Мастер класс по профилактике ДДТТ "Дорожный сундучок"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Трептау Юлия Александровна

Мастер - класс для воспитателей

«Дорожный сундучок»

 Самым главным и актуальным вопросом в нашей работе является охрана жизни и здоровья ребенка. В каждой группе детского сада должен быть центр по правилам дорожного движения. В нашем саду он постоянно пополняются дидактическими играми и наглядным материалом.

Я предлагаю дидактическое пособие, сделанное своими руками «Дорожный сундучок» по ПДД для игры с детьми. С этим сундучком можно придумывать множество заданий и игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dorozh.sunduchok_treptau_yu.a.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Колосок»

Мастер – класс

 «Дорожный сундучок»

Воспитатель

Трептау Юлия Александровна

п. 4 отделение ГСС

Тулунский район

2023 г.

Мастер - класс для воспитателей

«Дорожный сундучок»

Цель мастер - класса: Повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге с использованием дидактического пособия «Дорожный сундучок».

Задачи мастер - класса:

1. Обосновать актуальность использования дидактических игр по ПДД в работе с детьми 4-7 лет.

2. Организовать работу с воспитателями по ознакомлению с «Дорожным сундучком».

3.Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Оборудование: «Дорожный сундучок», мультимедийный проектор, компьютер, смайлики желтого, зеленного и красного цвета. 

Методы и средства: игровой, наглядный, словесный, практический, беседа, презентация, игровые методы.

Самым главным и актуальным вопросом в нашей работе является охрана жизни и здоровья ребенка. В каждой группе детского сада должен быть центр по правилам дорожного движения. В нашем саду он постоянно пополняются дидактическими играми и наглядным материалом.

Я предлагаю дидактическое пособие, сделанное своими руками «Дорожный сундучок» по ПДД для игры с детьми. С этим сундучком можно придумывать множество заданий и игр.

         Данное дидактическое пособие включает в себя 2 куба большой и маленький.  Каждый куб состоит из 6 граней, каждая из которых представляет собой отдельные игровые упражнения по знакомству и закреплению у детей знаний о правилах дорожного движения.

Для изготовления данного пособия нам понадобится пластик или картонная коробка квадратной формы. Из 6 пластиковых квадратов по 23 см сделала большой куб с крышкой. Из 6 квадратов по 17 см сделала маленький куб с крышкой. Для эстетического вида грани куба обклеила самоклеющей цветной пленкой. Углы кубика оформила с помощью цветного скотча.

И так у нас получилась 2 куба большой и маленький.

Большой куб состоит из 6 граней:

1 и 2 грань плакат «Правила дорожного движения».

Цель: закреплять правила дорожного движения.        

На красочных картинках в сопровождении правил в стихотворной форме рассказывается о самых важных правилах дорожного движения.

Беседа. Мы сегодня поговорим с вами о том, что надо делать,

чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете как? Верно, надо

соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним.

Правило №1. Где можно переходить дорогу?

Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам.

Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот

посмотрите (показываю знак). Ребята, а знаете какой самый безопасный

переход? Это - подземный. Он обозначается вот так (показывает знак).

Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться

переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно.

«Красный» означает: «стойте!», а «зелёный» означает: «Иди».

Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет.

Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы

сначала посмотрим? Сначала – налево, а дойдя до середины дороги –направо посмотри! И иди по зебре смело.

Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов.

Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо

остановиться.  А почему нельзя выбегать на дорогу? Ребята, а на дороге

играть можно? Почему? Верно.

Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить, что: Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились? Молодцы ребята! Все правила помните!

3 грань Игра «Можно и нельзя»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улицах города, подкрепляя свои ответы положением карточки соответствующего цвета (зелёный – можно, красный – нельзя).

На пример: один ребёнок показывает картинку, а остальные дети выбирают и показывают карточку (кружок) нужного цвета. 

4 грань «Лабиринты и раскраски»

Цель дидактической игры «Лабиринт» - обучение ребенка ставить перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.

Ребенок самостоятельно выбирает понравившуюся лабиринт или раскраску. Всю нужную информация для правильного раскрашивания ребенок может подчерпнуть из куба.

5 грань «Посчитай и запиши»

Цель: развитие счетных навыков, зрительного восприятия, мышления.

Дети записывают ответ водным маркером на 5 грани.

6 грань крышка «Я знаю правила дорожного движения».                 Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве. 

Материал: 2 Игровых поля, сюжетные картинки / фишки -12 штук.

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей 2-4 человека.

Перед ребенком лежит 2 поля. 1 поле правильные поступки, не нарушают ПДД. 2 поле неправильные поступки, нарушение ПДД.

Ребенок должен правильно распределить фишки на 2 игровых поля. 

Затем проверяем и проводим обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.

Итак, рассмотрели все внешние грани большого куба. Открываем крышку

(6 грань) и раскладываем большой куб.

Внутри куба 6 граней:

1 грань «Дорожные знаки»

Цель: продолжение обучения детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

В игре может участвовать 4-6 детей. В сопровождении воспитателя и самостоятельно.

  • По картинкам дети называют дорожные знаки;
  • Педагог загадывает загадки о дорожных знаках, дети отгадывают и показывают их.

2 грань Загадки «Транспорт»

Цель: закрепление представлений детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.

3 грань «Дорожные стихи»

Стихи про «Транспорт»

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи: Закреплять знания о профессии людей, которые управляют разными видами транспорта.

Развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос; развивать познавательный интерес;

Воспитывать умение слушать друг друга.

4 грань Игра «Что лишнее?»

Цель: закрепление полученных ранее знаний о правилах дорожного движения.

Задачи: систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах. Воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД.

Уметь правильно называть дорожные знаки и виды транспорта и находить «лишнее».

Закреплять знания детей о дорожных знаках, о видах транспорта, о назначении светофора. Развивать наблюдательность, зрительную память. 

5 грань 1) «Макет дороги»

Цель: Формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить названия некоторых видов транспорта, закрепить понятие «тротуар», «проезжая часть», их назначения, уточнить представление светофора, пешеходного перехода и их назначении; развивать мелкую моторику рук.

Игра может осуществляться под руководством воспитателя и самостоятельно. Дети ставят светофор, знаки, дома, деревья и играют маленькими машинками, фигурками пешеходов. Пешеходов можно по-разному установить на проезжей части для обыгрывания различных ситуации на дороге. Автомобили так же можно перемещать по проезжей части. Есть альтернатива в выборе дорожных знаков.

2) Макет «Парковка машин»

Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.

В игре можно использовать картонные фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки и разнообразный материал для обогащения игры в соответствии с игровой ситуацией.

3) Под макетом игра вертушка «Участники дорожного движения»

Цель: развитие и укрепление у детей знаний о участниках дорожного движения. Развивать наблюдательность, зрительную память, моторику рук. 

Ребенок, вращая круги перечисляет участников дорожного движения.

6 грань крышка. Игра "Подбери знак к ситуации на дороге".

Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение. Развить наглядно-образное мышление.

Задание. Перед детьми набор карточек с дорожными ситуациями, дать возможность их проговорить. Затем предложить второй набор карточек с дорожными знаками. Дети должны подобрать к ситуациям знаки дорожного движения.

Маленький куб состоит из 6 граней:

1 грань «Запрещающие знаки»

Эти знаки — самые строгие из всех дорожных знаков. Ведь они вводят разные запреты и ограничения. Запрещающие знаки имеют круглую форму и красную окантовку. Красный цвет выбран не случайно. Он хорошо виден издалека и в темноте. Запрещающий знак говорит водителям и пешеходам: «Внимание! Этого делать нельзя!». Запрещающие знаки предназначены в основном для водителей. Но есть и такие, которые обязан знать каждый пешеход. Эти знаки требуют от пешеходов соблюдения Правил дорожного движения.

2 грань «Предупреждающие знаки»

Форма: красный треугольник с белым фоном. Хорошо заметен издалека. Основная их функция — уведомление об опасных участках дороги, характере потенциальной угрозы и затруднений в движении, предостережение от ДТП.

3 грань «Предписывающие знаки»

Круглой формы, но с белыми рисунками на синем поле. Функция: указание направления движения на определенных участках дороги, ограничение минимальной скорости, оповещение о последующих запрещающих знаках.

4 грань «Информационные знаки» (Знаки сервиса) информируют о расположении соответствующих объектов. В форме квадрата или прямоугольника с синей окантовкой и белым/черным рисунком на синем/белом фоне.

1-4 грани «Дорожные знаки» 

Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения. Научить различать группы знаков.  Развивать внимание, логическое мышление, умение составлять рассказы.

1-4 грани Дидактическая игра «Прятки»

Цель: закрепление знаний дорожных знаков, развивать память, внимание.

В игре может участвовать 4-6 детей.

Перед детьми выкладываются карточки с дорожными знаками. Воспитатель просит внимательно посмотреть на них и запомнить.

В это время взрослый убирает одну карточку (для усложнения можно две). Дети должны отгадать какого из знаков не стало. Или можно просто поменять карточки местами.

5 грань 1) Круги Луллия «На улицах города»
Цель: продолжения обучения детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе.
Детям необходимо по очереди раскручивать стрелку и круги, объясняя возникшие дорожные ситуации.
Организация детей нa игры. Дети раскручивают круги. Посмотри, какой знак под стрелкой и найди его нa картинке и подбери соответствующую дорожную ситуацию. Каждый ребенок должен выбрать при помощи стрелки знак. Затем вращая круги выбрать дорожную ситуацию. Рассказать, что увидел на дороге, кто действует в данной ситуации правильно, а кто нарушает правила дорожного движения.

2. Круг Луллия «Какой знак?»
Цель: закрепление  у детей знаний о правилах дорожного движения; учить находить нужный дорожный знак.
Задачи: помочь детям запомнить дорожные знаки. Продолжать
 знакомить со знаками (группами знаков) дорожного движения и их назначением.
Развивать логику, мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

6 грань крышка «Спецтранспорт»

Цель: закрепление с детьми с видами специализированных машин (пожарная, скорая помощь, полиция), их назначением в чрезвычайных ситуациях.

1. - Какого цвета пожарная машина? (Ответ ребёнка: красная.)

- А как называют людей, которые работают на пожарной машине? (Ответ ребёнка: пожарные.)

- А зачем нам нужна пожарная машина? (Ответ ребёнка: тушить пожар.)

2.- А какого цвета машина скорой помощи? (белая с красным крестом.)

- А кто работает на машине скорой помощи? (Ответ ребёнка: врач.)

- А зачем нам нужна машина скорой помощи? (Ответ ребёнка: лечить людей которым срочно нужна медицинская помощь.)

3.- Скажи, какого цвета полицейская машина? (Ответ ребёнка: синего с белым.)

- А кто работает на полицейской машине? (Ответ ребёнка: полицейские.)

- А зачем нужна полицейская машина? (Ответ ребёнка: ловить преступников,

предотвращать дорожные происшествия.)

- Молодцы. Что имеют машины специального назначения? (Специальные сирены и световые маячки.)

- Для чего они нужны? (Они включают, когда выезжают на срочный вызов.)

- Какой номер телефона набирают при пожаре? (101 – пожарная команда.)

- Если что-то случилось? (102 – полиция.)

- Больному? (103 – скорая помощь.)

- Едина служба спасения. (112)

Маленький куб внутренние 6 граней:

1 грань «Загадки»

Цель: развитие умственных способностей, воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.  

Я буду загадывать загадки, а вам нужно отгадать, о чем идет речь.

2 грань картотека «Проблемных ситуаций по ПДД»

дошкольный возраст.

Цель: дополнение и уточнение знаний детей о сигналах светофора, пешеходном переходе и опасных ситуаций; формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять

руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры

посчитаем фишки и выявим победителя.

3 грань Дидактическая игра «Направо-налево»

Игра для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок научится различать понятия "справа - слева", "направо - налево", ориентироваться в пространстве, а также разовьет зрительное восприятие, внимание и память.

Можно предложить детям выполнить разные задания:
- найти все машинки (мотоциклы, велосипеды и т.д.), которые едут направо (налево);

 - выбери картинки с велопедистами, на которых солнышко светит справа (слева) и т.д.

4 грань Смайлики 1. «Светофор»

Цель: развитие представления о том, что такое светофор, зачем он нужен на дороге, что означают световые сигналы.

Задание. Расположить кружки в правильном порядке.  

В процессе игры дети закрепляют знания об основных цветах, обогащают индивидуальный словарь, развивают моторику пальцев рук. Занятие воспитывает любознательность и навыки культурного поведения на дороге в качестве пешехода, развивает познавательную активность, концентрацию внимания, речевые способности.

2. Малоподвижная игра «Светофор»

Цель: закрепление представлений детей о назначении светофора, о его сигналах.

Дети встают в круг. Красный – стой! (дети стоят, руки на поясе)

Желтый-жди! (хлопаем в ладоши)

Зеленый – иди! (шагаем на месте).

  1. грань внутри куба размещается:

1) Атрибутика для «Макета дороги» игр по ПДД.

Дорожные знаки, машины, дома, фигурки пешеходов, деревья. В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Играть дети могут самостоятельно, а также с сопровождением воспитателя.

Цель игры: Закреплять правила дорожного движения, значение сигналов светофора.

2) Кубик «Блума»

Цель: продолжение формирования у детей осознанного поведения детей в дорожно - транспортных ситуациях, обучать закреплять и расширять знания детей элементарной дорожной грамотности, воспитывать культуру поведения на улице. 

Кубик «Блума» состоит из 6 граней:

1 «Назови дорожные знаки, которые ты знаешь?»

2 «Почему знак называется запрещающим?»

3 «Объясни. Как называется этот знак»

4 «Предложи. Свой знак, который может что-то разрешать водителям транспорта.»

5 «Придумай. Свой запрещающий знак для пешеходов»

6 «Поделись. Какие запрещающие знаки видел (а)?»

Игра с «дорожным сундучком» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Используя это пособие в работе с детьми воспитателю, предоставляется большая возможность разнообразить формы работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Только освоив информацию ПДД, ребенок сможет стать самостоятельным и научится осознавать уровень опасности, подстерегающей его на проезжей части. Только так можно будет сократить риск возникновения ДТП с его участием к минимуму.

Рефлексия мастер – класса.

Благодарю всех за участие. Уважаемые коллеги!

- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?

У Вас на столах лежат смайлики: красный, желтый, зеленый.

Если на протяжении всего мастер – класса было - не интересно, не понятно –поднимите красный смайлик.

Желтый смайлик - нужно время чтоб, принять, подумать данную информацию.

Зеленый смайлик - все понятно и интересно, буду использовать информацию в дальнейшей своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по профилактике плоскостопия

Мастер  - класс можно проводить с воспитателями  и родителями, даны доступные упражнения для профилактике плоскостопия у детей....

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов

        Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социально...

Неделя по профилактике ДДТТ «Дорожная Азбука»

Неделя по профилактике ДДТТ «Дорожная Азбука»  группа раннего возраста №4...

Положение о проведении недели по профилактике ДДТТ «Дорожная Азбука» в МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"

Положение о проведении недели по профилактике ДДТТ «Дорожная Азбука» в МБДОУ д/с № 29 "Светлячок", для систематизации приобретенных знаний и навыков у детей, родителей и педагогов МБДОУ по соблюдениям...

Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»    Принят на педагогическом...

Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Мастер-классапо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Сценарий: мастер-класс " Семейные традиции-сказки из сундучка"

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Семейные традиции создают положительные воспоминания, которы...