Методическая разработка
методическая разработка по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасности дорожного движения»
Разработка занятия на тему «Ситуации на дороге»
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Автор: Котлярова Ольга Сергеевна,
Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад №4 "Теремок"
2024 год
Разработка занятия на тему «Ситуации на дороге»
- Пояснительная записка
В условиях стремительно увеличивающегося количества автотранспортных средств и существующих проблем с техническими условиями для безопасного движения, а также психологическими факторами, влияющими на безопасное движение, проблема формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения активно разрабатывается применительно к дошкольному возрасту.
Анализ научно-методической литературы показывает, что задачи связанные с формированием культуры безопасности у детей дошкольного возраста представлены в Федеральным государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Старший дошкольный возраст рассматривается как важный период и наиболее благоприятный этап в развитии детей, на котором целесообразно осуществлять работу по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
- Краткое обоснование выбора темы конкурсной работы
Одним из сложных аспектов формирования безопасности дорожного движения у детей является оценки ситуации на дороге, что обусловлено особенностями развития мышления детей, ограниченным жизненны опытом. Рассмотрение и анализ ситуаций, ролевое моделирование может помочь детям в освоении необходимых умений и навыков, закреплении знаний.
- целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6
лет)
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие способности к самоорганизации и более осознанным регулируемым действиям, развитие мышления, что позволяет устанавливать элементарные причинно- следственных связи, расширяет возможности целенаправленного обучения детей правилам дорожного движения и формированию компонентов культуры безопасности по правилам дорожного движения.
В то же время существуют определенные особенности психического развития, которые не позволяют в полной мере благодаря обучению предупредить возможные риски для жизни детей в ситуациях на дороге.
Прежде всего, внимание ребенка остается неустойчивым, дети привыкли, что они находятся рядом со взрослыми и взрослый осуществляет контроль над ситуацией. Поэтому ребенок, находясь в ситуации на дороге, характеризуется сниженным самоконтролем, он ожидает, что его действиями будет руководить взрослый и подсказывать ему, что нужно делать. Дети легко отвлекаются на звуковой или световой сигнал, при этом их реакции являются гораздо медленнее, чем реакции взрослого человека в этой же ситуации, что обусловлено особенностями нервной системы, поскольку скорость переработки информации является более продолжительной. В результате резких сигналов, громких звуков на дороге у детей появляется чувство растерянности, смятение, возникают спонтанные двигательные реакции, которые не подвергаются анализу и ребенком не производится выбор оптимального направления движения. В результате импульсивных действий поведение ребенка слабо прогнозируемо для поведения водителя и риски возникновения опасных дорожных ситуаций в значительной степени возрастают. Вследствие того, что организм детей продолжает свое развитие, не все психические функции являются достаточно зрелыми для адаптации в окружающем мире, не все являются полностью сформированными. Поэтому важно учитывать особенности возраста, которые влияют на безопасное поведение на дороге.
- Цель, задачи и планируемые результаты занятия.
Цель: развитие навыков адекватного реагирования в дорожной ситуации в процессе совместной деятельности через использование игр и упражнений.
Задачи:
- Расширять представления о поведении в ситуациях дорожного движения.
- Формировать понимание необходимости бережного отношения к себе и оценке ситуации на дороге.
- Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Планируемые результаты:
- осознают риски небезопасного поведения на дороге;
- знают правила безопасного поведения на дороге и применяют их;
- умеют обосновывать свое поведение знанием правил;
- проявляют интерес к овладению правилами безопасного поведения на дороге;
- форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора: групповая
При групповой форме создаются оптимальные условия для формирования необходимого опыта взаимодействия и обратной связи, понимания ситуации.
- педагогические технологии, используемые для достижения
планируемых результатов;
ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.
- ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия/занятия: интернет-ресурсы, методическая литература
- Основная часть:
- описание хода проведения мероприятия/занятия;
Вводная часть
Педагог: Ребята, я сегодня нашла в бумагах конверт, в нем картинка, только она разрезана на части, давайте ее соберем.
Педагог: что вы видите на картинке? Как вы считаете, это опасная ситуация или нет? Для кого она несет опасность? Необходимо ли уметь ориентироваться в таких ситуациях? Вы хотели бы этому научиться?
Педагог: Ребята, а что люди придумали для того, чтобы соблюдать безопасность на дороге? (правила). Если мы будем значить и применять правила, то сможем вести себя безопасно.
Как сделать так, чтобы правила были полезны и помогли другим детям научиться безопасному поведению на дороге? (сделать книжку).
Основная часть
Педагог: Ребята, а что есть на дороге, что помогает нам ориентироваться в ситуации? (дорожные знаки). Давайте поиграем в игру
«Какой это знак?»
Внимание! Слушайте вопрос!
(Дети отгадывают, какой нужен знак и показывают картинку)
Педагог: Я хочу перейти улицу: Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода? (Пешеходный переход)
Педагог: Мы поехали отдыхать за город. Какой знак мы должны взять с собой? (Осторожно, дети!)
Педагог: Если мы захотим кушать: Какой знак нам поможет найти столовую или кафе? (Пункт питания)
Педагог: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем, что это остановка? (Остановка общественного транспорта – автобуса).
Давайте также соберем с вами дорожный знак.
Игра «Собери дорожный знак». На столе лежат дорожные знаки, разрезанные на 8 частей. Вам необходимо собрать дорожные знаки, назвать и объяснить значение этого дорожного знака. Вам, всё понятно? Приступайте, к выполнению задания!
Педагог: Поиграем в игру «Мы - шоферы» Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в коленке и вытянуть) Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя) Смотрим пристально мы вдаль (приставить ладонь ко лбу) Дворники счищают капли (дворники)
Вправо, влево чистота!
Педагог: Важно уметь применять правила дорожного движения. Сейчас давайте рассмотрим картинки и объясним, на каких из них правила
дорожного движения соблюдаются, а на каких нарушаются. Самое главное, давайте обсудим, а какие последствия могут возникнуть при нарушении правил.
Педагог: Давайте мы с вами посмотрим мультфильм, чтобы еще лучше запомнить важные правила.
Педагог: А теперь – викторина!
- Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
- Где можно гулять детям? (во дворе)
- Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
- Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
- На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
- С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
- Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
- Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
- Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
- Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, специальный и т. д.
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
Заключительная часть.
Педагог: что важно знать, чтобы безопасно вести себя на дороге?
Какие правила дорожного движения вы знаете?
- методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия;
Старшие дошкольники проявляют интерес различной информации о ситуации на дороге, о правилах дорожного движения, при правильно подобранных формах работы этот интерес можно укреплять и на его основе формировать систему представлений о правилах дорожного движения. Одним из важных аспектов знакомства детей с правилами дорожного движения является формирование понимания того, какие последствия могут возникать в результате нарушения данного правила и обозначить это последствие должны дети при максимальной помощи педагога в процессе размышления и анализа над ситуацией.
При разработке занятия важно учитывать возрастные особенности детей, осуществлять смену видов деятельности, осуществлять индивидуальный подход.
- список использованной литературы;
- Полякова, Г.В. Использование интерактивных форм с дошкольниками как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге (из опыта работы) [Текст] / Г.В. Полякова, В.Н. Городова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 1-9. – С. 90-92.
- Методические рекомендации «Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах» [Текст]/ М.Б. Неганова, Е.А. Царегородцева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 97 с.
- Петрова, К.В. Формирование безопасного поведения детей 5-7 лет на улицах и дорогах. Парциальная программа [Текст] / К.В. Петрова. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2017. – 64 с.
- Фомина, Т.В., Федотова Н.Н., Князева А.В., Пелюшенко И.В. Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах [Текст] / Т.В. Фомина, Н.Н. Федотова, А.В. Князева, И.В. Пелюшенко // Образование: прошлое, настоящее и будущее Материалы II Международной научной конференции. – 2017. – С. 8-11.
- Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет :
«Азбука безопасности», конспекты занятий, игры [Текст] / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель. – 2012. – 148 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...