Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по обж (младшая, средняя группа)
Программа
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_obzh_u_detey_mladshego_doshk.vozrasta.docx | 43.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2021 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька» ____________ Томчук И.И. Приказ № ___ от ______2021 г. |
Программа
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
у детей младшего дошкольного возраста
Авторы-составители:
воспитатели
Лиханова И.М., Шишея В.Н.
Г. Смоленск, 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
- дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса младших дошкольников.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». СанПиН 2.4.3648-20. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 № 28 от 27.08.2015 № 41, с изм., внесенными Решением Верховного суда РФ от 04.04.2014 № АКПИ 14-281).
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11. 2011 регистрационный №30384).
Цель:
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности, устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.
Задачи:
Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с
точки зрения «опасно - не опасно»;
Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.
Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- Наглядность;
- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе младшего дошкольного возраста.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Безопасное поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
- Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Планируемые результаты
Дети соблюдают элементарные правила поведения в детском саду, в общественных местах.
Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения, пожарной безопасности.
Знают правила безопасного пользования бытовыми предметами.
- детей сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
Знают свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Перспективное планирование в младшей группе по ОБЖ
Дата проведения | Тема занятия | Цели занятия | Содержание |
Сентябрь | «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». | Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. | 1.«Незнакомец звонит в дверь» 2. Чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-золотой гребешок». 3. Чтение стихотворения «Находчивый Дима» Е. Тамбовцева-Широкова 4. Сюж-рол. игра «Если рядом никого…» |
«Не собирай незнакомые грибы». | Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека. | 1. «Не собирай незнакомые грибы» 2. Беседы о грибах, рассматривание плаката «Грибы», муляжей грибов. 3. Настольно - печатная игра «Полное лукошко». | |
Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом». | Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали; развивать восприятие и память, речь; воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду. | 1. Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом» 2. Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом». 3. Отгадывание загадок. 4. Просмотр м/ф «Кошкин дом». | |
«Путешествие по улице». | Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома разные – для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы, движение может быть односторонним и двусторонним и разделяется линией. | 1. «Путешествие по улице» 2. Просмотр картин с изображением улице. 3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей». 4. «Катание на роликах, велосипеде». | |
Октябрь | «Осторожным будь!» | Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. | «Когда мамы нет дома» (инсценировка) |
«Осторожно, ядовито!». | Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. | 1. Театр «Осторожно, ядовито!» 2. Дидактическая игра «Каждый грибок в свой кузовок». 3. Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» | |
«Это не игрушки, это опасно». | Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. | 1.«Это не игрушки, это опасно» 2. Д/и «Доскажи словечко» 3. Подвижная игра «Огонь» | |
«В гостях у Айболита» | Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. | 1. «Выбери правильно» (предметы ухода за собой). 2. Коллективная аппликация «Осенний урожай» (создание альбома). 3. Д/и «Продукты питания, помогающие укрепить организм». | |
«Путешествие по улице: правила для пешеходов» | Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход». | 1. «Правила для пешеходов» 2. «Пешеход переходит улицу 3. Настольно - печатная игра «Юный пешеход» | |
Ноябрь | «Не открывай дверь чужим людям» | Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения. | Беседа «Не открывай дверь чужим людям» |
«Контакты с животными» | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными. | 1. Игра – беседа «Контакты с животными». 2. Рассматривание папки–раскладушки «Правила обращения с дикими и домашними животными». | |
«Чем опасен пожар?» | Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами. | 1. Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» 2. «Не выглядывай в открытое окно» | |
«Наблюдение за светофором» | Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы. | 1. «Наблюдение за светофором» 2. Игры «Лошадки», «Стоп», «Светофорчик» 3. Д/и «Кто быстрее» | |
Декабрь | «Правила безопасности на льду» | Дать детям знания о правилах поведения на льду. | 1. «Правила безопасности на льду» 2. Беседа «Что такое метель» |
«Электроприборы» | Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования. | 1. «Правила обращения с электроприборами» 2. Д/и «Электроприборы» | |
«Осторожно, грипп!» | Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. | «Осторожно, грипп!» | |
«В городском транспорте». | Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте. |
«В городском транспорте» | |
Январь | «Берегись мороза» | Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. | «Берегись мороза» |
«Профессия пожарного» | Знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии. | Ситуативная беседа: Пожар – это опасно, звоните по номеру – 01». «Профессия пожарного» | |
«Спорт – это здоровье». | Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. | «Виды спорта» (ассоциации). | |
«Дорожные знаки». | Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность. | 1. «Найди такой же знак» 2. Настольно-печатная игра «Дорожные знаки». | |
«Проблемные ситуации». | Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. | «Осторожно я кусаюсь и дерусь». | |
«Природные явления». | Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде. | 1. «Что такое метель?» 2. «Обходи скользкие места» Рассматривание картинок на тему «Что нельзя делать в морозную погоду?» | |
«Опасные предметы дома». | Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | 1. «Бытовые приборы» 2. «Опасные предметы дома» Д/игра: «Опасные предметы», «Осторожно электроприборы». | |
«Наши друзья и враги» | Расширить и закрепить знания детей об электроприборах. Показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности. | С.Я. Маршак «Кошкин дом» | |
«Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом». | Дать представления об особенностях движения троллейбуса и автобуса (троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляют бензином). |
Рассматривание иллюстраций, фото автобуса, троллейбуса | |
Февраль Март | «Осторожно, сосульки!» | Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в это время года. | «Что такое сосульки и чем они опасны?» |
«Пожар – это опасно». | Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону. | «Знает каждый гражданин это номер – 01» | |
«Витамины укрепляют организм». | Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания. | 1. «Витамины укрепляют организм» 2. «Витамины в жизни человека» | |
«Что такое перекресток?» | Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | 1. «Перекресток» 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Д/игра: «Виды транспорта». | |
Апрель | 1 неделя. «Собака бывает кусачей». | Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности. | 1. Игра – беседа «Собака бывает кусачей». 2. Рассматривание папки–раскладушки «Правила обращения с дикими и домашними животными». Д/игра: «Безопасность в природе» (сюжетные картинки). |
«Не зевай, правила соблюдай» | Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить, какой вред приносят игры с огнем. | «Основные правила пожарной безопасности» Игра- инсценировка по потешке «Тили-бом! Тили-бом!» | |
«Ребенок дома» | Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых. | Беседа «Не ешь лекарства и витамины без разрешения» | |
«Как беречь здоровье ребенка?» | Сообщить элементарные сведения о лекарствах, что принимают их только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно, формировать представление о главной ценности жизни – здоровье. | «Как беречь здоровье ребенка | |
«Виды транспорта». | Закрепить знания о видах транспорта. | Д/и «Разрезанные картинки» Знакомство со специальным транспортом, Д/игра «Покажи транспорт, который назову» | |
Май | «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» | Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. | «Ты один дома |
«Опасности природы в летнее время». | Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде. | 1. «Чем опасно солнце?» 2. «Осторожно, гроза!» 3. «Берегись насекомых!» 3. «Поведение на воде» | |
«Детские шалости с огнем и их последствия» | Повторить правила пожарной безопасности. | «Детские шалости с огнем и их последствия» Рассматривание иллюстраций из серии «Уроки безопасности»: как избежать неприятностей. | |
«О безопасности на дорогах». | Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения. |
Д/игра «Мы шоферы» Подвижная игра «Цветные автомобили» Конструирование «Гараж для машины» |
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста.
Месяц | Формы работы | Цель | |||||||
Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной | ||||||||
Сентябрь | безопасности. | ||||||||
родителей) | |||||||||
Привлечение внимания родителей к проблеме детской | |||||||||
Октябрь | Буклет «Ребенок и взрослый на | безопасности | |||||||
улице» | на улице, формирование чувств глубокой ответственности. | ||||||||
Памятка «Как обучать ребёнка | |||||||||
безопасному поведению?» | |||||||||
Распространение среди родителей знаний о правилах | |||||||||
Ноябрь | Информация в уголке для родителей | безопасного | |||||||
«Осторожно, хрупкий лед!» | поведения детей в зимний период на реке. | ||||||||
Стимулирование родителей на соблюдение правил | |||||||||
Декабрь | Памятки для родителей «Причины | безопасности, ведущих к дорожно-транспортному | |||||||
детского | дорожно-транспортного | травматизму детей. | |||||||
травматизма» | |||||||||
Январь | Оформление | уголка безопасности | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному | ||||||
творчеству. | |||||||||
Февраль | Буклет | «Формирование | основ | Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по | |||||
безопасности у детей посредством | формированию основ безопасности. | ||||||||
чтения художественной литературы» | |||||||||
Март | Консультация «Формирование | Пропаганда здорового образа жизни. | |||||||
культуры здоровья у дошкольников» | |||||||||
Апрель | Папка-передвижка «На воде, на | Обеспечение доступности информации по формированию основ | |||||||
солнце» (О правилах поведения) | безопасности у детей старшего дошкольного возраста. | ||||||||
Май | Родительское собрание «Безопасность | Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, | |||||||
детей на улице летом» | установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Материально-техническое обеспечение программы
- От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4 –е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
- Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
- Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
- Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
- Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
- Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...
Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...
Доклад «Теория формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
В докладе освещаются основные аспекты основ безопасности жизнедеятеьности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО....
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста»
Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста»...