Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников»
учебно-методический материал

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно ФГОС ДО, является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Активность ребенка на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить распознавать и предвидеть опасности, а по возможности, научиться избегать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Часцовская СОШ

дошкольное отделение детский сад №66

Семинар – практикум для педагогов

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Подготовила  воспитатель

первой квалификационной категории

Азарова Т.Н.

П. Гарь-Покровское, 2024 г.

Семинар – практикум для педагогов

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

Актуальность

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов  по формированию безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Ознакомление педагогов с технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников.
  2. Активизация знаний педагогов по проблеме.
  3. Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.

План семинара-практикума для педагогов:

1. Введение в тему.

2. Разминка.

3. Работа с перфокартой.

4. Решение педагогических ситуаций.

5. Игра «Передай жезл»

6. Работа в группах (составить памятку).

7. Экспресс - опрос «Быстро отвечай – смотри не зевай! 

8. Рефлексия.

Ход семинара:

1 часть.  Введение в тему

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети.

Дошкольный возраст – своеобразный фундамент, период впитывания, накопления знаний, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с предметным миром, миром людей, природы, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Не случайно, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность жизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область. «Безопасность» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания.

В основной образовательной программе «От рождении до школы» образовательная область «Безопасность» содержит 4 основных раздела:

  Бережем своё здоровье.

  Безопасный отдых на природе.

  Безопасность на дорогах.

 Безопасность собственной жизнедеятельности.

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовывать процесс воспитательно-образовательной деятельности включающий в себя все виды деятельности.

  Основные задачи в работе с детьми:

- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

- развивать основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

- способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи, преследуемые  в рабате с родителями:

- знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;

- создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений:

1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

 5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций. 

6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

А сейчас приглашаем поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

          2 часть. Разминка

«Сказочная безопасность, или Путешествие в сказочный мир».

Нужно указать те правила безопасности, которые нарушили сказочные герои:

1.Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева»? (Не цепляться за транспорт).

2.Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»? (Не брать угощение у незнакомых людей).

3.Какую ошибку совершили герои сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»? (Не открывать дверь незнакомцам, т.е. чужим).

4.В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нужно слушаться старших).

5.Почему с колобком («Колобок») и петухом из сказки «Кот, петух и лиса» случилась беда? (Не разговаривать, не доверять незнакомцам).

6.Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»?

7.Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»?

  1. часть. Работа с перфокартой

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Вопросы

Варианты ответа

Как должен входить в автобус взрослый с ребенком?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок входит первым, взрослый за ним.

3.Взрослый входит первым, ребенок за ним.

Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок идет первым, взрослый за ним.

3.Взрослый выходит первый, ребенок за ним.

С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора?

1.с 3-х лет.

2.с 4-х лет.

3.с 5-ти лет.

4.в зависимости от уровня развития и знаний детей.

Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми  таких правил пешехода: идти можно только по тротуару,  придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.

1.2 младшая группа.

2.средняя.

3.старшая

Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика боком к пешеходу?

1.зеленый.

2.красный.

3.желтый.

4 часть. Решение педагогических ситуаций

1. Однажды случилось так, что дедушка гулял по полю, собирал полезные травы. Началась сильная гроза, хлынул дождь. В поле стояло одинокое дерево и дедушка кинулся к нему укрыться от дождя. Правильное решение выбрал дедушка? Почему?

2. Рядом с проезжей частью и остановкой автобуса девочка играла в мяч. От неловкого движения мяч выкатился на проезжую часть. Оцени действия девочки. Как бы вы поступили?

3. Дети гуляли на набережной. Они веселились, играли в догонялки. Во время игры ребята заметили сумку, возле которой никого не было. Чем могут быть опасны чужие, оставленные без присмотра предметы? Как надо поступать в таких случаях?

4. Мальчик приехал летом отдыхать к своим родственникам. Он давно у них не был. Лето выдалось жарким, и мальчик решил пойти искупаться в ближайшем пруду. Что должен сделать мальчик для своей безопасности в такой ситуации?

5. В погожий денек, отпросившись у родителей, ребята пошли гулять. Во время игры к ним подошел мужчина и стал угощать конфетами. Как должны поступить дети?

6. Из группы, в которой вы работаете воспитателем, сбежал ребенок. Ваши действия?

7. Вашего воспитанника вовремя не забрали родители. Что необходимо предпринять?

8. К концу рабочего дня в группу пришла мама, чтобы забрать своего ребенка. За час до этого малыша уже забрал папа, но не согласовал это с мамой и забыл сообщить ей о местонахождении ребенка. Экспрессивная мама, не дозвонившись до супруга, устроила педагогу скандал. Как вы отреагируете?

5 часть. Игра «Передай жезл»

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

6 часть. Работа в группах (составить памятку)

Педагоги делятся на две группы, нужно составить по заданным темам памятки.

Темы:

  1. Правила пожарной безопасности.
  • Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
  • Уходя из дома или комнаты, не забывай выключить электроприборы.
  • Не суши белье (или волосы) над плитой.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома. Это можно делать только со взрослыми на улице.
  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке, не открывай печную дверку. От выпавшего уголька может загореться дом.

  1. Как правильно вести себя с незнакомцами.
  • Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей и т.д.), что бы он тебе не говорил.
  • Не садись к незнакомым людям в машину, ни под каким предлогом.
  • Не заходи в подъезд дома или лифт с незнакомцем, даже если на вид он совершенно безопасен.
  • Ничего не бери у незнакомца, чтобы он тебе ни предлагал.
  • Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей, и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).
  • Не бойся отказывать! Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.
  • Не бойся кричать! Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать, щипать самые ранимые мест.

7 часть. Экспресс - опрос «Быстро отвечай – смотри не зевай!»

Представьте ситуацию: произошло какое-то неординарное событие, и сотрудники полиции просят вас оказать им содействие и поделиться информацией. Чтобы оперативно сработать, надо так же оперативно ответить на вопросы. По очереди задается вопросы каждому педагогу. Темп очень быстрый.

  • Какие данные должен сообщить полицейский при обращении к гражданину? (должность, звание, фамилия, показать служебное удостоверение, указать причину обращения)
  • ФИО.
  • Полное название учреждения, в котором вы работаете.
  • Какое сегодня число?
  • Как зовут президента нашей страны?
  • Какой праздник отмечают 27 сентября?
  • Кто автор стихотворения про милиционера дядю Степу?
  • Назовите телефон службы спасения.
  • Адрес и рабочий телефон детского сада.
  • ФИО главного специалиста по дошкольному воспитанию. 

8 часть. Рефлексия.

В заключении хочу поблагодарить всех педагогов. Ваши знания и умения – залог безопасности вас и ваших близких. Берегите себя! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2

Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ пожарной безопасности».

Ни для никого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких людей. ...

Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».

Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....