Досуговая деятельность «Азбука дорожных знаков» с детьми среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал по обж (младшая группа)

Наталья Валерьевна Нагибина

 

Методические материалы

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

среди детей дошкольного и школьного возраста

«Мы в ответе за то, что делают наши дети»

 

 

 

«Работа с родителями»

 

 

Досуговая деятельность

«Азбука дорожных знаков»

с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические материалы

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

среди детей дошкольного и школьного возраста

«Мы в ответе за то, что делают наши дети»

«Работа с родителями»

Досуговая деятельность

«Азбука дорожных знаков»

с детьми среднего дошкольного возраста

                                                              Автор:

             Нагибина Наталья Валерьевна,

                                                                                                       воспитатель

 Санкт-Петербург

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения, о безопасности дорожного движения. Создание радостного эмоционального настроя.

Задачи:

  1. Обучающие:

1.1. Способствовать закреплению у детей знаний о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, о светофоре.

1.2. Способствовать расширению у детей знаний о правилах поведения в общественном транспорте, на улицах города.

      2.   Развивающие:

2.1. Развитие двигательных навыков и физических качеств, внимания, координации

движений, ловкости, быстроты.

            2.2. Развивать умение коллективно решать задачи.

2.3. Развитие сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности   воспитателей, родителей и детей.

  1. Воспитывающие:
  1. Способствовать формированию нравственных ценностей.
  2. Воспитывать чувства взаимопомощи.
  3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений по правилам дорожного движения, загадок, рассматривание знаков дорожного движения, сюжетных картин по правилам дорожного движения, беседа по ним, работа на интерактивной доске, собирание пазлов, разрезных картинок.

Форма организации:

Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

Материал и оборудование:

Интерактивная доска, (демонстрируются изображения знаков дорожного движения, слайд «Авария на дороге», «Будь внимателен на дороге», пазл «Светофор» - 2 шт.) ноутбук, магнитофон, запись марша, задорная музыка для Буратино). Звезды красного цвета. Карточки красного, желтого, зеленого цвета, карточки с вопросами для игры «Разрешается – запрещается». Два знака «Пешеходный переход» из картона 40/40 см, разрезанных на 6 частей, знак «Подземный переход» 40/40 см, разрезанный на 9 частей, знак «Наземный пешеходный переход» 40/40 см, разрезанный на 9 частей. 2 детских самоката, 8 кеглей, 2 ориентира, 2 тонких каната, 8 стоек, 2 мешочка для шаров, 2 красных шара, 2 желтых шара, 2 зеленых шара. Карточки с вопросами для игры «Вопрос – ответ». Карточки с загадками. Медали и книжки по правилам дорожного движения по количеству детей, памятки по правилам ПДД для родителей, по количеству.

Ход занятия:

Под марш дети и родители входят в зал и встают полукругом.

Ведущий:

- Здравствуйте Уважаемые родители. Здравствуй ребята. Здравствуйте гости.

Звучит задорная музыка, под музыку в зал въезжает на самокате Буратино. Сбивает все на своем пути, вертит головой по сторонам, врезается в стойку и падает с самоката.

Буратино:

- Ой, ой, ой, как больно.

Ведущий:

- Здравствуй Буратино, ты не сильно ушибся?

Буратино поднимаясь и поднимая самокат:

- Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые.

Дети и взрослые здороваются.

Буратино:

- Да как сказать, больновато (потирает ушибленное место).

Ведущий:

- А почем же ты не смотрел куда ехал, зазевался, вот и врезался, а потом еще и упал?

Буратино:

- Да я даже как-то и не подумал, что со мной может что-то произойти.

Ведущий:

- А если бы ты оказался на дороге, а по дороге ехали машины на большой скорости, то могла бы случиться большая беда. (демонстрация слайда «Авария на дороге»)

Буратино пугается:

- Ой, ой, ой, что было бы, даже представить страшно.

Ведущий:

- Ты разве не знаешь, как нужно вести себя на дороге, и как правильно нужно ездить на самокате?

Буратино:

- Нет, не знаю, мне этого не рассказывали.

Ведущий:

- Ну тогда ты удачно к нам заехал. Сегодня в нашем зале пройдет досуг по Правилам Дорожного Движения, оставайся с нами, мы тебе много чего расскажем и покажем.

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из Правил движенья

Знать, как таблицу, должны, умноженья.

Буратино:

- Я с удовольствием, а то как-то не хочется попасть в аварию, и чтобы папа Карло за меня переживал.

Ведущий:

- Ну вот и замечательно, а сейчас я предлагаю поделиться всем участникам на две команды по 8 пар родитель-ребенок, выбрать капитана и придумать своим командам названия.

Команды встают по разные стороны зала.

Представляют свое название.

Ведущий:

- Замечательно, у нас есть команда…, и команда…

- И сейчас я предлагаю нам начать.

- Начнем мы с разминки.

- Буратино, присоединяйся к нам.

Игра на внимание!

- Я показываю карточку — вы показываете действие.

Красный — молчите.

Желтый — хлопаете в ладоши.

Зеленый — топаете ногами.

Проводится разминка.

Ведущий:

- А теперь мы узнаем насколько вы все знаете правила, что можно делать, а что нельзя на дороге, и как правильно вести себя в общественном транспорте.

- Буратино, слушай внимательно.

Если игрок, которому будет задан вопрос затрудняется ответить, то право ответа переходит к игроку другой команды. Выигрывает команда, которая ответила на все вопросы и получает за это звезду.

Вопросы задаются командам (детям) по очереди.

Игра «Разрешается-запрещается».

- Играть на мостовой ... (запрещается!)

- Переход улицы при зеленом свете светофора ... (разрешается!)

- Перебегать улицу пред близко идущим транспортом ... (запрещается!)

- Переход улицы по подземному переходу ... (разрешается!)

- Переходить улицу при красном свете светофора ... (запрещается!)

- Выбегать на проезжую часть ... (запрещается!)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль ... (запрещается!)

- Ехать (зайцем) без билета, как известно…(запрещается);

- Уступать старушке место…(разрешается);

- Всех расталкивать, кричать…(запрещается);

- А тихонечко стоять…(разрешается);

- Брать мороженое в автобус…(запрещается);

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- А капризничать, ворчать…(запрещается);

- Обходить автобус сзади…(разрешается);

- Ну, а спереди, конечно…(запрещается).

Ведущий:

- Все молодцы, отлично справились с этим заданием. А вы все эти правила выполняете?

Дети – да.

- Буратино, ты запомнил правила поведения на дороге и в общественном транспорте?

Буратино:

- Запомнил, и обязательно буду их соблюдать.

Ведущий:

- Очень хорошо.

- А сейчас у нас следующее задание, дорожные знаки наши сломались и их нужно починить, и сделать это нужно быстро и ловко, та команда, которая быстрее починит знаки и правильно их назовет получит звезду.

Игра «Собери знак»

Каждой команде дается по два знака, один для детей, знак разрезан на 6 частей (пешеходный переход), один для родителей, знак разрезан на 9 частей (подземный и наземный пешеходный переход).

По сигналу родители и дети в каждой команде начинают собирать знак, выигрывает команда, в которой дети и родители быстрее собрали знаки и рассказали о их назначении.

Ведущий:

- Молодцы все участники, замечательно справились с заданием. Награждаются победители.

- А теперь мы посмотрим, умеете ли вы аккуратно ездить по дороге, быть внимательными и аккуратно объезжать препятствия.

Эстафета «Кто быстрее»

Команды встают в две колонны друг за другом парами, родитель-ребенок.

По сигналу, ребенок встает на самокат, родитель держит руль самоката и управляя им объезжает аккуратно кегли, стараясь их не сбить, доезжает до ориентира, огибает его и обратно по прямой дороге возвращается к своей колонне и передает самокат следующему участнику. Побеждает команда, в которой все участники быстрее преодолеют дистанцию.

Ведущий:

- Вот это молодцы, все старались.

- Буратино, ты заметил, как взрослые аккуратно везли детей на самокате, не совершили ни одного наезда, вот так и нужно ездить на самокате, быть очень внимательным, что бы не было беды.

Буратино:

- Да, я понял, что нужно быть очень внимательным, и не зевать по сторонам.

- А сейчас мы немного отдохнем и предоставим взрослым показать свои знания в ПДД.

Игра «Вопрос – ответ»

В течении 1 минуты родители должны ответить на большее количество вопросов. Если нет ответа, говорите: Дальше…

(за правильный ответ команда получает 1 балл, у кого больше баллов, та команда получает звезду).

Вопросы родителям 1 команды:

  1. Дорожный знак, который ставят у школ, детских садов и других детских учреждений? /дети/
  2. Кто отвечает за порядок на дорогах /ГИБДД/
  3. С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства? (с 12 лет)
  4. Устройство, служащее для определения скорости, применяемое сотрудниками Госавтоинспекции? /радар/
  5. Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем? /велосипед/
  6. Обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли? /пешеходная дорожка/
  7. Дорога на которой предоставлено право преимущественного проезда  не регулируемых перекрестков /главная дорога/
  8. Человек, идущий по тротуару? /пешеход/
  9. Как называется место пересечения дорог /перекресток/
  10. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? /поднять руку вверх/
  11. С какой максимальной скоростью можно передвигаться на средствах индивидуальной мобильности? /до 25 км/
  12. Часть дороги по которой идут пешеходы /тротуар/
  13. Как еще называется пешеходный переход? /зебра/
  14. Транспортное происшествие? /авария/
  15. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта /остановка/

Вопросы родителям 2 команды:

  1. По какой стороне проезжей части движется транспорт? /по правой/
  2. Короткая палка, которой регулировщик движения дает указание транспорту, пешеходам? /жезл/
  3. Знак, который поможет в пути, если проголодались? /пункт питания/
  4. Знак, разрешающий переходить дорогу? /пешеходный переход/
  5. Дорожные знаки, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения? /запрещающие знаки/
  6. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой /переезд/
  7. Подземное сооружение для движения транспорта /тоннель/
  8. Что показывает стрелка спидометра? /скорость/
  9. Заторы транспорта на дороге? /пробка/
  10. Какие дорожные знаки объясняют, кто первым должен проехать пересечение дорог /знаки приоритета/
  11. Какой фон имеют предписывающие знаки /темно-синий/
  12. Какой свет верхний на светофоре? /красный/
  13. Знак, который поможет в пути если закончился бензин /автозаправочная станция/
  14. Что означает зеленый сигнал светофора? /разрешает движение/
  15. Конец дороги? /тупик/.

Буратино:

- Ай да родители, ай да молодцы.

Ведущий:

- Замечательно, все родители успешно справились с вопросами.

Подводится итог.

- Теперь пришло время проверить знания наших юных участников дорожного движения.

Игра «Загадки-отгадки»

Командам (детям) загадываются загадки, за правильный ответ команда получает 1 балл, у кого больше баллов, та команда получает звезду

В данной игре используется мультимедийное оборудование (на проекторе демонстрируются знаки дорожного движения и картинки, соответствующие ответам)

Загадки детям 1 команды:

  1. Что за знак такой висит?

Стоп — машинам он велит...

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым. («Пешеходный переход»)

  1. В треугольнике — два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете —

Это просто рядом ... («Дети»)

  1. Где следует ожидать автобус, троллейбус, трамвай? (на остановке)
  2. Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа)
  3. Какой свет нам говорит:

«Подождите – путь закрыт» (красный)

  1. Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет.

Это мой…(велосипед).

Загадки детям 2 команды:

  1. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (светофор)

  1. Какой свет нам говорит:

«Проходите – путь открыт» (зеленый)

  1. Железные звери

Рычат и гудят.

Глаза, как у кошек,

Ночами – горят (машины)

  1. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
  2. Где можно ездить на велосипеде? (в парке, по тротуару)
  3. Вот дорожная загадка:

Как зовется та лошадка,

Что легла на переходы,

Где шагают пешеходы? (зебра)

Буратино:

- Вот это ребята молодцы, все знают, все загадки отгадали.

Ведущий:

- Молодцы, ребята, каждой команде вручается по звезде.

- А сейчас мы посмотрим, какая команда у нас самая сплоченная.

Эстафета «Веселый автобус»

Участники встают в две колонны чередуясь, родитель – ребенок. Капитаны команд (родители) начинают игру. У них в руках по канату, они «шоферы». По сигналу капитан бежит до ориентира, оббегает его, возвращается к команде, участник цепляется за канат «садится в автобус» и они вместе бегут до ориентира, оббегают его и прибегают к команде, где следующий участник «садится в автобус» и так до тех пор, пока все участники не «сядут в автобус». Побеждает команда, которая быстрее соберет всех участников и финиширует первой. Победившая команда получает звезду.

Ведущий:

- Ай, да молодцы, наши участники, очень веселые автобусы у них получились.

Подводится итог.

- А сейчас я хочу вам загадать загадку.

Буратино:

- А можно я ребятам загадаю загадку, я знаю такую интересную, наверняка они не знают ее.

Ведущий:

- Конечно можно Буратино, загадывай.

Буратино:

Вот трехглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто от куда ни поедет,

Подмигнет и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

Разноцветный… (светофор)

Дети отвечают.

Буратино:

- Ну что за умные дети, и это они знают.

Ведущий:

- Конечно же, это светофор

- И у меня для вас дети, есть еще одно задание. Оно не простое, надо будет собрать пазлы, но не просто так, а на нашей интерактивной доске, и собирать вы будете очень нужный на дороге - светофор.

Игра «Собери пазл»

Игра проводится на интерактивной доске, с детьми. Доска разделена на 2 половины. С каждой стороны находятся пазлы и рамка, куда их надо собрать. Пазл поделен на столько частей, сколько детей участвует в эстафете.

Дети встают в две колонны друг за другом. По сигналу, дети по очереди бегут к доске и каждый складывает один элемент в рамку. Возвращаются в колонну и передают эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая первая соберет пазл. Она награждается звездой.

Ведущий:

- Какие у нас замечательные участники, они до конца боролись и собрали все пазлы.

- Что вы собрали? (дети – светофор)

- А для чего нужен светофор? (ответы детей)

- Сколько сигналов у светофора? (три)

- Что обозначает каждый световой сигнал? (ответы детей)

Ведущий:

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Светофор»

Игра «Светофор»

Команды встают в две колонны, друг за другом, вначале дети, за ними родители, и кладут руки на плечи впереди стоящему. На одинаковом расстоянии от старта до финиша расставляются по 4 стойки для каждой команды. Капитаны команд берут мешочки с шарами, красного, зеленого, желтого цвета. По сигналу капитаны достают шарик из мешочка. Если красный или желтый шар, то команда стоит на месте, если зеленый, то команда передвигается к следующей стойке. Побеждает команда быстрее добравшаяся до финиша.

Ведущий:

- Сегодня все участники были большие молодцы. Они старались, отвечали на сложные вопросы, собирали знаки дорожного движения, проявили ловкость, быстроту и свою сплоченность во всех эстафетах и играх.

- Буратино, ты тоже сегодня был молодец, многому научился.

Буратино:

- Да, ребята, спасибо большое вам и вашим родителям, теперь я знаю, как правильно ездить на самокате, как правильно вести себя на дороге и в общественном транспорте, и даже выучил некоторые знаки дорожного движения.

- И у меня для вас есть замечательные подарки.

Все участники награждаются памятными медалями, детям вручаются книжки по изучению правил дорожного движения, родителям памятки по ПДД.

Ведущий:

- И на прощанье всем нашим участникам хочется сказать:

Держись дорожных правил строго,

Не торопись, как на пожар.

И помни: транспорту – дорога,

А пешеходу – тротуар.

Да и родителям тоже наказ –

Ведь ваши дети смотрят на вас.

Будьте примером достойным всегда,

И не случится в дороге беда.

(Демонстрация слайда на интерактивной доске «Будь внимателен на дороге») 

Буратино:

- А я еще раз хочу сказать всем большое спасибо, за те знания, которые я сегодня у вас здесь получил, очень не терпится теперь поделиться ими со своими друзьями, поеду учить их правилам дорожного движения, что бы не случилось с ними никакой беды.  

- До свидания.

Буратино под музыку уезжает на самокате.

Команды под музыку выходят из зала.

Список используемой литературы:

  1. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс - Премьер,  2015. – 64 с.
  2. Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. – 208 с.
  3. Добрая дорога детства: интернет портал   [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/
  4. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 170 с.
  5. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет: ФГОС. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с.
  6. Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей. М.: Издательство АСТ, 2009. – 176 с.
  7. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения [Электронный ресурс].  Режим доступа: (http://минобрнауки.рф/документы/4962).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В стране дорожных знаков".Сценарий шоу дорожных знаков для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий шоу дорожных знаков для детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах...

Конспект НОД по ПДД с детьми среднего дошкольного возраста по теме: «Светофор и дорожные знаки»

Дети закрепят знания о сигналах светофора, машинах специального назначения. познакомятся с дорожными знаками....

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ». Для детей среднего дошкольного возраста.

laquo;ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ». Для детей среднего дошкольного возраста.Интеграция образовательных областей:физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социали...

Сценарий квест-игры по правилам дорожного движения «В поисках дорожного знака» для детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра «В поисках дорожного знака»Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Создание радостного, весёлого настроения у дете...