Конспект игры - путешествия "Знатоки Правил дорожного движения"
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа)

Курнышева Наталья Вячеславовна
Конспект игры - путешествия "Знатоки Правил дорожного движения", целью которого является формирование основ безопасного поведения на дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 37 «Веселые нотки» города Калуги

Конспект игры - путешествия:

«Знатоки Правил дорожного движения»

Подготовила: воспитатель

Курнышева Наталья Вячеславовна.

Дидактическое обоснование образовательной деятельности.

Тема

«Знатоки Правил дорожного движения»

Образовательная область

Социально – коммуникативное развитие

Форма педагогического мероприятия

Игра - путешествие

Возраст воспитанников

Старший возраст (6 -7 лет)

Цель

Формирование основ безопасного поведения на дорогах.

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о транспорте и его видах;
  • Закрепить знания детей о сигналах и видах светофора;
  • Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
  • Закрепить знания об опасностях, которые могут встретиться детям на улице;
  • Закрепить знания Правил дорожного движения.

Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать виды транспорта;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, доказательную речь;
  • Расширять словарный запас, связанный с правилами дорожного движения;
  • Развивать мелкую моторику рук, умение соотносить движения с произносимым текстом.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;
  • Воспитывать культуру безопасного поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

Средства обучения

Технические: музыкальная колонка, запись песни Игоря Русских «Правила дорожного движения»

Оборудование: картинки с видами транспорта к играм «Четвертый лишний» и «Раздели на группы»; мяч, трафареты с изображением транспортного и пешеходного светофоров, цветные карандаши; мнемодорожки для игры «Угадай, что за знак»; иллюстрация с ситуациями для игры «Правильно – неправильно», красный и зеленый фломастеры; картинки с героями сказок и мультфильмов и их «транспортных средств»; мольберт, пустой альбом «Дорожная азбука», картинки для его заполнения.

Формы организации воспитанников

Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа

  • Беседы: «Виды транспорта», «Светофор – мой друг», «Дорожные знаки», «Я — водитель, я - пешеход», «Правила перехода дорог»;
  • Дидактические игры: «Что такое улица», «Транспорт», «Дорожные знаки»;
  • Чтение художественной литературы: В. Семерин «Запрещается – разрешается» О. Бедарев «Если бы…», В. Головко «Дорожные знаки», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»;
  • Рассматривание плакатов и иллюстраций по ПДД, стенда «Безопасный путь от дома до сада»;
  • Макет «Перекресток», игровой куб «Правила дорожного движения».
  • СРИ «Инспектор ГИБДД», «Водители и пешеходы», «Азбука дорожного движения».

Структурные части

Содержание игровых заданий

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формы орг-ции воспитанников

Предполагаемый результат

Организационно – мотивационная часть

В группу заходит воспитатель средней группы, сообщает, что они собираются сделать альбом по ПДД. Но не все дети знают правила, поэтому им нужна помощь в создании альбома «Дорожная азбука». И предлагает старшим детям им помочь.

Воспитатель предлагает детям решить, будут ли они помогать малышам.

Воспитатель предлагает сначала проверить, насколько хорошо сами дети знают ПДД, и для этого отправиться в небольшое путешествие, чтобы выполнить несколько заданий и получить взамен картинки для заполнения альбома.

Дети слушают просьбу.

Дети высказывают предположения.

фронтальная

Привлечение внимания воспитанников.

Дети принимают решение помочь.

Дети соглашаются.

Основная часть

Д/и «Четвертый лишний»

Д/и «Раздели на группы»

Д/и «Ответь правильно»

Раскрашивание светофоров (изобразительная деятельность)

Рассказывание стихотворения

Д/и «Угадай, что за знак»

Рассказывание стихотворения

Физминутка

Д/и «Правильно - неправильно»

Рассказывание стихотворения

Д/и «Найди пару»

Воспитатель сообщает, что в пути будет несколько остановок, предлагает детям назвать номер первой остановки, найти его в группе.

Воспитатель предлагает выполнить задания: - игра «Четвертый лишний», где надо определить, какой вид транспорта лишний, и почему; (приложение 1) - игра «Раздели на группы», где надо разложить картинки с видами наземного транспорта на три группы (пассажирский, грузовой и спецтранспорт) (приложение 2) Воспитатель играет вместе с детьми.

Воспитатель предлагает детям назвать номер следующей остановки, найти его в группе.

Воспитатель предлагает выполнить задания: - игра в кругу с мячом «Ответь правильно», где дети отвечают на вопросы воспитателя; (приложение 3) - раскрашивание дорожного и пешеходного светофоров по выбору; (приложение 4) Воспитатель рисует вместе с детьми. Правильность выполнения задания предлагает проверить в парах. Воспитатель предлагает ребенку рассказать стихотворение о светофоре:

«Знают дети с давних пор,

Добрый друг наш – светофор.

Нам его подскажет свет -

Путь свободен или нет».

Воспитатель предлагает детям назвать номер следующей остановки, найти его в группе и прочесть название остановки.

Воспитатель предлагает выполнить задания: - игра «Угадай, что за знак», где дети должны понять, какой знак «зашифрован» в мнемодорожке (воспитатель играет вместе с детьми); (приложение 5) Воспитатель предлагает ребенку рассказать стихотворение: «Вот она, азбука, — над головой!

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!»

Воспитатель предлагает детям назвать номер следующей остановки, найти его в группе и прочесть название остановки.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть. Показ движений под песню «Правила дорожного движения».

Воспитатель предлагает детям назвать номер следующей остановки, найти его в группе и прочесть название остановки.

Воспитатель предлагает стать инспекторами дорожного движения и выяснить, кто из пешеходов соблюдает ПДД, а кто их нарушает и сделать пометку зеленым или красным маркером соответственно: - игра «Правильно – неправильно»; (приложение 6) Воспитатель предлагает ребенку рассказать стихотворение: «И большим и маленьким -

Всем без исключенья,

Нужно знать и соблюдать

Правила движенья!»

Воспитатель предлагает детям назвать номер следующей остановки, найти его в группе и прочесть название остановки.

Воспитатель предлагает подобрать для героев сказок и мультфильмов их «транспорт»; (приложение 7) Воспитатель играет вместе с детьми.

Воспитатель предлагает детям назвать номер следующей остановки, найти его в группе.

Дети называют номер 1 и ищут в группе карточку с ним.

Дети выполняют задания.

Дети называют номер 2 и ищут в группе карточку с ним.

Дети выполняют задания.

Взаимопроверка детей.

Один ребенок рассказывает стихотворение.

Дети называют номер 3 и ищут в группе карточку с ним.

Дети выполняют задания.

Один ребенок рассказывает стихотворение.

Дети называют номер 4 и ищут в группе карточку с ним.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети называют номер 5 и ищут в группе карточку с ним.

Дети выполняют задания.

Дети называют номер 6 и ищут в группе карточку с ним.

Дети выполняют задания.

Дети называют номер 7 и ищут в группе карточку с ним.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

подгрупповая

индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Дети нашли карточку с цифрой 1, прочли название остановки - «Виды транспорта» и находят конверты с заданиями.

Дети выполнили задания.

Дети нашли карточку с цифрой 2, прочли название остановки - «Наш друг Светофор» и находят конверт с заданиями.

Дети выполнили задания.

Дети нашли карточку с цифрой 3, прочли название остановки - «Дорожные знаки» и находят конверт с заданиями.

Дети выполнили задания.

Дети нашли карточку с цифрой 4, прочли название остановки - «Музыкальная пауза».

Дети нашли карточку с цифрой 5, прочли название остановки - «Юный инспектор» и находят конверт с заданиями.

Дети выполнили задания.

Дети нашли карточку с цифрой 6, прочли название остановки - «Сказочный транспорт» и находят конверт с заданиями.

Дети выполнили задания.

Дети нашли карточку с цифрой 7 и картинки, необходимые для заполнения альбома.

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель говорит детям, что они справились всеми заданиями и в конце пути нашли все необходимое для дальнейшей работы. Предлагает пойти на прогулку, а позже заполнить альбом.

Дети соглашаются.

фронтальная

Приложение 1:

Игра «Четвертый лишний».

Задачи: закреплять знание родо – видовых понятий и обобщающих слов, развивать внимание, память, мышление, умение классифицировать.

Описание: дети должны найти, что лишнее, и объяснить свой выбор.

Материал: Картинки с изображением четырех транспортных средств, одно из которых лишнее (например, катер, яхта, вертолет, корабль (водный и воздушный транспорт); автовышка, легковой автомобиль, мусоровоз, бензовоз (спецтранспорт и пассажирский) и т.п.)

Приложение 2:

Игра «Раздели на группы».

Задачи: закрепить представления о видах транспорта, их особенностях; развивать внимание, память, мышление.

Описание: дети должны разделить картинки на 3 группы: грузовой, пассажирский (общественный и личный) и специальный.

Вопросы перед игрой:

-Какой вид транспорта может быть участником дорожного движения? (Наземный).

- Для чего нужен грузовой транспорт? (Перевозить различные грузы)

- Какова роль пассажирского транспорта? (Он перевозит людей)

- Для чего нужен спецтранспорт? Какие он имеет особенности? (Помочь людям в трудной или опасной экстренной ситуации; у некоторых машин есть специальные звуковые сигналы – «сирены» и мигающие фонари на крыше – синий или красный, такие машины могут проезжать на красный свет, им все должны уступать дорогу).

Материал: картинки с изображением наземного транспорта, 3 картинки со схематичным изображением грузового, пассажирского и спецтранспорта.

Приложение 3:

Игра «Ответь правильно».

Вопросы:

  1. Кто ходит по тротуару? (Пешеходы)
  2. Кто управляет автомобилем? (Водитель)
  3. Как называют человека, который находится в транспорте вместе с водителем? (Пассажир)
  4. Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
  5. Как называют правила для водителей и пешеходов? (Правила дорожного движения)
  6. Как называется место для ожидания транспорта? (Остановка)
  7. Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
  8. Как по-другому называется пешеходный переход? («Зебра»)
  9. Какие машины могут ехать на красный свет? (Пожарная, полицейская, «Скорая помощь»)
  10. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
  11. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
  12. Сколько сигналов у дорожного светофора? (Три)

Приложение 4:

«Наш друг Светофор» (рисование)

Задачи: закрепить знания детей о сигналах пешеходного и транспортного светофоров, их сходство и различия.

Описание: дети получают задание раскрасить круги на дорожных и пешеходных светофорах в правильном порядке.

Материал: Изображение транспортного и пешеходного светофора (ребенок выбирает, какой вид он будет раскрашивать), цветные карандаши.

Приложение 5:

Игра «Угадай, что за знак»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, развивать умение угадывать предмет по характерным признакам, изображенным на мнемодорожках.

Описание: дети получают задание найти дорожные знаки, «зашифрованные» в мнемодорожках.

Материал: картинки с изображением разных дорожных знаков и мнемодорожки (по количеству детей или одна на двоих). Примеры:

Приложение 6:

Игра «Правильно - неправильно»

Задачи: закрепить знания ПДД, развивать внимание, память, мышление.

Описание: дети должны выяснить, кто из пешеходов соблюдает ПДД, а кто нарушает, и отметить зеленым или красным цветом.

Материал: картинки с изображением улицы и участников дорожного движения.

Приложение 7:

Игра «Найди пару» (Сказочный транспорт)

Задачи: закрепить знание средств передвижения сказочных персонажей, развивать внимание, память, мышление.

Описание: дети должны правильно подобрать пары картинок.

Материал: картинки с изображением сказочных персонажей и средств передвижения (например, Емеля и печь, почтальон Печкин и велосипед, Иван – царевич и Серый волк, Золушка и карета., комарики и воздушный шарик и т.п)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Знатоки правил дорожного движения»

Цель: помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности....

Сообщение из опыта работы "Играя, учим правила дорожного движения"

В  сообщении  описаны  формы  работы  с  детьми,  родителями  и  педагогами  по  проблемме  безопасного  поведения  на  дорог...

Конспект интегрированного занятия "Правила дорожного движения - правила жизни".

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.Задачи: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить применять з...

Конспект интегрированного занятия "Правила дорожного движения - правила жизни"

Данная работа направлена на формирование у детей осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Задания, приведенные в указанной работе помогут воспитанник...

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Играем в правила дорожного движения»

Ознакомление детей с дорожными знаками и правилами дорожного движения...

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности Квест – игра «Изучаем правило дорожного движения» для детей старшей группы

Конспект Непрерывной образовательной деятельности Квест – игра «Изучаем правило дорожного движения» для детей старшей группыВоспитатель: Тивикова Анна БорисовнаГруппа: старшаяОбразов...