«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по обж (средняя группа)
Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил
поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных
условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
«Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни,
уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить
опасность и определить её последствия,
уменьшает напряжённость
страха ввиду этих опасностей».
К.Д. Ушинский
Ни для кого не секрет, что сложившиеся социальная, природная и
экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких
детей. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира
может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у него
сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности
окружающих, воспитывать готовность к эффективным , обоснованным
действиям в неадекватных ситуациях.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях
многих ученых ( В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В.
Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я.
Соколов , И.К. Топоров и др.)
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и
безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера,
П.Маслоу, Б. Паскаля, З.Фрейда, и др.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного
возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой,
К.Б.Беловой, О.Л.Князевой и др.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются
реальными потребностями системы дошкольного образования и
существующими противоречиями между объективной необходимостью более
раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения
им соответствующих умений, потребностями жизни в накоплении ребенком
опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной
педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у
дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех
работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний
и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
Данное положение определило тему самообразования: «Формирование
основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил
поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных
условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Цель:
- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами
безопасного поведения на улице;
- Объяснять правила общения с животными;
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с
чужими людьми;
- Обогащать представление детей о здоровье , формировать у них элементарные
представления о человеческом организме;
- Обучать уходу за своим телом, навыками личной гигиены и оказания
элементарной помощи.
Реализация каждой определенной темы проходит через несколько этапов:
- рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр,
знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные
способы поведения и соответственно меры предосторожности;
- тематические занятия, тематические дни, встречи - беседы, организация
досугов, игры;
Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности
и здорового методов образа жизни требует осмысленного подхода в применении
различных форм и воспитательной работы, использование и усиление
воспитательной роли занятий, игр в образовательном процессе.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Формы организации образовательно - воспитательного процесса:
заучивание правил безопасного поведения;
беседы;
дидактические игры;
подвижные игры ;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций по теме;
наблюдения;
театрализованные представления;
сюжетно – ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
трудовая деятельность;
продуктивная деятельность;
досуги;
обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе:
1. Уголок безопасности:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;
макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.
План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр;
плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! «Пожарная безопасность для дошкольников» и др;
альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу» ,«Хорошо – плохо» ,«Дорожные знаки» ,«Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека- в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Технология «образовательное событие», как нельзя лучше, соответствуют современным требованиям развития человека и гражданина. Благодаря этой технологии у детей появляются новые возможности.
Основная из них – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также – заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, и что он думает.
Использование такой формы работы как образовательное событие позволяет установить взаимосвязь доверия и принятия между воспитанниками, специалистами ДОУ и родителями.
Образовательное событие - это то, что привлекло внимание,
произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.
За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов.
Основные задачи по формированию основ безопасности в детского сада:
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности.
Основной целью данного направления является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
Безопасное поведение в природе:
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
Расширять ориентировку в окружающем пространстве;
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.) ;
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот) ;
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей)
включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)
наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач выражаются в следующем:
1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности
2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей.
Я считаю, что мое направление работы всегда актуально и находится в поле
пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим
дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по
профилактике основ безопасности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
основы безопасности...
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)
Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....
Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»
Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...