СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО"
консультация по обж
Администрация
Сергиево-Посадского городского округа Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16
Тел. 8(496) 540-43-52, факс 8(496) 540-43-52
e-mail: sepo_mdou_5@mosreg.ru.
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ)
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО"
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории – Махова Е.А.
г. Сергиев Посад.
2024г.
Компьютер не может сам
принести пользу или вред человеку.
Все зависит от самого человека.
Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.
Медиапространство (или информационное) – телевидение, компьютер, сеть Интернет – оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают медиапространство.
Дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.).
В настоящее время медиапространство дошкольного учреждения представлено следующими техническими средствами:
• Интерактивная доска;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивные панели;
• Телевизор;
• Видеомагнитофон;
• Магнитофон;
• Компьютер.
В настоящее время огромное количество компьютерных технологий:
- компьютерные обучающие и развивающие игры,
- мультимедийные учебные пособия,
- программно-методические комплексы,
- презентации,
- обучающие видеофильмы и мультфильмы.
Компьютерные игры могут послужить при разрешении проблемных ситуации на дороге, учат детей самостоятельно преодолевать трудности. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры и достигает конечных результатов. Таким образом формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий. С помощью компьютера не только развиваются интеллекты ребенка, а также развивает, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, приобщает детей к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер содержит в себе такую информацию, которая доступна детям, с учетом наглядно-образного мышления дошкольников.
- Воспитатель в мультимедийных средствах использует такой наглядный материал, который развивает зрительную, слуховую, моторную память.
- Для привлечения внимания ребенка используются музыка, анимации.
- Используя компьютер в работе с детьми воспитатель реализует индивидуальный подход каждому ребенку дошкольного возраста, т. е. ребенок выполняет задания с учетом своих возможностей.
Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречием между имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.
Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей. Исходя из этого, возрастают требования к медиабезопасности дошкольников в работе с информационными ресурсами.
Безопасность (информационная) – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью ребенка. Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях
Одной из сторон сохранения и укрепления здоровья детей является информационная безопасность. К сожалению в нашей программе это область достаточно слабо освещена и практически не затрагивается. Но в современных условиях жизни нам необходимо поднимать этот вопрос, так как возраст детей, которые активно пользуются интернет-ресурсами неумолимо уменьшается. И дети дошкольного возраста уже начинают пользоваться интернетом.
Основные задачи:
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям и способах поведения в них.
- Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнению правил безопасности.
- Формирование основ информационной безопасности, первичных представлений о безопасном поведении в интернет пространстве
- Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Действующие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают порядок организации информационного пространства для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семейного воспитания.
При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:
- Максимальная одноразовая длительность работы не должна превышать: 10 - 15минут в день;
- В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с
использованием компьютера.
- Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7 лет – 2 - 3 раза в неделю.
В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения.
Влияние компьютера на здоровье ребенка - дошкольника:
- Переутомление, головные боли;
- Ухудшение зрения;
- Нарушение психики;
- Боли в спине, пояснице, плечах и шее;
- Замедление темпов общего развития.
Способы сохранения физического и психического здоровья детей:
- Ограничение времени использования гаджетов;
- Физическая активность детей;
- Общение с родными и друзьями;
- Контролировать качество и соответствие игр возрасту;
- Быть рядом с ребенком, когда он за компьютером.
Положительное влияние компьютера:
- Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики;
- Познавательная мотивация;
- Выработка усидчивости;
- Улучшение памяти, внимания;
- Ориентирование в современных технологиях;
- Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение свободного времени;
- Возможность общения.
Отрицательное влияние компьютера:
- Большая нагрузка на глаза;
- Стеснённая поза;
- Развитие остеохондроза;
- Компьютерное излучение;
- Заболевания суставов кистей рук;
- Психическая нагрузка;
- Компьютерная зависимость;
- Нервно-эмоциональное напряжение;
- Синдром компьютерного стресса;
- Ребёнок забывает о реальном мире;
- Замена общения.
Почему дети уходят в интернет?
- Лень;
- Одиночество, отсутствие друзей;
- Игры заманивают;
- Кажущаяся легкость в общении;
- Проблемы в семье;
- Неумение занять себя;
- Слишком много свободного времени.
Важно информировать родителей о данной проблеме. Поскольку многие из нас позволяют ребенку «играть в телефоне», потому что это очень удобно, ребенок не беспокоит, нажимая кнопки. Но что происходит, когда тот же самый ребенок потом уже плачет и кричит, чтобы ему отдали игрушку - телефон?
Интернет и новые технологии подарили людям возможность легко обмениваться информацией, по - новому организовывать свою деятельность. Однако вместе со всеми преимуществами они наградили своих пользователей, в том числе и детей, необычными болезнями, одна из которых – зависимость от компьютерных или онлайн игр.
Виртуальная реальность может быть намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры затягивают, лишают восприятия реальности происходящего, разрушают нервную систему. Самое грустное в том, что при бесконтрольном использовании даже маленькие дети вместо того, чтобы идти гулять с друзьями во дворе, берут в руки планшет или садятся за компьютер, пропадая на многие часы. Такое время провождение мало способствует нормальному развитию ребенка. Таким образом, необходимо создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей по обеспечению безопасности дошкольников данной сфере.
Литература
1. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М., 2013.
2. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: Методическое руководство / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2012.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация
Сергиево-Посадского городского округа Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16
Тел. 8(496) 540-43-52, факс 8(496) 540-43-52
e-mail: sepo_mdou_5@mosreg.ru.
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ)
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории – Махова Е.А.
г. Сергиев Посад.
Компьютер не может сам
принести пользу или вред человеку.
Все зависит от самого человека.
Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.
Медиапространство (или информационное) – телевидение, компьютер, сеть Интернет – оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают медиапространство.
Дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.).
В настоящее время медиапространство дошкольного учреждения представлено следующими техническими средствами:
• Интерактивная доска;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивные панели;
• Телевизор;
• Видеомагнитофон;
• Магнитофон;
• Компьютер.
В настоящее время огромное количество компьютерных технологий:
- компьютерные обучающие и развивающие игры,
- мультимедийные учебные пособия,
- программно-методические комплексы,
- презентации,
- обучающие видеофильмы и мультфильмы.
Компьютерные игры могут послужить при разрешении проблемных ситуации на дороге, учат детей самостоятельно преодолевать трудности. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры и достигает конечных результатов. Таким образом формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий. С помощью компьютера не только развиваются интеллекты ребенка, а также развивает, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, приобщает детей к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер содержит в себе такую информацию, которая доступна детям, с учетом наглядно-образного мышления дошкольников.
- Воспитатель в мультимедийных средствах использует такой наглядный материал, который развивает зрительную, слуховую, моторную память.
- Для привлечения внимания ребенка используются музыка, анимации.
- Используя компьютер в работе с детьми воспитатель реализует индивидуальный подход каждому ребенку дошкольного возраста, т. е. ребенок выполняет задания с учетом своих возможностей.
Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречием между имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.
Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей. Исходя из этого, возрастают требования к медиабезопасности дошкольников в работе с информационными ресурсами.
Безопасность (информационная) – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью ребенка. Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях
Одной из сторон сохранения и укрепления здоровья детей является информационная безопасность. К сожалению в нашей программе это область достаточно слабо освещена и практически не затрагивается. Но в современных условиях жизни нам необходимо поднимать этот вопрос, так как возраст детей, которые активно пользуются интернет-ресурсами неумолимо уменьшается. И дети дошкольного возраста уже начинают пользоваться интернетом.
Основные задачи:
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям и способах поведения в них.
- Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнению правил безопасности.
- Формирование основ информационной безопасности, первичных представлений о безопасном поведении в интернет пространстве
- Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Действующие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают порядок организации информационного пространства для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семейного воспитания.
При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:
- Максимальная одноразовая длительность работы не должна превышать: 10 - 15минут в день;
- В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с
использованием компьютера.
- Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7 лет – 2 - 3 раза в неделю.
В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения.
Влияние компьютера на здоровье ребенка - дошкольника:
- Переутомление, головные боли;
- Ухудшение зрения;
- Нарушение психики;
- Боли в спине, пояснице, плечах и шее;
- Замедление темпов общего развития.
Способы сохранения физического и психического здоровья детей:
- Ограничение времени использования гаджетов;
- Физическая активность детей;
- Общение с родными и друзьями;
- Контролировать качество и соответствие игр возрасту;
- Быть рядом с ребенком, когда он за компьютером.
Положительное влияние компьютера:
- Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики;
- Познавательная мотивация;
- Выработка усидчивости;
- Улучшение памяти, внимания;
- Ориентирование в современных технологиях;
- Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение свободного времени;
- Возможность общения.
Отрицательное влияние компьютера:
- Большая нагрузка на глаза;
- Стеснённая поза;
- Развитие остеохондроза;
- Компьютерное излучение;
- Заболевания суставов кистей рук;
- Психическая нагрузка;
- Компьютерная зависимость;
- Нервно-эмоциональное напряжение;
- Синдром компьютерного стресса;
- Ребёнок забывает о реальном мире;
- Замена общения.
Почему дети уходят в интернет?
- Лень;
- Одиночество, отсутствие друзей;
- Игры заманивают;
- Кажущаяся легкость в общении;
- Проблемы в семье;
- Неумение занять себя;
- Слишком много свободного времени.
Важно информировать родителей о данной проблеме. Поскольку многие из нас позволяют ребенку «играть в телефоне», потому что это очень удобно, ребенок не беспокоит, нажимая кнопки. Но что происходит, когда тот же самый ребенок потом уже плачет и кричит, чтобы ему отдали игрушку - телефон?
Интернет и новые технологии подарили людям возможность легко обмениваться информацией, по - новому организовывать свою деятельность. Однако вместе со всеми преимуществами они наградили своих пользователей, в том числе и детей, необычными болезнями, одна из которых – зависимость от компьютерных или онлайн игр.
Виртуальная реальность может быть намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры затягивают, лишают восприятия реальности происходящего, разрушают нервную систему. Самое грустное в том, что при бесконтрольном использовании даже маленькие дети вместо того, чтобы идти гулять с друзьями во дворе, берут в руки планшет или садятся за компьютер, пропадая на многие часы. Такое время провождение мало способствует нормальному развитию ребенка. Таким образом, необходимо создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей по обеспечению безопасности дошкольников данной сфере.
Литература
1. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М., 2013.
2. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: Методическое руководство / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно - тематический план Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы. (Вторая младшая группа, программа "Детство")
Перспективно - тематический планПознание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы.(Вторая младшая группа, программа "Детство"...
Семинар-практикум "Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения"
Данный материал поможет воспитателям разнообразить работу с родителями по теме безопасности детей...
Рабочая программа "Познание предметного и социального мира и безопасного поведения"
Рабочая программа для подготовительной группы по окружающему миру....
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Цель проекта: Ознакомление и закрепление знаний детей о правилах без...
Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО
Статистические данные за 2017 год.В 2017 году в Новосибирской области зарегистрировано 3126 пожаров, на которых погибли 192 человека, в том числе 15 детей; 296 человек получили травмы, в том числе 28 ...
Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".
Доклад, из опыта работы, воспитателя средней группы детского сада на тему: " Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГО...
Семинар – практикум «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Семинар для педагогов ДОО. Цель семинара: формирование педагогической компетентности педагогов в вопросах безопасности дошкольников...