Методическая разработка
методическая разработка по обж (старшая группа)

Ольга Сергеевна Котлярова

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_olga_kotlyarova.docx331.78 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасности дорожного движения»

Разработка занятия на тему «Ситуации на дороге»

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Автор: Котлярова Ольга Сергеевна,

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад №4 "Теремок"

2024 год

Разработка занятия на тему «Ситуации на дороге»

  1. Пояснительная записка

В условиях стремительно увеличивающегося количества автотранспортных средств и существующих проблем с техническими условиями для безопасного движения, а также психологическими факторами, влияющими на безопасное движение, проблема формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения активно разрабатывается применительно к дошкольному возрасту.

Анализ научно-методической литературы показывает, что задачи связанные с формированием культуры безопасности у детей дошкольного возраста представлены в Федеральным государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Старший дошкольный возраст рассматривается как важный период и наиболее благоприятный этап в развитии детей, на котором целесообразно осуществлять работу по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

  1. Краткое обоснование выбора темы конкурсной работы

Одним из сложных аспектов формирования безопасности дорожного движения у детей является оценки ситуации на дороге, что обусловлено особенностями развития мышления детей, ограниченным жизненны опытом. Рассмотрение и анализ ситуаций, ролевое моделирование может помочь детям в освоении необходимых умений и навыков, закреплении знаний.

  1. целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6

лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие способности к самоорганизации и более осознанным регулируемым действиям, развитие мышления, что позволяет устанавливать элементарные причинно- следственных связи, расширяет возможности целенаправленного обучения детей правилам дорожного движения и формированию компонентов культуры безопасности по правилам дорожного движения.

В то же время существуют определенные особенности психического развития, которые не позволяют в полной мере благодаря обучению предупредить возможные риски для жизни детей в ситуациях на дороге.

Прежде всего, внимание ребенка остается неустойчивым, дети привыкли, что они находятся рядом со взрослыми и взрослый осуществляет контроль над ситуацией. Поэтому ребенок, находясь в ситуации на дороге, характеризуется сниженным самоконтролем, он ожидает, что его действиями будет руководить взрослый и подсказывать ему, что нужно делать. Дети легко отвлекаются на звуковой или световой сигнал, при этом их реакции являются гораздо медленнее, чем реакции взрослого человека в этой же ситуации, что обусловлено особенностями нервной системы, поскольку скорость переработки информации является более продолжительной. В результате резких сигналов, громких звуков на дороге у детей появляется чувство растерянности, смятение, возникают спонтанные двигательные реакции, которые не подвергаются анализу и ребенком не производится выбор оптимального направления движения. В результате импульсивных действий поведение ребенка слабо прогнозируемо для поведения водителя и риски возникновения опасных дорожных ситуаций в значительной степени возрастают. Вследствие того, что организм детей продолжает свое развитие, не все психические функции являются достаточно зрелыми для адаптации в окружающем мире, не все являются полностью сформированными. Поэтому важно учитывать особенности возраста, которые влияют на безопасное поведение на дороге.

  1. Цель, задачи и планируемые результаты занятия.

Цель: развитие навыков адекватного реагирования в дорожной ситуации в процессе совместной деятельности через использование игр и упражнений.

Задачи:

  1. Расширять представления о поведении в ситуациях дорожного движения.
  2. Формировать понимание необходимости бережного отношения к себе и оценке ситуации на дороге.
  3. Формировать навыки безопасного поведения на дороге.

Планируемые результаты:

  • осознают риски небезопасного поведения на дороге;
  • знают правила безопасного поведения на дороге и применяют их;
  • умеют обосновывать свое поведение знанием правил;
  • проявляют интерес к овладению правилами безопасного поведения на дороге;

  1. форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора: групповая

При групповой форме создаются оптимальные условия для формирования необходимого опыта взаимодействия и обратной связи, понимания ситуации.

  1. педагогические технологии, используемые для достижения

планируемых результатов;

ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.

  1. ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия/занятия: интернет-ресурсы, методическая литература

  1. Основная часть:
  1. описание хода проведения мероприятия/занятия;

Вводная часть

Педагог: Ребята, я сегодня нашла в бумагах конверт, в нем картинка, только она разрезана на части, давайте ее соберем.

(1)

Педагог: что вы видите на картинке? Как вы считаете, это опасная ситуация или нет? Для кого она несет опасность? Необходимо ли уметь ориентироваться в таких ситуациях? Вы хотели бы этому научиться?

Педагог: Ребята, а что люди придумали для того, чтобы соблюдать безопасность на дороге? (правила). Если мы будем значить и применять правила, то сможем вести себя безопасно.

Как сделать так, чтобы правила были полезны и помогли другим детям научиться безопасному поведению на дороге? (сделать книжку).

Основная часть

Педагог: Ребята, а что есть на дороге, что помогает нам ориентироваться в ситуации? (дорожные знаки). Давайте поиграем в игру

«Какой это знак?»

Внимание! Слушайте вопрос!

(Дети отгадывают, какой нужен знак и показывают картинку)

Педагог: Я хочу перейти улицу: Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода? (Пешеходный переход)

Педагог: Мы поехали отдыхать за город. Какой знак мы должны взять с собой? (Осторожно, дети!)

Педагог: Если мы захотим кушать: Какой знак нам поможет найти столовую или кафе? (Пункт питания)

Педагог: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем, что это остановка? (Остановка общественного транспорта – автобуса).

Давайте также соберем с вами дорожный знак.

Игра «Собери дорожный знак». На столе лежат дорожные знаки, разрезанные на 8 частей. Вам необходимо собрать дорожные знаки, назвать и объяснить значение этого дорожного знака. Вам, всё понятно? Приступайте, к выполнению задания!

Педагог: Поиграем в игру «Мы - шоферы» Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в коленке и вытянуть) Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя) Смотрим пристально мы вдаль (приставить ладонь ко лбу) Дворники счищают капли (дворники)

Вправо, влево чистота!

Педагог: Важно уметь применять правила дорожного движения. Сейчас давайте рассмотрим картинки и объясним, на каких из них правила

дорожного движения соблюдаются, а на каких нарушаются. Самое главное, давайте обсудим, а какие последствия могут возникнуть при нарушении правил.Раскраски По пдд для дошкольников старшая группа (39 шт.) - скачать или распечатать бесплатно #21102Раскраски ПДД - распечатать в формате А4

Раскраски ПДД - распечатать в формате А4

Педагог: Давайте мы с вами посмотрим мультфильм, чтобы еще лучше запомнить важные правила.

Педагог: А теперь – викторина!

  1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
  2. Где можно гулять детям? (во дворе)
  3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
  4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
  5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
  6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
  7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
  8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
  9. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
  10. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
  11. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
  12. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, специальный и т. д.
  13. Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
  14. По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
  15. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
  16. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

Заключительная часть.

Педагог: что важно знать, чтобы безопасно вести себя на дороге?

Какие правила дорожного движения вы знаете?

  1. методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия;

Старшие дошкольники проявляют интерес различной информации о ситуации на дороге, о правилах дорожного движения, при правильно подобранных формах работы этот интерес можно укреплять и на его основе формировать систему представлений о правилах дорожного движения. Одним из важных аспектов знакомства детей с правилами дорожного движения является формирование понимания того, какие последствия могут возникать в результате нарушения данного правила и обозначить это последствие должны дети при максимальной помощи педагога в процессе размышления и анализа над ситуацией.

При разработке занятия важно учитывать возрастные особенности детей, осуществлять смену видов деятельности, осуществлять индивидуальный подход.

  1. список использованной литературы;
  1. Полякова, Г.В. Использование интерактивных форм с дошкольниками как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге (из опыта работы) [Текст] / Г.В. Полякова, В.Н. Городова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 1-9. – С. 90-92.
  2. Методические рекомендации «Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах» [Текст]/ М.Б. Неганова, Е.А. Царегородцева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 97 с.
  3. Петрова, К.В. Формирование безопасного поведения детей 5-7 лет на улицах и дорогах. Парциальная программа [Текст] / К.В. Петрова. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2017. – 64 с.
  4. Фомина, Т.В., Федотова Н.Н., Князева А.В., Пелюшенко И.В. Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах [Текст] / Т.В. Фомина, Н.Н. Федотова, А.В. Князева, И.В. Пелюшенко // Образование: прошлое, настоящее и будущее Материалы II Международной научной конференции. – 2017. – С. 8-11.
  5. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет :

«Азбука безопасности», конспекты занятий, игры [Текст] / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель. – 2012. – 148 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...