Организация работы по информационной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
консультация по обж (старшая группа)

Перчаткина Ольга Петровна

Современные информационно-коммуникационные технологии уверенно входят в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого человека. Вместе с тем, как и реальный мир, информационное пространство, может быть недружелюбно и даже опасно. Поэтому в наш век развитых технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация работы по информационной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Современные информационно-коммуникационные технологии уверенно входят в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого человека. Вместе с тем, как и реальный мир, информационное пространство, может быть недружелюбно и даже опасно. Поэтому в наш век развитых технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми.

Просвещение подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

 В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития одними из основных задач образовательной деятельности в сфере формирования безопасного поведения являются:

- формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения;

- формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования.

         Современный ребенок все больше времени проводит за компьютером или телевизором. В определенной степени это связано с высокой познавательной мотивацией, с любознательностью и стремлением узнать что-то новое. Но его необдуманное использование может причинить непоправимый вред здоровью.  Компьютерные игры провоцируют перевозбуждение участков головного мозга ребенка, отвечающих за удовольствие. Ребенок становится зависимым и чувствует постоянную необходимость в получении такого удовлетворения. Виртуальная реальность, с которой ребенок сталкивается в ходе игры, меняет его восприятие. Все больше дошкольников пытаются перенести в жизнь то, что увидели на экране или мониторе компьютера.

В старшем дошкольном возрасте не стоит категорически запрещать использование социальных сетей. Ребенка нужно научить грамотно реагировать на рекламу и спам, неприличные картинки, которые он непременно встретит. Понятная, необходимая и доступная информация – вот, в чём нуждается ребенок как никто другой, благодаря ей он получит первоначальное представление о мире, научится мыслить и анализировать, будет улучшать и развивать свои способности, память, воображение. Как основу для этого можно выделить детские книги; познавательные журналы; телевизионные программы, мультипликационные и художественные фильмы для детей, развивающие компьютерные игры, общение со сверстниками и взрослыми. Все эти источники информации безусловно адресованы детям, но требуют постоянного контроля со стороны взрослых.

 Наш детский сад с 2019 года работал по реализации проекта «Информационная безопасность дошкольника как условие позитивной социализации».

Целью проекта являлось создание благоприятных условий в ДОУ, для психолого-педагогической поддержки семьи и просвещения родителей (законных представителей) по вопросам информационной безопасности детей раннего и дошкольного возраста.

 Важным этапом проекта была работа педагогов с воспитанниками, так как каждый из нас является членом информационного общества и несет ответственность за будущее молодого поколения.

Были реализованы различные формы работы с воспитанниками. В совместной деятельности с педагогами ребята просматривали познавательные мультфильмы, играли в различные игры, участвовали в викторине «Компьютер и я», выставке рисунков.

Проведены открытые занятия с детьми для родителей «Безопасный Интернет», «Правила безопасности в Интернете», «Учим Фиксика пользоваться Интернетом», где дети знакомились с устройством компьютера, отгадывали загадки, в доступной форме узнавали какие правила важно соблюдать в сети Интернет.

Была организована детская акция «Гаджет: за и против». Дети совместно с педагогами изготовили коллажи на данную тему, которые были размещены в группах для родителей.

Педагогами старших и подготовительных групп были реализованы проекты на темы: ««Безопасность детей старшего дошкольного возраста в сети Интернет», «Влияние компьютера на здоровье детей», «Компьютер-наше настоящее». В ходе реализации этих проектов дети изучили безопасные способы работы в Интернете, узнавали о влиянии гаджетов на здоровье, разработали советы для детей по безопасной работе в сети Интернет, привлекали родителей к обучению детей безопасному использованию Интернета.

Познавательным и ярким событием стало театрализованное детское представление для родителей «Как Колобок в Смайлика превратился».

В детском саду был проведен конкурс среди групп на «Лучший лэпбук по информационной безопасности». Педагоги и воспитанники проявили свои творческие способности, искали необходимые картинки, вырезали, клеили, раскрашивали, в результате лэпбуки получились красочными многофункциональными, с большим объемом полезной и развивающей информации.

Был проведен семейный КВН, где родители и дети продемонстрировали свои знания по данной теме, отгадывали загадки, решали ребусы, во время домашнего задания инсценировали придуманные сказки.

Интересным событием в жизни всех участников образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) стала акция «День без Интернета». Каждая семья по-своему провели этот день. Родители со своими детьми занимались спортом, творчеством, читали интересные книги, дети занимались по хозяйству, помогали готовить, на природе ловили рыбу, собирали грибы, играли дома с родителями, братьями и сёстрами, гуляли на улице и развлекались. Родители отметили, что нелегко было отказаться от привычки использовать гаджеты, а ребята с гордостью рассказывали, как замечательно провели этот день в кругу семьи.

Ежегодно в феврале отмечается Международный день безопасного интернета. Этот праздник призывает к осознанному и ответственному поведению в интернете и обучает детей и подростков безопасным практикам онлайн-взаимодействия.  Мероприятия, организуемые нашими педагогами в рамках Дня безопасного интернета, включают различные образовательные акции, занятия, игры, беседы.

По результатам нашей работы был проведен опрос воспитанников старших и подготовительных групп «Ребенок в мире компьютерных технологий». Количество опрошенных: 90 детей.  99% из опрошенных воспитанников отметили, что имеют дома компьютер, гаджеты или девайсы, но при этом мы выяснили, что дети знают, и могут объяснить, чем вреден и чем полезен компьютер, знают основные правила безопасности.

Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от контроля и участия родителей и нас педагогов зависит, повлияет ли она отрицательно на здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие или будет развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Презентация по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...

«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...

Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ по...