Подвижные игры как средство формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности.
учебно-методическое пособие по обж

Шульгина Лариса Александровна

       Подвижные игры являются важнейшим средством физического воспитания дошкольников. П.Ф. Лесгафт считал, что «игра относится к упражнениям, которые подготавливают ребенка к жизни».  Именно при проведении подвижных игр необходимо учить ребенка соблюдать правила безопасности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска

                                                   «Детский сад № 88 комбинированного вида»

«Подвижные игры как средство формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности».

                                                                           Воспитатель: Шульгина Л. А.  

                                              Омск 2023 г.

Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, у ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе. В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками подчинять свои интересы интересам окружающих. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакции и нестандартным действиям. Подвижные игры приучают  мгновенно реагировать на действия партнеров, развивают внутреннюю речь и логику.

       Подвижные игры являются важнейшим средством физического воспитания дошкольников. П.Ф. Лесгафт считал, что «игра относится к упражнениям, которые подготавливают ребенка к жизни».  Именно при проведении подвижных игр необходимо учить ребенка соблюдать правила безопасности. В дошкольном возрасте происходит становление опыта безопасного поведения, развитие самосознания, формирование самооценки, умение осознавать последствия своих поступков, предвидеть результаты своей деятельности, осуществлять контроль поведения, появление потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, способности планировать свои действия.

Приведем примеры  подвижных игр для решения задач формирования культуры безопасности дошкольников.

Игры для младших дошкольников. Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер. Подражание – центральный механизм развития на четвертом году жизни. Младшие дошкольники копируют поступки взрослых, не осознавая их сОбъяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой игры. Дети постарше, из второй младшей группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил. Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.  Для детей более старшего возраста необходимо внесение усложнений и изменений в уже знакомые игры. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества, выдумки. мысла, в оценке своего поведения ориентируясь на реакцию взрослых.

Содержание подвижных игр для маленьких детей 3-4, 4-5 лет  в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания. Важно обращать внимание детей соблюдение правил безопасности во время игры. Взрослый является образцом, инициатором обсуждения и выявления этих правил, участником игры и наблюдателем за соблюдением правил игры и безопасного поведения при игре.

В зависимости от времени года взрослый знакомит детей с сезонными изменениями в природе, знакомит с моделями безопасного поведения на игровой площадке и использования спортивного инвентаря посредством объяснения, а также в процессе наблюдения за играми старших дошкольников. Для детей 3-4 лет важен показ образца правильных с позиций безопасности приемов выполнения действий. Наблюдая за деятельностью воспитанников, педагог дает им оценку, корректирует их. При ознакомлении с правилами безопасности акцент делается не на ознакомлении с последствиями нарушений, а на необходимость их неукоснительного соблюдения.

Для детей 4-5 лет проведение подвижных игр предваряется проговариванием правил безопасного осуществления данного вида двигательной деятельности, происходит знакомство с правилами безопасного поведения на игровой площадке. Организуется отработка выполнения различных правил, на элементарном уровне формируется умение сопоставлять свои действия с правилами.

Педагог организует наблюдение за играми старших дошкольников, обращает внимание воспитанников на ребят, демонстрирующих модели безопасного поведения, озвучивает правила безопасности, которые они соблюдают. Также используются игровые ситуации с участием различных персонажей, в ходе которых дети учатся выбирать место для подвижных игр, организовывать игры, осуществлять самонаблюдение, подходят к пониманию того, что безопасность человека во многом зависит от соблюдения им правил.

Игры для старших дошкольников. У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. .[pedsovet.su] Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта происходит в различных видах самостоятельной детской деятельности. Педагог стимулирует воспитанников включать освоенные знания и умения в игровые ситуации, помогает организовывать игры. Также педагог активизирует и дополняет представления детей о правилах безопасности, которые нужно соблюдать во время дождя, в метель, во время гололеда, во время подвижных игр в помещении и на игровой площадке, организует их обсуждение, учит прогнозировать последствия несоблюдения. В ходе имитационных упражнений отрабатываются необходимые навыки. С ростом самостоятельности дошкольников при организации подвижных игр акцент делается на формирование умения правильно выбрать место  и инвентарь для игры, учитывать погодные условия, оценивать ход игры не только с точки зрения соответствия ее правилам, но и требованиям безопасности. Большое внимание уделяется неукоснительному соблюдению норм безопасного поведения. В этом возрасте дети могут выступать как наставники детей младшей группы при организации подвижных игр.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Тип игры: Подвижные игры

Возрастная рубрика : От 3 до 7 лет

Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу, находить свое место.

Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне становится взрослый. Он изображает автомобиль. После его слов «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу «Автомобиль едет, летите, воробушки в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как онп клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя взрослый, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место. 

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Цель: закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание; закрепить знание сигналов светофора; вызывать желание изучать правила дорожного движения.

 Оборудование: флажки (красный, желтый, зеленый) по количеству детей.

Описание: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь, цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

          

Подвижная игра «Ловкий пешеход»

 Цель: закрепить умение бросать мяч от груди двумя руками в мишень; закрепить знание детьми сигналов светофора; воспитывать коллективный дух.

 Оборудование: светофор, мячик, в пяти шагах от светофора - линия броска.

Описание: пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти- значит на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - не пересек улицу - выбываешь из игры. Попал в желтый получаешь право бросить мяч еще раз.

Подвижная игра «Воробушки кот»

Цель: развивать внимание; закреплять умение выполнять команды по звуковому сигналу; закрепить знание сигналов светофора; воспитывать интерес к занятиям физкультуры.

Оборудование: маска кота.

Описание: дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый - «воро6ушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый прыгают на месте, на красный замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» - выбывают из игры.

Подвижная игра «Самый быстрый».

Цель: развивать быстроту бега, реакции; закрепить умение реагировать на звуковые сигналы; воспитывать коллективный дух.

Оборудование: цветные мелки.

Описание:  каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три - беги!» -дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три в светофор беги!» и сам старается занять какой - либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

          

Подвижная игра «Автомобиль».

         Цель: развивать внимание, мышление, конструктивные способности детей; закрепить знание детей о различных видах транспорта, быстроту реакции, быстроту бега; воспитывать умение играть в коллективе.

         Оборудование: модели автомобиля по количеству команд.

          Описание:

         В коробке лежит разобранная модель автомобиля. По команде ведущего игроки начинают собирать модель. Выигрывает команда, первой собравшая автомобиль.

Подвижная игра «Светофор и скорость».

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление детей; закрепить знания детей о сигналах и работе светофора; воспитывать выдержку.

Описание:

         Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые собирают. Третьи опять разбирают и т.д. Команда, собравшая светофор первой, побеждает.

Подвижная игра «К своим флажкам».

Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту бега, ориентировка в пространстве; закрепить знания детей о сигналах светофора; вызывать желание изучать правила дорожного движения.

 Оборудование: флажки (красный, желтый, зеленый).

Описание:

          Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По 1 первому сигналу руководителя (хлопок в в ладоши) все, кроме игроков с флажками, 1 разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

          

Подвижная игра «Нарисуем дорогу».

Цель: закрепить умение прыгать в длину с места; закрепить знания о различных видах дорог; воспитывать коллективный дух.

Оборудование: цветные мелки.

Описание:

   Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

Подвижная игра «Бегущий светофор».

Цель: закрепить умение детей реагировать по сигналу; развивать внимание, быстроту реакции; закрепить знание детьми сигналов светофора; воспитывать умение играть в коллективе.

 Оборудование: флажки (красный, желтый, зеленый).

Описание:

          Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый -прыгают на месте, если красный все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся -выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Подвижная игра «Умелый пешеход».

Оборудование: 2 шнура по 5 метров.

Описание:

          На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

          Вариант 2: из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами. Цель: развивать зрительную память, ориентировку в пространстве на основе запоминания, внимания; закрепить умение детей честно соблюдать заданные правила; вызывать желание изучать правила дорожного движения.

          

Подвижная игра «Мяч в корзину».

Цель: закрепить метание мяча двумя руками снизу; закрепить сигналы светофора; воспитывать коллективный дух.

  Оборудование: 3 корзины (красная, желтая, зеленая); 3 мяча (красный, желтый, зеленый).

Описание:

     В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного называть зеленый и Т.Д.

Подвижная игра «УГАДАЙ-КА»

 Цель: развивать быстроту реакции, внимание, ориентировка в пространстве; закрепить знание знаков дорожного движения и умение правильно называть их; воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

 Оборудованием:  карточки с дорожными знаками.

Описание:

       Играющие встают в ряд. Перед каждым несколько табличек с дорожными знаками (перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак, а потом правильно назовет его значение.

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, Внимания; закрепить знание детей о сигналах светофора; вызывать желание изучать правила дорожного движения.

Оборудование: 2-3 флажка, шары (надувные). Место проведения: спортивная площадка.

Описание:

      Играют 2-3 команды по 5 человек. Встают в ряд на линии старта. Перед стартом на определенном расстоянии - флажки. В руках у СТОЯЩИХ впереди по воздушному шарику -красный, желтый, зеленый. Начали! Ребята, подбивая шарик рукой, обходят свой флажок, возвращаются до линии старта, передавая шарик следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все команды. Не вернутся на старта За лопнувший шарик команда получает штрафное очко (а ей выдается шарик другого цвета).

Подвижная игра «СТОП»

Цель: совершенствовать быстрый темп ходьбы; развивать быстроту реакции, ловкость, умение реагировать на звуковые сигналы; воспитывать умение играть в коллективе.

Оборудование: цветные мелки.

Описание:

      На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2 3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Toгo, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и Т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим. Игра возобновляется с новым водящим.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление по основам безопасности жизнедеятельности «Сказка о волке и козлятах»

Уточнить и закрепить знания детей об элементарных правилах поведения во время пожара....

Театрализованное представление по основам безопасности жизнедеятельности «Сказка о волке и козлятах» с детьми старшей группы

1.    Формировать у детей элементарные знания об опасных шалостях с огнём и о последствиях пожаров.2.    Уточнить знания детей о причинах пожаров.3.     За...

Средства ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой....

Семинар-практикум октября 2021 г. Тема: «Система работы по формированию у дошкольников представлений о основах безопасности жизнедеятельности»

laquo;Везде, где есть жизнь, есть и опасность.»Эмерсон   (американский поэт, писатель, философ, общественный деятель) Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по...

Подвижная игра как средство формирования привычки безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуре

Представлен материал, рассказывающий о том, как с помощью подвижных игр можно сформировать привычку безопасного поведения у дошкольников....

Формирование у детей Основы безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из основных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопа...