«Психологическая безопасность в ДОУ»
консультация по обж

Войтенко Галина Павловна

В статье даны рекомендации по созданию психологической безопасности  детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost_v_dou.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Психологическая безопасность в ДОУ»

                                                              Педагог-психолог Войтенко Г.П.

Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Обеспечение безопасности ребенка в ДОУ, в том числе психологической безопасности, охрана и поддержание физического и психического здоровья участников образовательного процесса должно быть приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения.

Психологическая безопасность образовательной среды, по определению И. А. Баевой, – это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребности в доверительном общении и характеризующееся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса [2].

Психологическая безопасность создает условия для личностного развития ребенка, возможности его самореализации. Для создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении необходимо исключить возможность психологического насилия над ребенком со стороны взрослых и других детей, учить детей дружескому доверительному общению, создавать условия для развития творчества и индивидуальности каждого ребенка [3].

Психика ребенка дошкольного возраста уязвима, чувствительна, восприимчива. Значительные воздействия внешнего мира могут оказаться для него непосильными и стать причиной нервных ответов организма и даже нервной разлаженности.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает улучшающее и развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».

Для обеспечения психологической безопасности ребенка в группе предлагаю использовать следующие техники:

Старайтесь чаще называть ребенка по имени. Таким образом, вы располагаете его себе. Когда ребенок слышит свое имя – это убеждает его во внимании и собственной значимости.

Общаясь ли просто играя с ребенком, используйте элементы телесной терапии (обнимите, погладьте).

«Комната Фей» делится на четыре зоны:

1.Волшебный дуб» — для поднятия самооценки ребенка, формирования у него уверенности.

2.«Добрые ласковые друзья» — для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

3.«Спокойные игры и секреты» — для успокоения расшалившихся детей, обучения приемам саморегуляции. Здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4.«Зеркальное озеро» — для знакомства с различными эмоциональными состояниями.

Уголок приветствий:

  • стенд «Здравствуйте, я пришел!», на котором размещены фотографии детей.
  • стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок пиктограмм отмечают свое настроение.

Уголок достижений:

«Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок;

• «Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, которой он гордится);

• «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок).

Зона воды и песка:

По желанию ребенка эти зоны могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Здесь ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.

Зона уединения:

   Зона уединения должна быть оформлена так, чтобы не контрастировать с интерьером группы. Она может быть огорожена ширмой или шатром. В шатре (за ширмой) должны располагаться игрушки, способствующие снятию напряжения и саморегуляции, а также мягкие подушки, коврик, книги, альбомы, мягкие детские кресла, пуфы. Помогут достичь снятию напряжения и расслаблению аудиозаписи со спокойной музыкой.

Зона сенсорного развития:

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Разновидностью зоны уединения может быть большой шатер из светлой полупрозрачной ткани. Шатер символизирует «волшебную страну». Здесь можно рассказать «секретик», придумать сказку, стать волшебником. Чтобы было удобно и комфортно, ребята могут располагаться на полу на мягких подушках. Здесь происходит коррекционная работа с детьми по снижению тревожности, формированию положительной самооценки.

Попробуйте применить метод «хохочущих фотографий». Эффективным будет размещение фотографий всех детей. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!». Это в значительной мере снижает у них ощущение угрозы, тревожности. Дети становятся более раскрепощенными, более открытыми для общения и восприятия новых знаний.

Используйте в своей работе игры для создания эмоционально благополучной обстановки в группе, на привлечение внимания к сверстникам, для группового сплочения.

С целью совершенствования эмоциональной сферы также можно использовать разнообразные виды кукол: перчаточные, пальчиковые и маски с разными эмоциональными выражениями.

В каждой группе применяйте уголок настроения: в младшей и средней группах – через цветовое решение (веселый, грустный); старшая – подготовительная группы – через схематическое решение (веселый, грустный, спокойный).

И еще один наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций – это игра [1]. Театрализованные игры - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться : в трудностях засыпания и беспокойном сне; в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; в беспокойстве и непоседливости; в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в проявлении упрямства; в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук и др.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

Литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб. : НесторИстория, 2011. 272 c., c. 12

3. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12. C. 7–19, c. 13

4. Лебедева В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч---практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В. А. Лебедева. -Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т», 2008. - 254 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников». Психологическая гостиная для родителей.

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей....

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...

Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности

данная статья вошла в сборник статей региональной  научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...