Проблемное обучение в области формирования безопасного поведения для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Никитина Мария Валентиновна

Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

В результате анализа теоретической и методической литературы по вопросам исследования было выявлено, что теория проблемного обучения на сегодняшний день глубоко разработана и принята педагогами образовательных учреждений. Существует большое количество методов и приемов, реализующих принцип проблемности, а именно, проведение образовательных ситуаций с элементами проблемного обучения может быть одним из приемов работы с детьми. Использование элементов проблемного обучения при изучении правил безопасного поведения на улице очень эффективно. Этот факт подтверждают многие психологические и педагогические исследования. В отличие от традиционного, проблемное обучение более трудоемкое в разработке и осуществлении. Тем не менее, за всю историю своего существования разработка элементов проблемного обучения накопили огромный багаж, позволяющий сделать обучение правилам безопасного поведения на улице не отвлеченным, а интересным для каждого ребенка и практически эффективным для него. Такая форма обучения позволяет освоить не только теоретические понятия, сведения и факты, но и практически пользоваться ими в жизни.

В педагогике мыслительные операции рассматриваются от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы и предполагают следованию по следующим этапам:

         Возникновение проблемной ситуации,

         Осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

         Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

         Доказательство гипотезы,

         Проверка правильности решения.

Проблемные ситуации являются одним из эффективных приемов формирования знаний о безопасном поведении на улице у детей седьмого года жизни, но при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасном поведении на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_v_dou_pdd.docx103.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение

в области формирования безопасного поведения для детей подготовительной к школе группы

Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

В подготовительной группе детского сада в начале учебного года была проведена педагогическая диагностика Замалеевой А.И.  и Гусаровой Т.Г. (адаптированные), позволяющие определить уровень сформированности знаний детей седьмого года жизни о безопасном поведении на улице и о соблюдении правил дорожного движения. (Приложение1). Была построена диаграмма по результатам проведенной диагностики.

Диаграмма результатов первичной диагностики уровней сформированности знаний детей о безопасном поведении на улице

Методика «Проверь себя»

Диаграмма результатов первичной диагностики уровней сформированности знаний детей о правилах дорожного движения

Беседа о правилах дорожного движения

В результате работы было выявлено, что у детей данной группы преобладает средний уровень сформированности знаний о безопасном поведении на улице, т.е. дети могут найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверенны в нем; имеют представления о правилах дорожного движения, но плохо понимают взаимосвязь между ними и поведением на улице; в ходе беседы не аргументируют свои ответы; называют объекты опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности /в основном дети свое поведение соотносят с соблюдением запретов/.

Для детей подготовительной к школе группы был разработан цикл образовательных ситуаций, с включением проблемных ситуаций и проблемных вопросов, рассчитанный на три месяца.

«Содержание деятельности педагога по формированию знаний детей подготовительной к школе группы о правилах безопасности на улице и правилах соблюдения дорожного движения»

Цель

Название образовательной ситуации

I  ЭТАП

1

Расширение представлений детей о правилах дорожного движения, через решение проблемных вопросов и ситуаций.

«Что такое правила дорожного движения»

2

Дать детям понятие о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила.

«Участники дорожного движения»

II  ЭТАП

3

Актуализация представлений детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках и их назначении.

«Дорожная азбука»

4

Знакомство детей с понятием «перекресток, управляемый регулировщиком»

«Знакомство с профессией - регулировщик»

5

Закрепление знаний детей о пассажирском транспорте, о правилах поведения в общественном транспорте, на остановке.

«Мы – пассажиры»

6

Знакомство детей с опасностями, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде, самокате.

«Игры во дворе. Катание на велосипеде, самокате в черте города»

III этап

7

Пропаганда основ безопасного поведения на дороге, закрепление дорожных правил через игровую деятельность, через решение проблемных ситуаций и проблемных вопросов.

КВЕСТ.

«7 записок безопасности или сокровища Лета»

Конспекты мероприятий представлены в приложении.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

«Перспективный план работы с родителями

в подготовительной к школе группе»

Месяц

Задача

Взаимодействие с родителями

Февраль

Расширить знания родителей об особенностях опасностей на дорогах и улицах города в зимний период.

Консультация для родителей «ПДД в зимний период»

Совместное творчество детей и родителей «Ребенок и дорога»

Март

Расширить знания родителей о психофизиологических особенностях детей при нахождении ребенка на улице.

Консультация для родителей.

«Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах»

Чтение художественной литературы:

  • С.Михалков «Шагая осторожно!»,
  • И.Серяков «Дорожная грамота», «Как ребята в зоопарк ходили»,
  • В.Семернин «Запрещается -разрешается».

Совместное творчество детей и родителей – выставка работ «Правила дорожного движения»

Апрель

Расширить знания родителей об ответственности родителей при покупке велосипеда ребенку до 14 лет.

Консультация для родителей

«Если вы купили ребенку велосипед».

Рекомендации для родителей по просмотру мультфильма  «Азбука безопасности на дороге»,

Велосипед (Уроки тетушки Совы), серия 12,

- Робокар Поли: Правила дорожного движения «Безопасная езда на велосипеде»

В результате проведения цикла образовательных ситуаций с использованием проблемных ситуаций и вопросов как средства формирования знаний детей о безопасном поведении на улице, у детей систематизировались знания об устройстве улицы, о дорожном движении, о правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

После проведения повторной диагностики, была построена итоговая диаграмма.

Диаграмма результатов повторной диагностики уровней сформированности знаний детей о безопасном поведении на улице.

Методика «Проверь себя».

Диаграмма результатов повторной диагностики уровней сформированности знаний детей о правилах дорожного движения.

Беседа с детьми о правилах дорожного движения.

В результате проведения образовательных ситуаций с использованием проблемных ситуаций и вопросов как средства формирования знаний детей о безопасном поведении на улице, у детей увеличился объем и полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях, а также суждения ребят о способах безопасного поведения, их суждения стали более точными и аргументированными, а также систематизировались знания об устройстве улицы, о дорожном движении, о правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

Были сформированы убеждения о важности соблюдения правил поведения на улице.

Повысился интерес к самостоятельной познавательной деятельности, развились психофизиологические особенности восприятия дорожной обстановки, а также любознательность, наблюдательность, познавательная активность и кругозор.

В сравнительном анализе методики «Проверь себя» мы видим, что объем знаний о безопасном поведении на улице у детей увеличился, дети стали более точно отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

Сравнительный анализ беседы с детьми «Правила дорожного движения», продемонстрировал следующее, большая часть детей на контрольном этапе показала высокий уровень знаний о правилах дорожного движения.

В результате анализа теоретической и методической литературы по вопросам исследования было выявлено, что теория проблемного обучения на сегодняшний день глубоко разработана и принята педагогами образовательных учреждений. Существует большое количество методов и приемов, реализующих принцип проблемности, а именно, проведение образовательных ситуаций с элементами проблемного обучения может быть одним из приемов работы с детьми. Использование элементов проблемного обучения при изучении правил безопасного поведения на улице очень эффективно. Этот факт подтверждают многие психологические и педагогические исследования. В отличие от традиционного, проблемное обучение более трудоемкое в разработке и осуществлении. Тем не менее, за всю историю своего существования разработка элементов проблемного обучения накопили огромный багаж, позволяющий сделать обучение правилам безопасного поведения на улице не отвлеченным, а интересным для каждого ребенка и практически эффективным для него. Такая форма обучения позволяет освоить не только теоретические понятия, сведения и факты, но и практически пользоваться ими в жизни.

В педагогике мыслительные операции рассматриваются от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы и предполагают следованию по следующим этапам:

        Возникновение проблемной ситуации,

        Осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

        Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

        Доказательство гипотезы,

        Проверка правильности решения.

На этапе констатирующего эксперимента, анализ ответов детей подготовительной к школе группы показал, что в основном они интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о правилах безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом).

Данные контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что в условиях проблемных ситуаций у детей подготовительной к школе группы повысился уровень знаний о безопасном поведении на улице. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасного поведения на улице объясняется собственной активностью ребенка. Дети, принимая игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно запомнить данный материал.

Поиск ребенком способов решения игровой задачи позволял ребенку освоить знания о безопасном поведении на улице, это подтверждают данные контрольного этапа эксперимента. Выделился главный момент - ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо правильно выполнить игровую задачу для получения результата.

Таким образом, реализация цикла образовательных ситуаций показала, что проблемные ситуации являются одним из эффективных приемов формирования знаний о безопасном поведении на улице у детей седьмого года жизни, но при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасном поведении на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (образовательная область: познание (ФЭМП) – коммуникация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал». (Второе занятие).

Мной представлен конспект НОД (оразовательноая область - познание (ФЭМП)  - коммуникация) на тему "Обучение решению задач с опорой на наглядный материал". Это второе занятие по знакомству детей 6...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование) для детей подготовительной к школе группы + Мастер-класс по созданию «Пасхального б

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование)для детей подготовит...

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы.

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...

Викторина по основам безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной к школе группы «Знаем правила безопасности»

Описание материала: Данный материал предназначен для детей старших и подготовительных групп детского сада. Викторина поможет уточнить и закрепить знания и умения детей по этой теме. Данный матери...

Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»

В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА  и плана работы с детьми и родителями...