Мастер - класс для педагогов "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице с помощью технологии "интеллект-карта"
материал по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №10 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА»
города Тейково Ивановской области
Мастер – класс для педагогов
Обучение дошкольников безопасному поведению на улице с помощью технологии «интеллект - карта»
Выполнила: Парфенова Елена Анатольевна
воспитатель высшей категории
Цель: обмен опытом с педагогами по проблеме формирования у детей основ безопасного поведения на улицах города посредством применения интеллект – карт.
Задачи:
- осветить актуальность обучения детей ПДД;
- раскрыть сущность метода применения интеллект – карт в обучении детей;
- продемонстрировать способ составления интеллект – карты по ПДД для воспитанников.
Раздаточный материал:
- лист А1;
- цветные карандаши и фломастеры;
- картинки по ПДД.
Участники мастер-класса: педагогический состав ДОУ.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Наша встреча сегодня посвящена актуальной теме современности - обучению детей основам безопасности на дороге.
Все мы живем в обществе, где соблюдение определенных норм и правил поведения на дороге становится жизненно - необходимым. Статистика показывает, что все чаще жертвами аварий на дорогах становятся дети. Кто виноват в этом? Конечно, мы, взрослые, не сумевшие передать им свой опыт и познакомить их с элементарными правилами поведения на улицах города.
К сожалению, реалии современного темпа жизни таковы, что родители в силу чрезвычайной занятости недостаточно акцентируют внимание детей на профилактике дорожно – транспортного травматизма. По этой причине данная задача ложится на плечи воспитателей, которые находятся в постоянном поиске самых эффективных средств обучения и воспитания своих воспитанников. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами прошел ряд изображений. Все они несут конкретную информацию, облегчают нам жизнь, помогают в работе. Несмотря на то, что по виду, размерам, значимости все эти предметы разные, у них есть один общий признак. Назовите его, пожалуйста. Все эти предметы - карты. В принципе, все эти карты нам знакомы достаточно хорошо, мы к ним привыкли. Я предлагаю вам взглянуть на привычные вещи с другой стороны, и представляю еще одну карту, о которой мы пока не говорили.
В своей практике работы я использую интеллект – карты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Суть его заключается в отражении связей (смысловых, причинно-следственных, ассоциативных и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.
Метод интеллект – карт создал британский психолог и бизнесмен Тони Бьюзен. В мир дошкольных технологий интеллект - карты пришли благодаря к.п.н. Валентине Михайловне Акименко, предложившей использовать данный метод для развития связной речи у детей.
Прежде, чем попробовать самим составить интеллект – карту по ПДД, рассмотрим преимущества данного метода:
1.Грамотно составленная интеллект-карта не только несет в себе смысловую нагрузку, но и выглядит эстетично, что делает ее максимально привлекательной для детей
2. Интеллект карты наглядны, так как они представляются в виде набора картинок, символов и рисунков 3. При создании карты можно выявить недостатки информации у детей 4.Интеллект-карта легко откладывается в памяти, поскольку в работе над ее созданием используются образы и цвета, а также участвуют оба полушария мозга;
5.Создание интеллект - карт способствует развитию творческих способностей, помогает выявить нестандартные пути решения поставленных задач;
6.Возможность вернуться к интеллект - карте через некоторое время позволяет усвоить картину в целом, запомнить ее и увидеть новые идеи.
Практическая часть
Итак, попробуем составить интеллект – карту с целью закрепления у детей представлений о правилах дорожного движения.
Для этого применим общие принципы составления интеллект – карт:
- При оформлении интеллект – карты важно использовать цветные карандаши или фломастеры.
- Лист лучше располагать горизонтально.
- Главная идея располагается в центре страницы. С детьми целесообразно использовать рисунок или подходящую картинку.
- После это необходимо выделить ключевые моменты и изобразить их в виде расходящихся от центра ответвлений. Важно выделить каждую главную ветвь своим цветом. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. (Например, транспорт, дорожные знаки, светофор, дорога)
- В процессе моделирования интеллект – карты добавляются символы и иллюстрации. Чем нагляднее будет представлена информация, тем эффективнее будет интеллект – карта. Давайте же приступим!
(Участники составляют коллективную интеллект – карту)
Замечательная карта у нас получилась!
Скажу несколько слов о ее применении. Такую карту можно изготовить вместе с воспитанниками в качестве итогового мероприятия по изученной теме. Поместите ее, в центре безопасности, тогда она принесет еще больше пользы! Дети будут возвращаться к ней, тем самым, вспоминая изученный материал. Работу по карте можно проводить как индивидуально, так и фронтально.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, давайте рассмотрим нашу карту. Как вы считаете, справились вы с поставленной задачей? Убедились ли вы в том, что каждый, может самостоятельно создать интеллект - карту? Будете ли вы использовать интеллект – карты в свое работе?
Каждый участник, пожалуйста, возьмите у меня из шкатулки букву алфавита, и назовите возможности карты, словом на эту букву. (Систематизирует, воспроизводит, обобщает, запоминает, помогает и др.)
На этом наша встреча подошла к концу.
Скажите, пожалуйста, была она полезной для вас?
В заключение, хочется отметить, что детский дорожно – транспортный травматизм – одна из серьезнейших проблем современности. С каждым годом машин на улицах города становится все больше, а движение интенсивнее.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших детей перед реальной опасностью. А ведь дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Вот почему уже в детском саду необходимо формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах. А интеллект – карты, на мой взгляд, один из действенных способов запоминания важной информации.
Спасибо за внимание и плодотворную работу !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице"
В докладе содержатся методы, приёмы и мероприятия по обучению дошкольников безопасному поведению на улице....
Обучаем дошкольников безопасному поведению на улицах города
Обобщение опыта работы ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице....
Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного ...
«Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице в процессе ознакомления с Правилами дорожного движения в игровой деятельности».
Актуальность темы:1. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна, так как скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорога...
игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.
статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....
формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах-перспективный план подготовительная группа
перспективный план по ПДД-подготовительная группа....
Обучение дошкольников безопасному поведению на улице
Консультация для родителей по теме "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице"...