, приборов и вещей. И все они приносят нам пользу, с некоторыми можно обращаться легко, а с другими более осторожно, а есть и такие предметы, с которыми могут обращаться только лишь взрослые. Такие предметы называются опасными.
Сюрпризный момент Знакомство с девочкой - куклой Машей.
2 основная часть:
Начало истории «Как Маша впервые осталась одна дома» - мама ушла за хлебом в магазин и попросила детей последить за Машей.
Маша собирается обследовать дом и уголки, не зная – радоваться ли ей или огорчаться. (вывод – радоваться – тебе доверяют, ты уже большой)
Подход к кухне: Как вы думаете – на кухне может быть что-то опасным?
Отгадайте загадку:
Она помощница моя,
на ней еду готовлю я.
Я конфорки зажигаю,
Борщ варю, котлеты жарю. /газовая плита/
Слайд 1.
1. ПЛИТА - плиты бывают электрические и газовые. В электрических печках живет ток – электричество, а в газовых - газ. Краны на плите – это замки для газа, они его удерживают внутри. Но если Маша повертит их, она может выпустить газ, и он разлетится по всей квартире. Люди могут даже не заметить этого, так как этот газ невидимый и неслышимый. Но он очень ядовитый. Газ наполняет все комнаты, у людей начинает болеть голова, они ложатся отдохнуть и больше никогда могут не проснуться. А иногда газ может взорваться и тогда пострадают многие вокруг. Дети, что надо сказать Маше?
Правило: Не шали на кухне, раз, потому что это газ!
К плите не подходи – краники не крути!
Дети хором повторяют правило.
А, если почувствовал запах газа – скажи об этом взрослым.
Маша: А если взрослых дома нет?
(Ответы детей: Можно кричать с балкона или из окна и звать на помощь, можно стучать по батарее, чтобы привлечь внимание соседей)
2. СПИЧКИ - Отгадайте загадку.
Спят смирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь. (Спички)
Слайд 2
Маша: - Ой, эта игрушка, гремит, как погремушка. А внутри сколько много палочек! А я хочу с ними поиграть!
Воспитатель: Нет, Машенька, огонь в неумелых руках может быть очень опасен! Ребята, пожары очень опасны. Что может произойти при пожаре? (Ответы детей)
Вот правило, которое нужно всем запомнить.
Правило:
Не играй, дружок со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички- невелички
Может дом сгореть дотла!
Спички без взрослых не тронь – в спичках живет огонь!
Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!
Дети хором повторяют правило.
Физкультминутка: игра-превращение.
Слайд № 3
Зажечь свечу: Вы видите, как танцует огонь свечи. Давайте и мы с вами превратимся в свечку. Наше тело – это свеча. Стоим, не двигаемся, а руки – это зажженный огонь. Покажите, как пламя танцует.
Ребята, давайте с вами задуем свечу.
Дыхательное упражнение «Свеча»
И. п.: о. с., руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»). Свеча погасла. (дети сели)
3 НОЖИ. Маша подходит на кухне к ножам и пробует поиграть. (дать возможность детям оценить поступок)
Воспитатель: Ножи бывают разные. В руках хулиганов и разбойников нож – это опасное оружие. На кухне же – это очень полезная вещь.
- Что ими можно делать?
-Что режут ножом?
-Кто из вас резал ножом? У вас получилось?
-Но чем же тогда нож опасен?
-Только ли дети могут порезаться?
-Взрослые тоже могут порезать палец, но они знают, как себе помочь. А детки не знают.
Слайд №4
Поэтому брать нож и работать им можно, только когда рядом находится взрослый человек.
Отгадайте загадки:
1. Гладит платье и рубашки,
Отутюжит нам карманы.
Он в хозяйстве верный друг,
Имя у него /утюг/
2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко закипела,
Пейте чай — вода вскипела /чайник/.
3. Он сосет и пыль и сор.
Чистит кресло и ковер.
В доме мусор соберет,
И ни разу не чихнет /пылесос/.
4. Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире /телевизор/.
5. Эта прачка — автомат,
нам стирает все подряд. /стиральная машина/
6. И зимой и летом холод в нём и лёд.
Рыбу, суп, котлеты он нам сбережет! /холодильник/
Маша: А, я не знаю, как называются общим словом все эти предметы? /электроприборы/. А почему их называют электроприборы? /работают от электричества, электрического тока/. А как работают эти приборы? Что нужно сделать, чтобы заработал утюг? (утюг нужно включить в розетку). Ой, а как вы думаете, для чего нужен провод? (провод нужен, чтобы включить все приборы в розетку).
Воспитатель: Ток может быть другом, но может быть и врагом. Представьте, что электрический ток перестал поступать в ваш дом. И вы уже не сможете посмотреть телевизор, слушать музыку. Электрический ток- наш помощник, но он может быть опасным. Как нужно обращаться с электроприборами, чтобы они не причинили вред человеку? (с осторожностью). Электрические приборы бывают очень опасны, особенно если они неисправны. Можно ли ребёнку самостоятельно пользоваться электроприборами? /Ответы детей/.
Отсюда правило:
Не бери в руки проводок, потому что это – ток!
И утюг нельзя включать – это каждый должен знать,
Закрывая в доме дверь, все ли выключил – проверь!
Слайд №5
Практикум.
Правило: Нельзя руками тянуть электрический провод. Выключать прибор, аккуратно вынимая из розетки штепсель.
(Подключение штепселя к розетке и выключение электроприбора на панно-тренажере)
Игра «Топаем-хлопаем»
Спички весело горят – буду с ними я играть (топают),
Рома убежал за дом, там играет он с огнем (топают)
Он опасен – Маня знает, утюг больше не включает (хлопают)
Вика с Лерою играют, на плите газ зажигают (топают)
Помни каждый гражданин этот номер 101 (хлопают)
Дым увидел – не зевай и пожарных вызывай (хлопают)
Знаем мы теперь, друзья, что с огнем играть нельзя (хлопают)
Маша: Я запомнила, какие есть опасные приборы! Ребята, давайте поиграем в игру «Огонь - друг, огонь - враг».
В руках у детей картинки, где огонь –друг (топится печка, готовится обед на костре, горит свеча и т. д. и где огонь – враг (горит дом, лес, замыкание электропроводки и т. д.) Под музыку дети начинают игру: на доске закрепляют картинки, соответствующие обозначению огня, улыбающегося и огня сердитого.
Правило:
Чтобы в ваш дом не пришла беда – будьте с огнем осторожны всегда!
Слайд №6
Маша: Я видела, что на пожаре бывают такие большие красные машины - пожарные. Как их вызывают? Чтобы приехала пожарная машина?
Дети: Нужно позвонить по номеру –«101».
Воспитатель: Чем можно заняться дома, когда родителей нет? (Рисовать, лепить, играть с игрушками, посмотреть мультфильмы, книжки).
Вот, Маша, ребята познакомили тебя с правилами обращения с опасными предметами.
Маша: Да, я запомнила:
-не играть со спичками;
-не включать газовую плиту;
-не включать утюг и другие электроприборы.
Воспитатель: А, чтобы ты еще лучше запомнила, ребята сделают плакат «Осторожно, опасные предметы».
Аппликация.
Воспитатель: Посмотри, Маша, какой плакат получился, обязательно покажи его своим друзьям.
Маша: Спасибо вам, ребята, я столько нового узнала, мне было так интересно.
Рефлексия:
Ребята, теперь вы знаете, что дома есть много предметов, требующих осторожного обращения. Например, газовая плита, горячий чайник и утюг, электрические приборы, розетки. В них нельзя засовывать гвозди, ручки, карандаши. Трогать их мокрыми руками.
Запомните правило: Детям нельзя самостоятельно пользоваться электроприборами и подключать их к розеткам – только под присмотром взрослого.
Вы сегодня, малыши, занимались от души
Маша вас благодарит, всем спасибо говорит,
И за это она, детки, угощает вас конфетками,
А пока все выходите и друг с другом попляшите!
Маша прощается с детьми.
Список использованной литературы.
- Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: «Детство – Пресс», 2014. – 144с.
- Правила пожарной безопасности детей дошкольного возраста / Шорыгина Т. А. – М.: «ТЦ Сфера», 2005. – 64с.
3. «Как обеспечить безопасность дошкольников»: конспекты занятий / авт. – сост. К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
Рабочая программапо образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Озна...
«Познавательное развитие» на тему «Один дома» для воспитанников средней группы
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Один дома» для воспитанников средней группы...