выступление- презентация программы И.А.. Лыковой "Мир без опасности" для педагогов
презентация к уроку по обж (старшая, подготовительная группа)
Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» создана в ответ на запрос современного социума
— семьи, общества и государства — к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, умеющего сохранять свое здоровье (физическое и психическое), делать выбор в соответствии с принятыми социокультурными нормами (на основе адекватного анализа ситуации), управлять своим состоянием и поведением, готового к встрече с быстро меняющимся миром и стремительно обновляющейся культурой, умеющего работать в команде и нести ответственность за результаты своей деятельности, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_18.03._lykova_mir_bez_opasnosti.docx | 717.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь человека во все времена — в далеком прошлом, «турбулентном» настоящем и непредсказуемом будущем — тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением. Опасность — вероятность того, что может произойти или реально происходит какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и/или здоровью человека.
Одна из важнейших жизненных стратегий каждого человека — активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, смело принимать «вызовы», предвосхищать опасности, находить выход из сложных ситуаций и при этом «творить самого себя»— саморазвиваться.
Способность предвидеть опасности и преодолевать их без риска для жизни и здоровья связана с важнейшей потребностью каждого человека в безопасности.
К основным объектам (или субъектам) безопасности относятся: личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность
Основы культуры безопасности личности начинают формироваться в первые годы жизни человека. В общении с близкими взрослыми и в играх со сверстниками, в процессе слушания азы безопасного поведения»: что можно делать, а что нельзя; что такое хорошо сказок и стихотворений, просмотра мультфильмов и детских телепередач, во время прогулок, экскурсий и семейных путешествий ребенок постигает «и что такое плохо; как нужно себя вести в разных ситуациях, чтобы не навредить своему здоровью, телу и настроению (эмоциональному состоянию); какие правила и нормы поведения приняты в нашем обществе, в своей культуре; какие правила и нормы бытуют в других обществах и культурах; как избегать опасностей и как просить о помощи: к кому, в каких случаях и как именно можно обращаться.
Помимо базовых основ безопасности личности, ребенок получает начальные представления о безопасности общества и государства. Обычно дети старшего дошкольного возраста уже знают, что: у каждого государства есть границы, которые охраняются пограничными службами; природные ресурсы (вода, лес, нефть, природный газ, минералы) подлежат бережному и рациональному использованию; значимые объекты искусства и культуры надежно хранятся в музеях, выставочных залах, галереях, коллекциях, библиотеках (при этом они доступны для ознакомления гражданами нашей страны и туристами из других стран); все образованные и воспитанные люди стараются соблюдать нормы этикета, правила дорожного движения, умеют работать в команде, соблюдают технику безопасности на работе, в бытовой жизни, во время отдыха...
В связи с вышесказанным, возникает необходимость четкого выделения целевых ориентиров, задач и содержания образования, направленного на формирование культуры безопасности личности, начиная с первого уровня образования — дошкольного детства.
Согласно статье 64 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование ориентировано на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При этом государственная политика в сфере образования, согласно статье 3 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет и поддерживает гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования
Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» создана в ответ на запрос современного социума
— семьи, общества и государства — к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, умеющего сохранять свое здоровье (физическое и психическое), делать выбор в соответствии с принятыми социокультурными нормами (на основе адекватного анализа ситуации), управлять своим состоянием и поведением, готового к встрече с быстро меняющимся миром и стремительно обновляющейся культурой, умеющего работать в команде и нести ответственность за результаты своей деятельности, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни.
Программа «Мир Без Опасности» имеет четкую структуру и включает три раздела: Целевой, Содержательный, Организационный.
I. Целевой раздел содержит: 1) пояснительную записку;
2) целевые ориентиры и образовательные задачи; 3) возрастные характеристики развития детей дошкольного возраста; 4) планируемые результаты освоения Программы; 5) модель развития взаимоотношений педагога и детей.
II. Содержательный раздел описывает два контента: 1) современное понятие о безопасности личности, общества, государства: информационный ресурс для руководителей и педагогов ДОО и 2) систему образовательной работы. Содержание программы «Мир Без Опасности» охватывает следующие виды детской безопасности:
• витальная (жизнь и здоровье ребенка),
• социальная,
• дорожная,
• пожарная,
• экологическая,
• информационная.
Эти виды безопасности раскрываются через три вектора: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства
. Приоритетным является первый вектор, связанный с формированием культуры безопасности личности ребенка дошкольного возраста. Два других вектора составляют пропедевтический курс, необходимый для становления в сознании ребенка целостной картины мира и направленный к «горизонтам развития» (термин Н.Н. Поддьякова) растущего человека (Д.И. Фельдштейн
III. Организационный раздел раскрывает: 1) основные подходы к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации; 2) рекомендации по адаптации парциальной программы «Мир Без Опасности» к запросу особого ребенка; 3) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; 4) примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предмет- но-пространственной среды; 5) список учебно-методических и наглядно-дидактических пособий, рекомендуемых для успешной реализации парциальной образовательной программы «Мир Без Опасности».
Учебно-методический комплект, сопровождающий авторскую программу «Мир Без Опасности», включает ряд учебных и наглядно-дидактических пособий для каждой возрастной группы дошкольной образовательной организации.
Для повышения квалификации и самообразования педагога разработана серия книг, посвященных конкретным видам безопасности. Эти книги помогут воспитателям более глубоко и системно изучить каждый вид безопасности: витальная (жизнь и здоровье ребенка), социальная (азбука безопасного общении и поведения), экологическая, пожарная, дорожная, информационная. Эта серия будет полезна для организации содержательного взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Для проведения познавательных и этических бесед, развивающих занятий, дидактических игр, образовательных проектов подготовлены комплекты демонстрационных карточек с цветными иллюстрациями и примерами бесед, текстами литературных произведений, вопросами, диагностическими заданиями.
Для глубокого осмысления детьми самых сложных вопросов безопасности созданы дидактические сказки с цветными иллюстрациями, познавательными беседами, вопросами для педагогической диагностики и творческими заданиями. В каждой книге есть сказочный герой— символ, связанный с тем или иным видом безопасности: Дракончик аленький (огонь), Радужное колесико (дорога), Непоседа-ветерок (явления в природе), Серебряный колокольчик (общение) и другие.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены следующие направления образовательной работы, связанной с формированием культуры безопасности личности:
• введение детей в мир общечеловеческой культуры; расширение социокультурного опыта каждого ребенка как уникальной личности;
• развитие содержательного общения и комфортного взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми в разных формах взаимодействия;
• амплификация общего развития ребенка с учетом его возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей;
• создание оптимальных условий для проявления познавательной и творческой активности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка;
• поддержка культурных практик, поисково-исследовательской деятельности, разных видов экспериментирования (двигательного, социального, познавательного, художественного и др.);
• создание условий для становления целенаправленности и произвольности (само регуляции) действий; формирования опыта планирования и организации разных видов деятельности, в т.ч. предпосылок учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению о программе "Развитие +"
В программе определены основные направления работы с детьми по развитию общих способностей, проведению образовательной работы в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структ...
Презентация – выступление на городском сообществе учителей-логопедов «Школа современного педагога» Тема : «Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии»
Стертая дизартрия...
Выступление - презентация на педсовете: "Сравнительный анализ образовательной программы дошкольного образования"
Выступление - презентация на педсовете: "Сравнительный анализ образовательной программы дошкольного образования"...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление-презентация «Профессиональный этикет педагога как средство эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками»
В данной презентации рассматриваются вопросы педагогической этики педагога по отношению к детям и родителям....
Презентация к выступлению «Цветотерапия, как одна из технологий психологической самопомощи педагогам».
Презентация к выступлению «Цветотерапия, как одна из технологий психологической самопомощи педагогам»....