Устный журнал "Бережное отношение к природе у дошкольников"
консультация по обж (средняя, старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Консульация с родителями детей дошкольного возраста о том, как прививать бережное отношение к окружающему миру и природе в целом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Бережное отношение к природе у дошкольников»

Воспитание высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование – это долг каждого человека. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы, научить любить ее и бережно к ней относиться: беречь растения, заботиться о животных, охранять природу. Заботиться об охране природы должен каждый на земле.

Мы должны научить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Задачи воспитания усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных». Осознанно правильное отношение к природе строится на понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни и состоянии организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека. Исходным звеном воспитания осознанно правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний и непосредственный контакт ребенка с объектами природы. При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Детям необходимо живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, сказки, картины, беседы имеют второстепенное значение. Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе. Поэтому, необходимо воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формируя эстетические чувства. Воспитывать интерес к родной природе с желанием больше узнать о природе своего края. 

Как только ребенок самостоятельно выйдет за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств, и с этого момента полезно быть внимательными к вопросам безопасности ребенка, так как мир вокруг нас прекрасен, но и опасен. Позиция взрослого должна быть активной, чтобы удовлетворить ум ребёнка. Родитель должен быть добрым, активным рассказчиком. Ваши объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером, потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор! Летом можно наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли. В ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям, поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца. В это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения. Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием. Полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят. Совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце.

А осенью проводите наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Наблюдайте за погодой, объясняя, что нет плохой погоды в природе, что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой. Наблюдайте за деревьями, объясняя, что деревья готовятся к зиме и поэтому сбрасывают листья, и если они этого не сделают, то зимой погибнут. Формируйте способность воспринимать красоту природы, развивая желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.

В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....

Консультация для родителей «Эстетическое отношение к природе у дошкольников»

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько м...

« Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников в процессе работы над литературными произведениями»

laquo; Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников.

Воспитатель: Сахипгараева Гульсина СайфельбарисовнаМБДОУ Детский сад №10 "Снежинка"Республика Башкортостан г.Октябрьский Формирование бережного отношения к природе у дошкольников....

«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»

Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхи...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...

Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но  сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия челов...