Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников»
учебно-методический материал
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно ФГОС ДО, является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Активность ребенка на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить распознавать и предвидеть опасности, а по возможности, научиться избегать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Часцовская СОШ
дошкольное отделение детский сад №66
Семинар – практикум для педагогов
«Формирование основ безопасности у дошкольников»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Азарова Т.Н.
П. Гарь-Покровское, 2024 г.
Семинар – практикум для педагогов
«Формирование основ безопасности у дошкольников»
Актуальность
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников.
- Активизация знаний педагогов по проблеме.
- Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.
План семинара-практикума для педагогов:
1. Введение в тему.
2. Разминка.
3. Работа с перфокартой.
4. Решение педагогических ситуаций.
5. Игра «Передай жезл»
6. Работа в группах (составить памятку).
7. Экспресс - опрос «Быстро отвечай – смотри не зевай!
8. Рефлексия.
Ход семинара:
1 часть. Введение в тему
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети.
Дошкольный возраст – своеобразный фундамент, период впитывания, накопления знаний, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с предметным миром, миром людей, природы, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Не случайно, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность жизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область. «Безопасность» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания.
В основной образовательной программе «От рождении до школы» образовательная область «Безопасность» содержит 4 основных раздела:
∙ Бережем своё здоровье.
∙ Безопасный отдых на природе.
∙ Безопасность на дорогах.
∙Безопасность собственной жизнедеятельности.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовывать процесс воспитательно-образовательной деятельности включающий в себя все виды деятельности.
Основные задачи в работе с детьми:
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи, преследуемые в рабате с родителями:
- знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
- создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений:
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
А сейчас приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
2 часть. Разминка
«Сказочная безопасность, или Путешествие в сказочный мир».
Нужно указать те правила безопасности, которые нарушили сказочные герои:
1.Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева»? (Не цепляться за транспорт).
2.Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»? (Не брать угощение у незнакомых людей).
3.Какую ошибку совершили герои сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»? (Не открывать дверь незнакомцам, т.е. чужим).
4.В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нужно слушаться старших).
5.Почему с колобком («Колобок») и петухом из сказки «Кот, петух и лиса» случилась беда? (Не разговаривать, не доверять незнакомцам).
6.Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»?
7.Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»?
- часть. Работа с перфокартой
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Вопросы | Варианты ответа |
Как должен входить в автобус взрослый с ребенком? | 1.Входить одновременно с ребенком. 2.Ребенок входит первым, взрослый за ним. 3.Взрослый входит первым, ребенок за ним. |
Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса? | 1.Входить одновременно с ребенком. 2.Ребенок идет первым, взрослый за ним. 3.Взрослый выходит первый, ребенок за ним. |
С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора? | 1.с 3-х лет. 2.с 4-х лет. 3.с 5-ти лет. 4.в зависимости от уровня развития и знаний детей. |
Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми таких правил пешехода: идти можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого. | 1.2 младшая группа. 2.средняя. 3.старшая |
Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика боком к пешеходу? | 1.зеленый. 2.красный. 3.желтый. |
4 часть. Решение педагогических ситуаций
1. Однажды случилось так, что дедушка гулял по полю, собирал полезные травы. Началась сильная гроза, хлынул дождь. В поле стояло одинокое дерево и дедушка кинулся к нему укрыться от дождя. Правильное решение выбрал дедушка? Почему?
2. Рядом с проезжей частью и остановкой автобуса девочка играла в мяч. От неловкого движения мяч выкатился на проезжую часть. Оцени действия девочки. Как бы вы поступили?
3. Дети гуляли на набережной. Они веселились, играли в догонялки. Во время игры ребята заметили сумку, возле которой никого не было. Чем могут быть опасны чужие, оставленные без присмотра предметы? Как надо поступать в таких случаях?
4. Мальчик приехал летом отдыхать к своим родственникам. Он давно у них не был. Лето выдалось жарким, и мальчик решил пойти искупаться в ближайшем пруду. Что должен сделать мальчик для своей безопасности в такой ситуации?
5. В погожий денек, отпросившись у родителей, ребята пошли гулять. Во время игры к ним подошел мужчина и стал угощать конфетами. Как должны поступить дети?
6. Из группы, в которой вы работаете воспитателем, сбежал ребенок. Ваши действия?
7. Вашего воспитанника вовремя не забрали родители. Что необходимо предпринять?
8. К концу рабочего дня в группу пришла мама, чтобы забрать своего ребенка. За час до этого малыша уже забрал папа, но не согласовал это с мамой и забыл сообщить ей о местонахождении ребенка. Экспрессивная мама, не дозвонившись до супруга, устроила педагогу скандал. Как вы отреагируете?
5 часть. Игра «Передай жезл»
Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).
6 часть. Работа в группах (составить памятку)
Педагоги делятся на две группы, нужно составить по заданным темам памятки.
Темы:
- Правила пожарной безопасности.
- Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
- Уходя из дома или комнаты, не забывай выключить электроприборы.
- Не суши белье (или волосы) над плитой.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома. Это можно делать только со взрослыми на улице.
- В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке, не открывай печную дверку. От выпавшего уголька может загореться дом.
- Как правильно вести себя с незнакомцами.
- Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей и т.д.), что бы он тебе не говорил.
- Не садись к незнакомым людям в машину, ни под каким предлогом.
- Не заходи в подъезд дома или лифт с незнакомцем, даже если на вид он совершенно безопасен.
- Ничего не бери у незнакомца, чтобы он тебе ни предлагал.
- Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей, и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).
- Не бойся отказывать! Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.
- Не бойся кричать! Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать, щипать самые ранимые мест.
7 часть. Экспресс - опрос «Быстро отвечай – смотри не зевай!»
Представьте ситуацию: произошло какое-то неординарное событие, и сотрудники полиции просят вас оказать им содействие и поделиться информацией. Чтобы оперативно сработать, надо так же оперативно ответить на вопросы. По очереди задается вопросы каждому педагогу. Темп очень быстрый.
- Какие данные должен сообщить полицейский при обращении к гражданину? (должность, звание, фамилия, показать служебное удостоверение, указать причину обращения)
- ФИО.
- Полное название учреждения, в котором вы работаете.
- Какое сегодня число?
- Как зовут президента нашей страны?
- Какой праздник отмечают 27 сентября?
- Кто автор стихотворения про милиционера дядю Степу?
- Назовите телефон службы спасения.
- Адрес и рабочий телефон детского сада.
- ФИО главного специалиста по дошкольному воспитанию.
8 часть. Рефлексия.
В заключении хочу поблагодарить всех педагогов. Ваши знания и умения – залог безопасности вас и ваших близких. Берегите себя! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"
План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...
Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1
Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим. В процессе изучения курса сем...
Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2
Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...
Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2
Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ пожарной безопасности».
Ни для никого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких людей. ...
Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....