Конспект: «Безопасность и природа в летний период» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Цель: создать условия для воспитания безопасного поведения у детей в природе летом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о правилах поведения при встрече с насекомыми, во время грозы, при пожаре, на водоемах;
- уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspkt.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект на тему: «Безопасность и природа в летний период»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для воспитания безопасного поведения у детей в природе летом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о правилах поведения при встрече с насекомыми, во время грозы, при пожаре, на водоемах;
- уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Развивающие:
- развивать лексико-грамматический строй речи: образование прилагательных от существительных.
- развивать познавательный интерес к миру природы, речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, фантазию, творчество.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за свое здоровье, чувство любви к природе, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по безопасности, беседы с детьми о правилах поведения в природе, чтение художественной литературы, просмотр презентаций по ОБЖ.
Разучивание стихотворений, разгадывание загадок по теме.
Дидактические игры. Рисование насекомых; лепка деревьев, грибов.
Работа с родителями: папки – передвижки «Опасные насекомые!», «Осторожно – гроза!», «Безопасность детей летом».
Технические средства:
Ноутбук.
Мультимедийные - презентация «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды».
Музыкальные – аудиозапись «Звуки леса».
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации: «Насекомые», «Правила поведения на воде».
Для дидактической игры «Что возьмём с собой в лес?»: рюкзак, коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка, игрушки.
Раздаточный: картинки; клей-карандаш, салфетки.
Форма проведения: интегрированная НОД.
Форма организации детей: фронтальная.
Методы и приемы:
Наглядный метод – демонстрация наглядных пособий.
Приемы: показ иллюстраций «Насекомые», «Правила поведения на воде»; показ презентации «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды».
Словесный метод – беседа.
Приемы: загадки, вопросы к детям, стихотворение, объяснение, указание, пояснение, педагогическая оценка.
Практический метод – игровое упражнение «В лес пошли!», дыхательная гимнастика «Насекомые», создание коллажа «В лесу летом».
Игровой метод – воображаемая ситуация, появление Старичка – Лесовичка, Д/и «Что возьмём с собой в лес?», Д/и «Назови опасных насекомых».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная.
Игровые упражнения: «В лес пошли!», «Насекомые».
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Ход НОД:
I Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
II Основная часть.
Звучит аудиозапись «Звуки леса». Выходит Старичок – Лесовичок, в руках корзинка с грибами и ягодами.
Старичок - Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята!
Я весёлый старичок,
Старичок-Лесовичок,
Я люблю гулять по лесу
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову!
Воспитатель: ну, что пойдем к Старичку - Лесовичку в гости?
- Ребята, а что такое лес?
Дети: лес – место, где растёт много деревьев, растений, грибов, ягод и в нём живут животные.
Старичок - Лесовичок: сегодня я вам расскажу, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.
Научу вас оберегать себя в разных опасных ситуациях.
- Дети, а как вы понимаете слово безопасность?
Дети: безопасность - это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.
Воспитатель: нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться в лесу.
2.1 Дидактическая игра «Что возьмём с собой в лес?»
Приготовлены предметы: рюкзак, коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, игрушки, топор, зажигалка, игрушки.
Из этих предметов дети выбирают необходимые.
Воспитатель: даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей.
Одна из них - в лесу можно заблудиться.
Старичок - Лесовичок: если это произошло, нужно оглядеться.
Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте. Оставлять по пути свои метки, периодически громко кричать: «Ау! » или «Помогите, спасите! »
Воспитатель: собираясь отдыхать в лесу, какие правила нужно соблюдать?
Дети: ходить только по тропинкам и дорожкам.
Воспитатель: почему? (ответы детей)
Старичок - Лесовичок: помните! В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Они могут на вас напасть и искусать.
2.2 Дидактическая игра «Назови опасных насекомых»
(иллюстрации на доске: шмель, пчела, оса, комар, клещ, муха)
Воспитатель: чем опасны эти насекомые?
чем не рекомендуют пользоваться, собираясь в лес?
Дети: не следует пользоваться духами.
Пахучие вещества насекомые воспримут как сигнал бедствия и могут напасть.
Воспитатель: при встрече с насекомыми, не машите руками.
Не разоряйте осиное или пчелиное гнездо.
- Почему нельзя этого делать?
Дети: вспугнув их, они собираются всем роем и жалят своего обидчика.
Воспитатель: ребята, давайте покажем Старичку - Лесовичку дыхательную гимнастику про насекомых.
2.3 Дыхательная гимнастика «Насекомые»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
«Комарик» : встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
«Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается».
«Жук»: Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
«Я - жук, я- жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками).
Я все жужжу, жужжу, жужжу». (Ритмично переступать ногами).
«Пчёлка»: Нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимать грудную клетку и на выдохе произносить: ж-ж-ж).
Затем на вдохе разводить руки в стороны, расправлять плечи и произносить:
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу.
(встать и, разведя руки в стороны, делать круг по комнате, возвращаться на место).
Воспитатель следит, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Старичок - Лесовичок: отлично! Я тоже по утрам буду делать такую дыхательную гимнастику, она полезна для здоровья!
А вы, увидев насекомых, отойдите и понаблюдайте за ними, и узнаете много нового и интересного из их жизни.
Запомните! Осы, пчёлы и шмели предпочитают синий, розовый и фиолетовый цвета. Мухи – желтый, а бабочки - красный. Поэтому не надевайте разноцветную одежду в лес.
Воспитатель: ребята, какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?
Дети: одежда должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое и она должна закрывать всё тело. Обязательно нужно надевать головной убор.
Воспитатель: перед тем, как мы поговорим еще об одной опасности, отгадайте загадки:
«Меня никто не видит, но всякий слышит,
а спутницу мою всякий может видеть,
но никто не слышит» (Гром и молния).
«Грохочет без рук,
горит без огня» (Гром и молния).
Воспитатель: ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза?
Дети: Летом.
Старичок - Лесовичок: если гроза вас застала в поле, ее лучше переждать в овраге, можно лечь, нельзя бежать по полю.
А в лесу лучше укрыться под кустарниками, под деревьями опасно стоять.
Воспитатель: все дети любят купаться в реке, приятно в жаркий день искупаться.
Старичок - Лесовичок: но перед тем как зайти в воду, надо вспомнить правила безопасного поведения на воде, вы их, ребята, знаете?
Воспитатель показывает детям иллюстрации, дети объясняют правила:
- без взрослых нельзя входить в воду
- нельзя прыгать в воду
- толкать друг друга в воде
- заходить глубоко в воду.
Старичок - Лесовичок: молодцы, дети, знаете правила!
Воспитатель: а теперь предлагаю пойти за грибами и ягодами.
2.4 Физкультминутка «В лес пошли!»
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Старичок - Лесовичок: вот сейчас мы проверим, какие вы набрали грибы и ягоды.
2.5 Показ презентации «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»
Детям предлагается назвать ягоды и грибы, а затем объяснить съедобные они или нет.
Старичок - Лесовичок: но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте.
Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся.
Воспитатель: ребята, в лесу бывают и другие опасности.
Послушайте стихотворение:
Дети взяли в руки спички -
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
не осталось даже пня.
- Да, это пожар! В сухую жаркую погоду, достаточно одной спички, чтобы лес загорелся!
Старичок - Лесовичок: дети, а вы знаете причины возникновения пожара?
Дети:
- Когда люди разводят костер на сухой траве.
- Когда люди разводят большие костры или костры при ветре.
- Не потушенный костер.
- Брошенная спичка.
Старичок - Лесовичок: как надо себя вести, чтобы не было пожара?
Дети:
- Не играть со спичками.
- Уходя, костер залить водой или засыпать землей.
Старичок – Лесовичок: правильно, ребята!
Воспитатель: спасибо тебе, Старичок – Лесовичок, ты нас многому научил! Пока мы с тобой гуляли по лесу, закрепили правила безопасного поведения на природе летом.
Старичок – Лесовичок: я уверен, что вы всегда будете выполнять правила безопасного поведения на природе.
А у меня для вас подарок - вареньем угощайтесь, да домой возвращайтесь!
Дети: спасибо! До свидания, Старичок – Лесовичок!
III Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, давайте Старичку – Лесовичку тоже сделаем подарок - коллаж под названием «В лесу летом».
На столе лежат картинки (по разным темам), вам нужно выбрать каждому одну по теме: «Лес летом» и наклеить на ватман. Согласны?
Дети: да!
Звучит аудиозапись «Звуки леса. Дети выполняют работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста
Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста...
Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста
Здесь вы найдете игры и упражнения для закрепления полученных знаний у детей старшего возраста накопленных за год на занятиях у логопеда. Так же эти упражнения подойдут и родителям, которые водят свои...
Картотека дидактических настольных игр в летний период для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических настольных игр в летний период для детей старшего дошкольного возраста...
Экологическое летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Мы - друзья природы»
Конспект экологического развлечения "Мы -друзья природы"для детей старшего дошкольного возраста...
Развлечение в летний период для детей старшего дошкольного возраста "Цветочная поляна"
Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста "Цветочная поляна"...
ПРОЕКТ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД для детей старшего дошкольного возраста
Создание оптимальных условий для организации оздоровительной работы, личностного развития, социализации дошкольников....
Конспект на тему: «Безопасность и природа в летний период» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для воспитания безопасного поведения у детей в природе летом.Задачи:Образовательные: - формировать представления детей о правилах поведения при встрече с насекомыми, п...