Обучаем дошкольников безопасному поведению на улицах города
методическая разработка по теме

Вороничева Елена Михайловна

Обобщение опыта работы ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №23 «Чебурашка»

город Кириши, Ленинградская область

       В нашем  ДОУ активно ведётся работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города.

Мы работаем в соответствии с программой «От рождения до школы», в этой программе в разделе «образовательная область «Безопасность» отражены основные цели работы по данному направлению. Цели достигаются реализацией следующих задач:

  • Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения.    
  • Формирование  у детей качественно новых двигательных навыков.  
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного  безопасного поведения.

        Хочется отметить, что работа ведётся планово, постоянно, систематически, охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в повседневной жизни.

       Так как Федеральные Государственные Требования выдвигают интегративный подход, как приоритетное требование, то образовательная область «Безопасность» сочетается  и взаимопроникает в другие образовательные области.

      Вся работа по формированию у детей  навыков безопасного поведения делится на 3 блока: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. В таблице перечислены основные формы работы по каждому блоку:

Формирование навыков безопасного поведения на улице

Работа с детьми

Работа с родителями

 Работа с педагогами

Ребёнок-пешеход.

Ребёнок-пассажир.

Ребёнок-водитель.

Совместные мероприятия.

Педагогическое просвещение.

Метод. и худож. литература.

Пед. просвещение.

Дидактический материал.

  • НОД
  • Игры
  • Экскурсии
  • Досуги
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Родительские собрания
  • Выставки
  • Праздники
  • Наглядная информация
  • Педсоветы
  • Конспекты мероприятий
  • Атрибуты к играм
  • Памятки
  • Мультимедиа

Остановимся на первом блоке. При построении системы работы с детьми, мы имеем в виду 3 аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: Ребёнок-пешеход, Ребёнок-пассажир, Ребёнок-водитель детских транспортных средств.

Одна из основных форм работы с детьми это:

Непосредственная образовательная деятельность.

Основная цель: дать детям как можно больше информации по тематике дорожной безопасности.

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель знакомит детей с дорожной средой, при развитии речи используются выражения по тематике дорожной безопасности.

Дети конструируют, лепят, рисуют отдельные предметы и сюжеты дорожной обстановки. На таких занятиях у детей развиваются двигательные навыки, мелкая моторика рук, воображение, память и другие познавательные процессы.    

Основные темы НОД:

  • кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
  • что такое транспорт, его виды;
  • что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
  • что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
  • какие бывают пешеходные переходы (наземный «зебра», подземный, надземный);
  • какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части, особенности движения по улицам в разное время года, возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней и др.).

На интегрированных занятиях соединяются  знания из разнообразных образовательных областей,  на равноправной основе дополняя друг друга.

Следующая форма работы с детьми:

 Целевые прогулки и экскурсии:

Во время экскурсий:

- дети закрепляют знания Правил дорожного движения;

- знакомятся со светофором и его ролью в регулировании дорожного движения;

- получают знания о дорожных знаках, разметке, правилах пешехода;

- получают практические навыки поведения на улице.

В ходе экскурсий, воспитатель загадывает загадки, рассказывает сказки. Тщательно проводится  предварительная работа: дети заучивают стихи, обыгрывают  ситуации на дороге.

Проводя экскурсии, воспитатель развивает у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия дорожной среды.

Следующая форма работы с детьми:

 Игровая деятельность:

        Игра — это одна из наиболее привлекательных для детей, форм деятельности по усвоению правил дорожной безопасности.

В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения.  При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

Настольные игры знакомят  детей с дорожными знаками, подвижные – развивают двигательные навыки, сюжетно-ролевые – помогают отработать навыки поведения в опасной ситуации и т. д.

В каждой группе создана развивающая среда для самостоятельной игровой деятельности, соответствующая возрасту детей.

Следующий блок – это работа с родителями. В рамках этой работы проводятся выставки методической литературы и пособий для родителей, в группах оформляются уголки безопасности, проводятся родительские собрания.  

       21 февраля 2013 года у нас прошло общесадовское родительское собрание на котором присутствовал инспектор ГАИ Харитонова Ирина Юрьевна, она озвучила статистику ДТП с участием детей по Лен. области, далее воспитатель Худякова Ирина Анатольевна сделала доклад на тему «Психофизиологические и возрастные особенности детей при обучении безопасному поведению» и Васильева Анна Геннадьевна провела практическую часть, она познакомила родителей с играми, которые помогут детям овладеть правилами дорожного движения.

           Так же при работе с родителями мы активно используем  возможности сайта  детского сада. На нём мы располагаем анонсы о мероприятиях, размещаем фотоотчеты, а так же памятки и другую информацию в помощь родителям для формирования у детей навыков безопасного поведения.

Накопленный опыт работы позволил разработать проект «Я - пешеход!»

Цель проекта: создание условий для воспитания у дошкольников культуры безопасного поведения на улицах города. В таблице представлен план реализации проекта с перечислением мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нестандартное оборудование как эффективное средство воспитания у дошкольников безопасного поведения на улицах города» презентация

Целью данной презентации является создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подгото...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задачдошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительнораньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к ...

Методическая разработка инсценировки «Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города»

АктуальностьСегодня остро стоит проблема уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу.Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения &nd...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Важность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".

Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"...