Проект «Информационная безопасность детей дошкольного возраста»
проект по обж
ЦЕЛЬ:-создание условий для информирования родителей по вопросам защиты детей, от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Информационная безопасность детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель МДОБУ детский сад «Березка» Столбоушкина Л.И
ПРОБЛЕМА
Современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Человек уже не представляет жизнь без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов.
Дети отдают больше предпочтение компьютерным играм, а не другим видам детской деятельности. Образы с экрана наносят отрицательное воздействие на их психику и его сознание, что приводит к печальным последствиям.
Мир стремительно меняется и образование не всегда находит ответ на вызов современности. Одним из вызовов, является информационная безопасность и их социализация в условиях информационной среды.
На данный момент, можно сказать, что информационно - образовательная среда для ребенка считается небезопасной.
Дети проводят много времени за игрой в виртуальном мире, а иногда даже теряют временные рамки. «Общение с компьютером» шаг за шагом перерастает в психологическую зависимость. Дети все меньше проводят времени в реальном мире. Эмоционально-личностное общение с семьей, друзьями, природой уходит на последний план. У детей происходит дефицит вербального общения, отсюда диагностируется недоразвитие речи, в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.
Достижение цивилизации, при безответственном использовании становится фактором риска дезинтеграции и деградации детей, семей и общества.
Современная информационная, глобализированная среда оказывает негативные влияния на личность ребенка, происходит искажение образцов межличностного общения, и семейных отношений.
«Компьютерный век» породил ряд проблем. Прежде всего, это снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками, из за низкопробной видеопродукции, Ребенок, не может самостоятельно воспринимать информацию, по причине неразвитости механизмов личностной рефлексии и саморегуляции.
Исходя из исследований психологов, большинство современных мультфильмов, не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира. В них мы может наблюдать как скрытую, так и явную пропаганду жестокости, агрессии и насилия. У детей закладывается неправильное отношение к окружающим, формируется негативное восприятие мира.
Родителей интересует, почему ребенок агрессивный, проявляет злобность, ложь, лень. Все ответы нужно искать в том, какую информацию, ребенок получает через интернет и телевизор.
Наиболее доступным местом пользования интернета, является их дом. Чем старше возраст детей, тем больше они играют в игры, с элементами насилия, и смотрят передачи развлекательного характера. Уменьшается доля детей, которые любят русские мультипликационные фильмы, и их персонажи за нравственные качества.
Как быть, ведь современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий. Во всем нужен правильный подход, грамотное использование, обучение детей в этой сфере, и в конечном счете интернет может стать инструментом развития ребенка. Именно поэтому, мы взрослые, должны находить новые формы взаимодействия с семьей, сообща, обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации, ведь ничто не заменит живое, эмоциональное, человеческое общение.
Взрослому человеку, необходимо критически оценить ситуацию, научиться находить положительное, отсеять отрицательное в сложившейся ситуации. Этому необходимо учить и ребенка.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.
Современный ребёнок рано знакомится с телевизором и компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за телевизором и компьютером. Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем.
Для нас, обыденным является картина, когда ребенок, только что учится сидеть, сразу же сажается перед телевизором, и для родителей это стало удобным. Вместо того, чтобы общаться с ребенком, что ему необходимо в первые годы жизни. Он черпает информацию из внешних источников, которые оказывают вред здоровью. У таких детей не сформировано самосознание, истощена нервная система, которая при этом еще недостаточно сформирована , в силу физиологических особенностей. Вот поэтому, нужно найти особый подход к обучению и знакомству со средствами СМИ.
Наблюдение за детьми в группе после выходного дня, выявило, которые, провели большую часть времени перед экраном: эти дети более эмоциональны, вспыльчивы, раздражительны, невнимательны, не активны, сонливы, интерес проявляют лишь тогда, когда им предлагаешь посмотреть мультфильм, а не поиграть с другими детьми.
Поэтому перед нами взрослыми стоит колоссальная задача, создать такое образовательное пространство, которое позволит обеспечить социальное развитие личности воспитанников и их подготовке к обучению в школе и эффективному участию в общественной жизни в условиях информационного общества.
ЦЕЛЬ:-создание условий для информирования родителей по вопросам защиты детей, от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
ЗАДАЧИ:
- Систематизировать и обобщить опыт работы педагогов по теме «Информационная безопасность детей дошкольного возраста».
- Обеспечить комплексное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, на основе деятельностного подхода в процессе информационной социализации воспитанников.
- Обучить родителей навыкам критического осмысления содержание информационной продукции, которой пользуются их дети, умению выявлять информационные угрозы; привлечь к активному содействию по вопросам формирования у детей «информационного иммунитета»; оказание консультативной и методической помощи родителям.
- Разработать рекомендации по безопасному взаимодействию с информационной средой детей дошкольного возраста.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА
Этапы проекта:
I этап. Организационный
Организационный этап включает мероприятия:
-ознакомление с методической научной литературой;
-определение состава рабочей группы педагогов, участвующих в проектной деятельности;
-определение ресурсов, обеспечивающих реализацию проекта, содержание образовательной деятельности на каждом этапе;
II. этап. Практический.
Практический этап реализации плана проекта, включает мероприятия:
-создание предметно-развивающей среды в группе и в целом, в образовательном учреждении;
-повышение уровня компетенции педагогов по вопросам информационной безопасности дошкольников;
-взаимодействие педагогов с родителями;
-применение педагогами современных образовательных технологий при организации образовательной деятельности ;
III. Заключительный (обобщающий)
Заключительный (обобщающий этап) включает:
-– раздача памяток родителям,
-организация совместной деятельности с детьми по просмотру познавательных мультипликационных фильмов.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА
Тип проекта: (коллективный, практико – ориентированный).
Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители;
1 целевая группа – воспитанники ДОУ.
Специально организованная совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей);
2 целевая группа – педагоги
Методическая разработка. Комплексный подход к обеспечению воспитанников информационной безопасности. Проведение семинаров, лекций.
3 целевая группа - родители.
Участие родителей,(законных представителей воспитанников).
Повышение уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей; привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности дошкольного учреждения; Оказание консультативной помощи , анкетирование родителей, оформление информации для родителей на (стендах, в папках, буклетах).
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
1.Сформирована личность воспитанника на этапе дошкольного возраста психологически устойчивая к негативным информационным воздействиям социальной среды.
2.Создано единое сообщество единомышленников: педагогов и родителей с компетентностно - критическим подходом к информационным угрозам, владеющих умениями конструктивного преобразования негативных информационных воздействий социальной среды.
3.Педагоги реализуют комплексный подход к обеспечению воспитанников информационной безопасности, активно представляют инновационный опыт;
План мероприятий
по обеспечению информационной безопасности детей
Содержание работы | Результат | Дата | Ответствен-е |
Проведение методических мероприятий с педагогами Учреждения: - Семинар «Формирование информационного иммунитета у детей дошкольного возраста» - Круглый стол «Проблемы и пути решения формирования информационной культуры у родителей» - Методические недели по проблеме «Информационная безопасность дошкольников как условие успешной социализации» . | Теоретическая подготовка педагогов Обмен опытом | Сентябрь 2023 уч.г Октябрь 2023 уч.г Октябрь- ноябрь 2023 уч.г – | Столбоушкина Л.И. Педагоги групп Абдрахимова А. А. Шаульская О. В. |
Разработка методических материалов, рекомендаций по актуальным аспектам проекта | Методическая копилка | Июнь-Сентябрь 2023 уч.г | педагоги групп |
Самостоятельное изучение проблемы педагогами | Материалы по самообразованию | Сентябрь 2023г |
педагоги групп |
МДОБУ «Березка» на 2023-2024 учебный год
Работа с воспитанниками
Содержание работы | Результат | Срок исполнения | Ответствен-е |
Проведение занятия в группе старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность» | Ознакомление детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве | Сентябрь 2023 уч.г. | Столбоушкина Л.И. |
- Методическая разработка «Театрализовано - музыкальная деятельность как один из эффективных способов социализации воспитанников» | Организация взаимодействия с участниками образовательных отношений по проекту | Октябрь 2023 уч.г. | Абдрахимова А. А. |
- Методическая разработка «Роль социально- драматических игр в социализации дошкольников» | Ноябрь 2023 уч.г. | Шаульская О. В. | |
Планирование и проведение мероприятий с дошкольниками по проекту: «Интернет – это хорошо или плохо? | Конспект занятия | Декабрь 2023 уч.г | Столбоушкина Л.И. |
Проведение конкурсов рисунков в группах старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность» | Ознакомление детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве | Январь 2024 уч.г | воспитатели |
Взаимодействие с родителями | |||
Содержание работы | Результат | Срок исполнения | Ответствен-е |
Проведение родительского собрания «Управление безопасностью детей в Интернете» | Повышение информационной грамотности родителей | Январь 2024 уч.г | Педагоги групп |
Круглый стол «Какие фильмы смотрят дети» | Групповые родительские собрания | Февраль 2024 уч.г | Педагоги групп |
Оформление информации для родителей. Педагоги (стендах, в папках, буклетах, - «Полезные сайты для дошкольников» Буклеты: 1. «Влияние компьютерных игр на зрение ребенка» 2. «Компьютер не заменит семью» | материалов на собраниях Памятка Буклеты | Обновление инфор.материала в течении всего уч.года | Абдрахимова А.А. Столбоушкина Л. И. Шаульская О. В. |
Консультации для родителей «Компьютер в детском саду: спорные вопросы. ИКТ — информационно коммуникационные технологии» «Как предотвратить компьютерную зависимость у ребёнка» «Ребёнок у телевизора» «Читаем всей семьёй» «В какие игры играем с детьми дома» | Психолого- педагогическая поддержка родителей | в течении всего уч.года | Абдрахимова А.А. Столбоушкина Л. И. Шаульская О. В. |
Содержание работы | Результат | Дата | Ответствен-е |
Пополнение центров книги в группах | Центры | 2023-2024 уч.г | Педагоги групп |
Оформление атрибутов для литературных игр | Игры | 2023-2024 уч.г | Педагоги групп |
Подборка, рекомендуемых для детей дошкольного возраста мультфильмов в методическом кабинете | Медиатека мультфильмов в группах | 2023-2024уч.г | Педагоги групп |
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
НЕЛЬЗЯ:
1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;
4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;
5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
ОСТОРОЖНО:
1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;
2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
МОЖНО:
1. Уважай других пользователей;
2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина.
Приложение 2
Памятка для родителей об информационной безопасности детей
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для детей, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т. п., внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Игра “Телефонный звонок”
Цель: научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.
Задачи: Образовательные - познакомить обучающихся с правилами речевого поведения при разговоре по телефону, этикетными ошибками в телефонных разговорах; вырабатывать навыки использования этикетных выражений, сопровождающих телефонный разговор;
Развивающие - развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, активизировать диалогическую речь учащихся; формировать умения правильно поддерживать беседу в рамках этикета, вести диалог.
Воспитательные - воспитывать внимательное отношение к собеседнику, воспитывать чувство ответственности.
Роли: взрослый, ребенок.
Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок по телефону.
Мотивация:
Не будильник – а звонит, Не приемник – говорит. Угадайте кто же он? Ну конечно.»
Ребята, а как вы считаете, телефон – это игрушка или нет? Конечно телефон – это не игрушка. Для чего нам нужен телефон? Кому вы звоните по телефону? Какие правила разговора по телефону вы знаете и соблюдаете? Что значит «вежливо говорить по телефону»? Как вызвать по телефону «скорую помощь», пожарных, милицию?
Сюжет:
Ребёнок один дома, зазвонил телефон. Незнакомец начинает выяснять у ребёнка информацию.
1. Никогда не говори первый, как тебя зовут. Сняв трубку, скажи: «Здравствуйте. Кто вы, что сказать маме, папе?»
2. Никогда не говори свой адрес
3. Не говори, что ты один дома, скажи, что мама занята.
4.Разговаривай спокойно, без хамства, как можно быстрее закончи разговор.
5.Перезвони (маме, папе, бабушке..) расскажи о странном звонке.
Рефлексия:
- кто такой незнакомец? (Тот человек, которого вы не знаете.)
- чем опасны незнакомые люди? (Могут причинить нам вред: обокрасть, ударить, похитить...)
-где можно встретить незнакомца? (Везде)
- всегда надо сообщать о таких случаях взрослым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой ласковый и нежный зверь" информационно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста
Цель проекта :Знакомство детей с ролью кошки в жизни человека.Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребёнок учиться заботиться, ухаживать за...
Проект для старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Подводный мир»
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)
Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» средний возраст...
«Проект по здоровьесберегающей среде в группе раннего возраста «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»
Проект предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Проект краткосрочный....
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)
План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...
Методический проект «Информационное обеспечение дошкольного образовательного учреждения через создание интерактивных пособий»
Актуальностью данной темы является то, что сегодня предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Использование информационно - коммуникационных технологий...
Проект «900 блокадных дней» познавательно-информационный (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....