Методические рекомендации по БЖД
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Тимофеева Ольга Геннадьевна

День пожарной безопасности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx73.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям на «Единый день безопасности».

День пожарной безопасности.

1.Основы задачи.

1.1.Детям с ранних лет необходимо прививать знания, что игры с огнем могут привести к беде. Ребенка важно учить не только пожарной безопасности, но и правилам поведения во время возникновения возгорания. Педагогический коллектив ДОУ обязан уделять этому процессу должное внимание и включить в программу обучения. Правила пожарной безопасности в дошкольном возрасте должны подаваться в игровой форме.

1.2.Комплекс занятий с детьми может включать следующие виды:

  • цикл практических занятий, где детям предлагается самим найти выход из ситуации;
  • знакомство с иллюстрациями на пожарную тематику;
  • чтение художественных произведений;
  • встречи с сотрудниками пожарной службы;
  • сюжетно-ролевые игры по теме;
  • моделирование и проигрывание различных ситуаций на противопожарную тематику;
  • просмотр фильмов и мультфильмов;
  • экскурсии в пожарную часть;
  • изготовление поделок с пояснениями;
  • рисование на различную противопожарную тематику и многое другое.

2.Конспект методических материалов

2.1.Пословицы и поговорки.

  • Спички не тронь, в спичках огонь.
  • Спички не игрушка, огонь не забава.
  • Спичка – невеличка, а огонь великан.
  • В руках спичка была, да изба сплыла.
  • Водой пожар тушат, а умом предотвратят.
  • Пожарному делу учиться - вперед пригодится.
  • Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.
  • С огнем воюют, а без огня горюют.
  • Не имей привычки носить в кармане спички.
  • Искра мала, да пламень велик.
  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Не топора бойся, а огня.
  • Дыма без огня не бывает.
  • Маленькая спичка сжигает большой лес.
  • Лучше костер маленький, чем пожар большой.
  • Огонь — хороший друг, но плохой хозяин.
  • Без поджога дрова не горят. И в пепле искра бывает.
  • Где дым, там и огонь.
  • Дорого при пожаре и ведро воды.
  • Слезы пожара не тушат.
  • Дерево с огнем не дружит.
  • Упустишь огонь - не потушишь.
  • Не подливай масла в огонь.
  • Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять.
  • Маслом огонь не заливают.
  • Ляжешь подле огня, нехотя обожжешься

2.2.Загадки

  • Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает. (Огонь)
  • Без рук, без ног, а бушует. (Огонь)
  • Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки. (Спички)
  • Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела. (Спичка)
  • Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит. (Огнетушитель)
  • Не шути с сестричками, тоненькими … (спичками)
  • Выпал на пол уголек,
    Деревянный пол зажег.
    Не смотри, не жди, не стой.
    А скорей залей… 
    ( водой)
  • Победит огонь коварный
    Тот, кого зовут… 
    (пожарный)
  • Он друг ребят,
    но когда с ним шалят,
    он становится врагом
    и сжигает всё кругом.
     (Огонь)
  • Смел огонь, они смелее,
    Он силен, они сильнее,
    Их огнем не испугать,
    Им к огню не привыкать!
     (Пожарные)
  • Мы были соснами и пихтами,
    И вот бренчим, в коробку впихнуты,
    Мы были гордостью тайги,
    А вот теперь мы ей враги.
     (Спички)
  • Что за тесный, тесный дом?
    Сто сестричек жмутся в нем.       
    И любая из сестер
    Может вспыхнуть, как костер.
     (Коробок со спичками)
  • Я мчусь с сиреной на пожар,
    Везу я воду с пеной.
    Потушим вмиг огонь и жар
    Мы быстро, словно стрелы.
     (Пожарная машина)
  • Что за лестница такая
    Из машины вырастает,
    Поднимаясь выше дома,
    Всем пожарным так знакома.
     (Лестница на пожарной машине)
  • Заклубился дым угарный,
    гарью комната полна.
    Что пожарный надевает?
    Без чего никак нельзя?
     (Противогаз)
  • Шипит и злится,
    Воды боится,
    С языком, а не лает,
    Без зубов, а кусает.
     (Огонь)
  • Рыжий зверь в печи сидит,
    Рыжий зверь на всех сердит.
    Он от злости ест дрова
    Целый час, а может, два.
    Ты его рукой не тронь:
    Искусает всю ладонь.
    (Огонь)
  • Если младшие сестрички
    Зажигают дома спички,
    Что ты должен предпринять?
    Сразу спички все... 
    (забрать).
  • Раскалился если вдруг
    Электрический утюг,
    Что должны мы сделать, детки?
     (Вынуть вилку из розетки.)
  • Кто с огнем неосторожен,
    У того пожар возможен.
    Дети, помните о том,
    Что нельзя шутить с...
     (огнем).

2.3. Художественная литература.

2.3.1. Рассказы( сказки) на тему «Единый день безопасности»:

  • Маршак Самуил Яковлевич «Что горит?», «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка про спички»;
  • Житков Борис Степанович «Пожар на море», «Пожар», «Дым»;
  • Чуковский Корней Иванович «Путаница»;
  • Толстой Лев Николаевич «Пожарные собаки», «Пожар», «Дым»;
  • Остер Григорий Бенционович «Вредные советы»;
  • Михалков Сергей Владимирович «Дядя Степа»;
  • Фетисов Том Иосифович «Куда спешат красные машины»;
  • Шевченко Алексей Анатольевич «Как ловили Уголька»;
  • Подольный Роман Григорьевич «Как человек огонь приручил»;
  • Ильин Евгений Ильич «Солнечный факел»;
  • Пермяк Евгений Андреевич «Как Огонь Воду замуж взял»;
  • Гончаров Владимир «Пожарная машина»;
  • Цыферов Геннадий Михайлович  «Жил на свете слоненок»;
  • Драгунский Виктор Юзефович «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»;
  • Голосов Павел Павлович «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»;
  • Хоринская (Котвицкая) Елена Евгеньевна «Спички-невелички», «И папа, и мама Сережу бранят…»;
  • Вациетис Ояр Оттович «Спички», «Новый год»;
  • Плешаков Андрей Анатольевич «Горит трава», «Горит костер»;
  • Шефнер Вадим Сергеевич «Лесной пожар»;
  • Сухомлинский Василий Александрович «Воробышек и огонь».

2.3.2.Рассказы в стихах на тему «Единый день безопасности»

Вадим Шефнер «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника — и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь, —
Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть?
Временами
Мне снится сон средь тишины ночной,
Что где-то мной костер забыт, а пламя
Уже гудит, уже идет за мной...

Григорий Остер «Вредные советы»

Спички - лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, машин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть
Или веник подложить
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.

Если ты пришел на елку,
Рассмотри её вначале:
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Не забыли бы чего.
Если ты заметил сразу:
Огоньков-то маловато.
Положение исправить,
Ты, дружок, поторопись.
Здесь помогут и петарды,
и салюты, даже свечки.
Всё скорее возле ёлки
Разложи и разожги.
А затем несись домой ты,
Расскажи всё папе с мамой
И,  конечно же,  и дома
Это тоже повтори.

2.4. Поучительные мультфильмы для просмотра на тему «Единый день безопасности»:

Кошкин дом (https://youtu.be/uqGw8avTBVA)

Фиксики – Огнетушитель (https://youtu.be/WMkhHrxSuoA)

Азбука пожарной безопасности – Смешарики 2D (https://youtu.be/QK8k3XmNVLA)

Путаница (Веселая карусель вып.6) (https://youtu.be/JW1WNuFBOPU)

Уроки осторожности тетушки Совы - мультфильм 9 (https://youtu.be/pCl40Zm27z8)

Три котенка - Коробок шершавый бок (2 сезон | серия 11) (https://youtu.be/bC79sRIsci8)

Аркадий Паровозов спешит на помощь - Газ - Серия 2 (https://youtu.be/dvn1-dNxAFA)

Аркадий Паровозов спешит на помощь - Спички - Серия 4 (https://youtu.be/-r6XG6VLWng)

Игра с огнем -- Лукоморье Пикчерз (https://youtu.be/Yo-ggYvxhEY)

3.Экскурсии.

3.1.Экскурсия к огнетушителю.

Воспитатель обращает внимание детей на огнетушитель.

  • Как вы думаете, почему огнетушитель покрашен в красный цвет?
  • Для чего он предназначен ?

Мы с вами рассматриваем огнетушитель. Когда возникнет пожар, взрослые здесь могут взять огнетушитель и приступить к тушению пожара.

3.2.Экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией»

Наглядные пособия: комплект знаков пожарной безопасности, пожарные извещатели.

Во время экскурсии воспитатель рассказывает детям об устройстве сигнализации. При этом в лексику детей вводятся такие понятия, как «сигнализация», «пульт», «пожарный извещатель», закрепляются уже известные им ранее  «огнетушитель».

С детьми проводится беседа о том, как работает огнетушитель. В конце занятия воспитатель задает детям вопросы по теме, называет несколько пословиц, предлагая объяснить их значение, напоминает, что пожарная охрана вызывается по телефону «01».

4. Игры

4.1.Огненный дракон.

Детская подвижная игра "Огненный дракон" используется в целях пропаганды пожарной безопасности. Развивает у детей физические навыки, умение ползать и ходить приставным шагом, быстроту реакции, точность, ловкость и смелость. Воспитывает в детях чувство самосохранения и осторожного обращения с огнем.

Для игры понадобятся две ленты длиной 50 - 90 см. На игровой площадке очерчивается круг, внутри которого садится игрок с двумя лентами в руках - "Огненный дракон". Все остальные дети берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, три раза повторяя слова: «Огонь-дракон, уходи вон!»

"Огненный Дракон" сидит в центре круга. Когда слова произнесены три раза, "дракон" встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), все разбегаются.

Дракон крутится на месте и размахивает лентами, приговаривая:

Языки огня все ближе, ближе.
Нагибайтесь ниже, ниже!

Задача игроков вернутся в круг. Для этого они увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел лентами. Тех, кого задел, считаются проигравшими.

4.2.Птички в беде

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

4.3.Пожарные на учениях

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю).

Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

и др. игры:

4.4.Мы – пожарные

На машине ярко – красной (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль».)
Мчимся мы вперёд.
 (Ритмично щёлкаем пальцами рук.)
Труд тяжёлый и опасный 
(Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально.)
Нас, пожарных, ждёт. 
(Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками.)
Вой пронзительный сирены
 (Ритмично покачивают головой.)
Может оглушить. 
(Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем.)
Будем и водой, и пеной. 
(Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака.)
Мы пожар тушить.
 (Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)
И в беду попавшим людям 
(Ритмично потирают ладони.)
Сможем мы помочь, 
(Ритмично похлопывают руками по бокам.)
С пламенем бороться будем, 
(Ритмично потопывают.)
Мы и день и ночь! 
(Ритмично хлопают в ладоши.)
Для забавы, для игры 
(Ритмично щёлкают пальцами рук)
Спичек в руки не бери. 
(Ритмично покачивают указательным пальцем.)
Не шути, дружок, с огнём,
 (Ритмично покачивают головой.)
Чтобы не жалеть потом. 
(Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)
Сам огня не разжигай,
 (Ритмично покачивают головой.)
И другим не позволяй. 
(Ритмично покачивают указательным пальцем.)
Даже кроха – огонёк 
(Ритмично похлопывают по ногам.)
От пожара не далёк. 
(Ритмично потирают ладони.)
Газ на кухне, пылесос ли,
 (Поочерёдно загибают пальцы.)
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый, 
(Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.)
Наш надёжный старый друг.
 (Ритмично щёлкают пальцами.)

5. Пальчиковая гимнастика

«Кошкин дом»

Тили-тили-тили, (хлопки ладошками)
бом! 
( шлепок по коленям)
Загорелся   
(помахать кистями)
кошкин  
(«ушки на макушке», руки ладошками вперёд)
дом.   
(руки «домиком» над головой)
Кошка выскочила! 
 (топнуть ножкой)
Глаза   
 («бинокль» вокруг глаз)
выпучила. 
(ладошки около глаз)
Бежит   
 (пальчики «бегут»)
курочка
 (большой и указательный пальцы сложить в клювик)
с ведром  
 (ладошки горсточкой)
заливать
 (пальчики как бы брызгают)
кошкин дом. 
(руки «домиком» над головой)

6. Соревнования

Игра «На пожар»

По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т. п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

Игра «Разведчики»

По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой, «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

Игра «Тушение пожара»

По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.

Игра «После пожара»

Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

7.Дидактические занятия.

Доскажи словечко

Вариант 1.

Воспитатель читает двухстрочные стихи, последнее слово во второй строке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по… («01»).

Если стал гореть забор,
Доставай скорей … (топор).

Если все в дыму у нас,
Надевай … (противогаз).

У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко-… (красный).

Наш брандспойт
Был очень старый
И не мог тушить … (пожары).

Мчалась лестница все выше,
Поднялась до самой … (крыши).

Вдоль по улице, как птица,
На пожар машина … (мчится).

На пожаре ждет беда,
Если кончилась … (вода).

Чтоб огонь нам одолеть,
Надо вовремя … (успеть).

Ох, опасные сестрички -
Это маленькие … (спички).

Знать обязан каждый житель,
Где висит … (огнетушитель).

При пожаре не зевай,
Огонь водою … (заливай).

Деревянные сестрички
В коробочке.
Это … (спички).

Коль не тратишь время даром,
Быстро справишься с … (пожаром).

Вариант 2.

Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках не даром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой, безжалостный …  (пожар).

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в… ( квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег … (листву).

Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин –
Этот номер … (01)!

Запрещается – разрешается

Цели: закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование дисциплинированности, чувство долга.

Материал:

У каждого ребенка по одной сигнальной карточке – «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета – «разрешающая», другая сторона красного цвета – «запрещающая».

Ход игры:

Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Методический материал к игре:

Запрещается:

Бросать горящие спички, окурки в помещениях. Выбрасывать горящую золу вблизи строений. Оставлять открытыми двери печей, каминов. Применять самодельные приборы и предохранители. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех). Использовать неисправную аппаратуру и приборы. Пользоваться поврежденными розетками. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов. Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические нагревательные приборы, радиоприемники и т. п. Пользоваться электрошнурами и приводами с нарушенной изоляцией. Устраивать в квартирах жилых домов мастерские, складские помещения, где применяются и хранятся взрывоопасные материалы. Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.

Необходимо (разрешается):

Защищать себя, имущество, жилой дом, дачу, гараж, машину, а также государственное имущество от пожара. В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию. Эвакуировать детей, больных, престарелых, инвалидов из очагов пожара. Подать сигнал тревоги. Встретить пожарных и сообщить им об очаге пожара. Вывесить табличку в образовательном учреждении с указанием номера телефона экстренного вызова пожарной охраны: «01». Учиться пользоваться огнетушителем; Знать план эвакуации на случай пожара. Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание. Кричать и звать на помощь взрослых. Закрыть нос и рот мокрой повязкой (платком, шарфом) для защиты от дыма. Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара. Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено. Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха. Потушить одежду, сняв ее или прижавшись к земле, полу, стене. Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания. Освободить пострадавшего, вынесенного на улицу, от одежды или расстегнуть ворот, ослабить застежку. Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.

Горит – не горит

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

Что нужно пожарным?

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

Куда звонит Чебурашка?

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

8.Слушай внимательно

Воспитатель в стихотворной форме задает вопрос,  а дети хором должны отвечать: «Это я, это  я,    это все мои друзья», если ответ на вопрос положительный, и молчать, если отрицательный.

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем  утром вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

9. Огнеопасные предметы

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.

Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов.

1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.

2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.

Методические рекомендации для воспитателей «Антитеррористическое воспитание  детей дошкольного возраста»

  1. Основные задачи.

1.1.Терроризм – это метод, который используют некоторые организованные группы или политические партии для достижения своих целей. Терроризм основан на насилии. Отличительная черта терроризма – применение насилия в отношении не противника, а мирных людей, которые часто и не подозревают о политическом противостоянии. Самое страшное – это когда жертвами террористов становятся старики и дети – самая беспомощная часть населения. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. К. Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей".

1.2.Актуальность проблемы по формированию культуры личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности обусловлена рядом факторов:

- сформировать понятия о теоретической базе для решения проблемы воспитания культуры антитеррористической безопасности у дошкольников.

1.3.Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения на улице, в общественных места.

1.4.Работа по антитеррористическому воспитанию дошкольников проводится с целью формирования у детей дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.

1.5.В процессе работы решаются задачи:

-  побуждать детей ответственно относиться к себе и собственной безопасности, закрепить навыки уверенного поведения в экстремальной ситуации.

-  обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей, между детским садом и семьей.

-  укрепить доверие населения к работе органов государственной власти, администрации детского сада.

1.6.В рамках антитеррористического воспитания используются разнообразные формы и методы:

1.6.1. Чтение художественной литературы;

1.6.2. Подбор наглядного материала;

1.6.3. Продуктивная деятельность (художественное творчество);

1.6.4. Дидактические настольные игры;

1.6.5. Разработка наглядной информации для детей и родителей;

1.6.6. Применение мультимедиатеки;

1.6.7. Создание условий для проведения мероприятий;

1.6.8. Методические разработки.

1.7.В результате работы дети смогут овладеть знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; у них развивается осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; формируется проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения и умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее, умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях; у детей закладываются представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Не следует забывать, что родители, выступают для ребенка примером для подражания. Поэтому в рамках антитеррористического воспитания  с родителями необходимо проводить консультации, вечера обсуждений, раздавать памятки.

Работа с дошкольниками по антитеррору начинается с обучения детей правилам поведения: с незнакомыми людьми, в ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых, когда ты потерялся, в ситуациях с найденными пакетами и игрушками.

2.Конспект методических материалов

2.1.С детьми можно провести:

  • Беседы по сюжетным картинкам «Не берите незнакомые предметы на улице»«Если вы нашли чужую сумку в автобусе».
  • Обыгрывание ситуаций «Незнакомец»«Если ты потерялся».

«Куда бежать, если за тобой гонятся»«Машина» и т.д.

  • Посмотреть обучающие мультфильмы «Кеша, Зина и террористы»«Антитеррористические мультфильмы ФСБ» и др.
  • Игра – тренинг с телефоном «Звоним 01, 02, 03, 112»
  • Провести акцию «Памяти детей, погибших в терактах».

Существенно повысить мотивацию детей к обучению мерам безопасности помогают средства ИКТ. Это позволяет сделать совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной.

При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка. Выдержки из ФГОС  ДО:

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственной образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

2.2. «Красная шапочка» для старшего и подготовительного возраста.

Цель: Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.

Задачи: научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, привить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.

Материал: компас, карта леса, телефон, макет вертолета, красочная коробочка.

Действующие лица: Красная Шапочка, Незнакомец, сотрудник безопасности, Серый Волк, Бабушка.

Предварительная работа: беседа о том, как вести себя с незнакомыми людьми, чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре», викторина «Знаете ли вы правила безопасности? », просмотр фильма «Подозрительные предметы вокруг нас».

Содержание:

Воспитатель: - Дети, мы знаем, что большинство людей живут в дружбе и согласии. Но сегодня поговорим о тех людях, которые не хотят жить в мире и дружбе, им нравится, когда все страдают, умирают, поэтому они начинают придумывать разные способы уничтожения людей. Их называют бандитами-террористами.

(В группу заходит воспитатель в костюме Красной Шапочки.)

Красная Шапочка: - Здравствуйте, дети. Меня попросила мама сходить в гости к бабушке, у нее сегодня день рождения. Я вас приглашаю пойти к ней вместе со мной.

Воспитатель: - Дети, пойдем с Красной Шапочкой к бабушке в гости? (дети соглашаются.)

Прежде, чем пойти в гости к бабушке, нужно взять с собой необходимые предметы для безопасности, так как дорога дальняя и путь проходит через лес. Что же нужно взять с собой в дорогу? (Примерные ответы детей: карту, компас, телефон).

Воспитатель: - Зачем все это нам необходимо брать? (Примерные ответы детей: чтобы не заблудиться в лесу). И подарок с собой для бабушки возьмем.

Красная Шапочка: - Тогда, в путь-дорогу (аудиозапись «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского, дети подпевают, заходят в зал, оформленный декорациями леса).

Красная Шапочка: - Дети, посмотрите, какая красивая коробочка лежит под елочкой. Давайте возьмем ее с собой.

Воспитатель: - А можно эту коробочку брать? (Примерные ответы детей: незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится).

-Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность. Ее могут подбросить террористы, а в коробочку положить взрывное устройство. Поэтом, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя.

Красная шапочка: - Ребята, а что же нужно делать? (Примерные ответы детей: сообщить взрослым.)

Воспитатель: - Да, если вы нашли такой предмет, нужно сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет.

Ребенок: Подозрительный предмет

Если ты найдешь.

Ты к нему не подходи-

Потихоньку обойди.

Чтобы не было беды,

Сразу взрослым сообщи.

(Фотография 1)

«Фотография 1».

Воспитатель: - Дети, по какому номеру телефона мы звоним, когда что-то нужно сообщить или попросить о помощи (ответы детей: 01- служба спасения и 010 по сотовому телефону). Вот нам и пригодился сотовый телефон (Воспитатель достает телефон и набирает номер).

-Алло, служба безопасности? Это говорит воспитатель старшей группы Любовь Владимировна. Гуляя с детьми по лесу, мы нашли подозрительный предмет, который находится под самой высокой елью (обращается к детям).

Воспитатель: - Все, я позвонила. Сейчас специалисты приедут и разберутся, опасный этот предмет или нет. Вот они уже едут (воспитатель с детьми и Красной Шапочкой идут дальше).

Красная Шапочка: - В лесу можно встретить незнакомых людей. А вы знаете как нужно вести себя с незнакомыми людьми?

Ребенок: С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три – и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки

Дальше от чужих держись!

Может человек хороший,

Ну, а может и плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни – человек чужой!

«Фотография 2».

Воспитатель: - Дети, а как выглядят незнакомые люди? (примерные ответы детей: они похожи на обычных людей). (Фотография 2).

-Незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными. Они часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. К кому должен обращаться взрослый незнакомый человек за помощью? (примерные ответы детей: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым).

-Чаще преступники обращают внимание на детей, которые гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? (примерные ответы детей: ходить на прогулку лучше с друзьями или взрослыми).

-А если вам предлагают прокатиться на машине или взять всякие сладости, как вы к этому отнесетесь? (примерные ответы детей: нельзя садится в машину к незнакомым и брать у них сладости).

-Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте им, не соглашайтесь никуда с ними идти или ехать. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Красная Шапочка: - Смотрите, кто-то идет к нам навстречу, какой-то незнакомый человек.

(Подходит человек, одетый в черную одежду)

Незнакомец: - Здравствуйте, дети. Куда вы идете? Я могу вас подвезти на своем автобусе, он у меня стоит недалеко отсюда.

Воспитатель: - Здравствуйте. Наши дети знают, что разговаривать с незнакомыми людьми это опасно. Извините, мы пойдем пешком. Нам надо спешить.

Незнакомец: - Может, вы, хотите конфет или мороженое? У меня есть много красивых игрушек, я вам их подарю.

Воспитатель: - Дети, нужны нам игрушки? Нет, спасибо, мы очень спешим. А игрушек у нас много в детском саду.

Незнакомец: - Да, вы, же не в ту сторону идете. Нужно идти не прямо, а свернуть направо.

Воспитатель: - У нас есть карта и компас. Они не подведут (Достает карту и компас, определяют стороны света).

Незнакомец: - Я хорошо знаю дорогу, могу вам показать.

Воспитатель: - Спасибо, мы уже определили в какую сторону нам нужно идти.

(Незнакомец уходит, ворча себе под нос).

Красная Шапочка: - Молодцы, дети. Я вижу, вы очень дружные и знаете, что с незнакомыми людьми разговаривать нельзя.

Воспитатель: - Красная Шапочка, а ты знаешь, почему у нас дети такие дружные? Потому, что мы много читаем книг и знаем пословицы и поговорки о дружбе. Послушай их.

Дети. Нет друга - ищи, нашел - береги.

Не бросай друга в несчастье.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Старый друг - лучше новых двух.

Красная Шапочка: - Молодцы, дети. Я что-то устала, давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним противоположные - добрые (злой - добрый, грубый-ласковый, нападать-защищать, обижать-заступаться, война-мир, страх-смелость, враг-друг, угроза-защита) .

Воспитатель: - Вот и отдохнули. Пора в путь – дорогу. А чтобы было веселей идти- споем песню (аудиозапись «Если рядом с тобою друг» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) .

Красная Шапочка: - Вот и пришли к моей бабушке (подходит к дому, дергает за ручку, дверь не открывается).

Воспитатель: - Что же могло случиться? Почему бабушка не открывает дверь?

(Из-за угла дома выходит Незнакомец)

Незнакомец: - А, вот и пришли. Вашу бабушку взяли в заложники. В доме сидит Серый Волк и держит бабушку взаперти.

Воспитатель: - Что же хочет Серый Волк?

Незнакомец: - Серый Волк голодный, хочет съесть Красную Шапочку и бабушку.

Красная Шапочка: - Что же делать?

Воспитатель: - Дети, как нужно вести себя, если вы оказались в заложниках у бандита? (примерные ответы детей: нужно вести себя спокойно).

Воспитатель: - Правильно. Нужно стараться не раздражать захватчика, не кричать, не плакать, не возмущаться, не делать резких движений, не вступать в споры, выполнять его требования. Постараться успокоиться и ждать освобождения. Опытные люди всегда придут на помощь. Я сейчас позвоню в службу безопасности, они обязательно нам помогут. (Звонит по телефону)

«Фотография 3»

Красная Шапочка: - Давайте присядем на полянку и подождем спасателей.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем можно накормить волка чтобы он стал добрым? (примерные ответы детей: мясом, мясными продуктами).

(На поляну приземляется «вертолет», оттуда выходит сотрудник безопасности).

(Фотография 3)

Сотрудник: - Что здесь произошло? Где тут заложники?

Воспитатель: - В доме Серый Волк держит в заложниках бабушку и требует, чтобы к нему впустили Красную Шапочку.

Сотрудник: - Не беспокойтесь, сейчас все уладим. Внимание, внимание! Всем детям отойти от дома и спрятаться подальше от него (Все прячутся за деревья).

Сотрудник: - Серый Волк, зачем тебе нужна Красная Шапочка?

Серый Волк: - Я очень голоден, хочу съесть бабушку и Красную Шапочку.

Сотрудник: - Не ешь их, мы тебе привезли много разных мясных продуктов, только отпусти бабушку.

Серый Волк: - А вы меня не обманываете?

Сотрудник: - Нет, не обманываем. Посмотри в окно, ты сам все увидишь (Серый Волк выглядывает в окно).

Серый Волк: - Вижу, отпускаю вашу бабушку.

(Серый Волк выходит, забирает корзину с продуктами и убегает в лес.)

«Фотография 4»

Бабушка: - (обращается к сотруднику безопасности) Спасибо вам, что освободили меня от Волка-захватчика (К бабушке подходят дети и Красная Шапочка).

(Фотография 4)

Красная Шапочка: - Здравствуй, бабушка! Познакомься с моими друзьями. Это они помогли мне в трудную минуту и освободили тебя от Серого Волка.

Бабушка: - Спасибо, дети, вы настоящие друзья. За это, я вас угощу чаем с пирогами.

Конспект познавательного рассказа «Кто нас защищает»

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Это они способны организовывать взрывы и убийства. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае?

От кого нас защищают

Нас защищают от террористов. Это злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. При этом они могут говорить много красивых слов, выдвигать гневные требования, пытаться внушить всем нам, что они делают благородное дело. Себя преступниками они не считают.

Схема №1 «Службы обеспечения безопасности»

Кто нас защищает

Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. (Схема №1 «Службы обеспечения безопасности»). Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но, чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом. (Схема №2 «Структура НАК»)

Схема №2 «Структура НАК»

У людей, работающих в НАКе, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать… Милиционеры ловят преступников, врачи лечат людей. Но, если террористам все же удается осуществить свои грязные замыслы, например, захватить в заложники детей в школе (как это было в Беслане) или взорвать жилой дом (как в Москве и ряде других городов России) - НАК становится единой командой, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.

2.3. Опасные ситуации, связанные с насильственными действиями незнакомых взрослых 

Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Такие, как лиса из сказки «Кот, петух и лиса». Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. От таких людей нас защищает полиция (выставляется иллюстрация «Полицейский. Полицейская машина»). Люди этой профессии всегда придут на помощь в опасной ситуации. На улице нас могут подстерегать опасные ситуации:

- Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой (выставляется иллюстрация данной ситуации) Что нужно делать? (мнение детей) кричать. Но как кричать?(мнение детей). Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный ребенок. Кричать нужно так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!». Если тебя пытаются взять на руки. Нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться, убежать.

- Ты гуляешь на улице - к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (или женщина) предлагает сладости и покататься на машине (выставляется иллюстрация данной ситуации). Какие будут твои действия? (Не принимай от чужих угощения. Не подходи к незнакомым машинам). Если тебя хотят затащить в машину, кричи: «Помогите меня увозят чужие люди!» Чтобы такого с вами не случилось нужно знать и всегда выполнять вот такие правила безопасности:

- не ходи в безлюдном месте.

- не играй вблизи машин, в которых сидят люди.

- не гуляй до темноты.

- ходи в магазин или к другу всегда одной дорогой.

- не вступай в разговор с чужими людьми.

- не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.

2.4. Тренинг. В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот и дрозд спасите меня!» Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь. В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают "чужого человека" и "ребенка", которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых. Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.

2.5. Итог занятия

Воспитатель: Дети, опасных ситуаций можно избежать, если всегда выполнять правила безопасности. Давайте назовём их! (дети называют правила безопасности).

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет.

Отвечайте твердо: "Нет!"

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет

Отвечайте твердо: "Нет!

Ситуации для обыгрывания

«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

Ситуация №1

На прогулке во дворе ребенок увидел красивого плюшевого медведя или цветной пакет.

Обсудить, как поступить в такой ситуации: взять вещи, никому не говоря? Рассказать сопровождающему взрослому? Что может быть в пакете?

Ситуация №2

Незнакомец уговаривает пойти с ним куда-то. Предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. Как ребенок должен поступить? Каждый придумывает и разыгрывает свою ситуацию с игрушками.

Например: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет»,

« У меня живет попугайчик, он хочет с тобой подружиться», «Твоя мама попросила меня привести тебя к ней».

Во время обсуждения педагог должен довести до детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если разговор состоялся, отвечать вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что тебя ждут».

Ситуация №2

Незнакомый человек угощает тебя чем- то очень вкусным. «Угощайся, малыш! Возьми конфетку! Выпей стаканчик газировки!»

Обсудить с детьми наиболее удачные ответы, довести до сознания детей, что есть и пить, предлагаемое незнакомыми на улице - нельзя. С едой могут дать снотворное или яд.

Ситуация №3

Ребенок потерялся. Что он будет делать? (разыграть ситуацию с игрушками)

- везде бегать и искать маму.

- стоять на месте, где потерялся.

- обратиться к прохожему и попросить отвести в полицию.

- обратиться за помощью к продавцу, охраннику

- пойти с незнакомой женщиной, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самые верные.

Ситуация №4

Выжить при штурме. Ты оказался в заложниках. Место, в котором вас удерживают, штурмуют спецслужбы. Как бы ты повел себя в такой ситуации?

- побегу, куда глаза глядят

- буду звать на помощь сотрудника спецслужб

- помогу спецназу драться с террористами

- лягу на пол и закрою руками голову

Ситуация №5

Действия заложников. Если ты оказался в заложниках, как ты поведешь себя в этой ситуации?

- буду плакать и просить отпустить домой

- буду кричать и звать на помощь

- попытаюсь незаметно позвонить домой

- буду подчиняться приказам человека с оружием

Стихи

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

Но я уверена, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Эй, человек, оглянись-ка вокруг,

Сколько в мире прекрасного!

Разве может всё это вдруг

Стать жертвой взрыва страшного?!

Или нам мало войн и раздоров,

Ссор, аварий и катастроф?

Или мы до конца не поняли,

До чего ж стал мир жесток?

Доброта – это мир, это истина, правда.

Добрым должен быть каждый из нас,

Чтоб частичку её подарить когда-то

Обделённым в жизни хоть раз.

Хоть разок сделать доброе людям,

В них надежду и веру вселить,

Это зло умирает со временем,

Но добро продолжает жить!

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас,

И добротой бескорыстной своей

Помогают нам каждый сейчас!

Пусть будет небо голубое,

А солнце - ясным!

Пусть человек не будет злым,

И станет мир прекрасным!

Одна история.

Мама с ребёнком

Шли по дорожке.

Маленький сын

Отставал понемножку.

Вдруг он увидел

Красивый пакет,

И любопытство взяло над ним вверх!

Вот он бежит к дорогому пакету…

Мама увидела картину эту

И закричала она ему вслед:

«Нет, мой малыш, ты не трогай пакет!»

За руку мама сына взяла,

Со страшного места его увела,

Всё – всё сынишке она рассказала

И строго – настрого впредь наказала:

«Нужно быть бдительным, помни сынок,

Есть злые люди – им всё равно,

Что дети гибнут по их вине.

Должен поверить, сыночек, ты мне.

Всем ребятишкам, друзьям рассказать:

Всё, что лежит, нельзя поднимать».

-Понял,- сказал ей ребенок в ответ.-

- Скажем мы, мама, террору: «Нет-нет!»

Я хочу видеть мирное небо,

Чтобы в достатке у всех было хлеба,

Фруктов, печенья, игрушек, конфет…

Нет! Терроризму – конечно же, нет!

Мама тихонечко грустно вздохнула,

Сына погладила и улыбнулась.

- Правильно, мальчик,- сказала она.-

- Нет, не нужна людям война!

Надо всем дружно мир сохранить!

Нам терроризма не допустить!

Алиса Беденко

Нет» - терроризму!
Скажем вместе:
- Терроризму-нет!
Миру нужен солнца яркий свет!
Чтоб не проливалась кровь людей, 
Чтобы не было погибших детей!
Нет причины для смертей и слёз.
Взрослые, слышите, это всерьёз!
Мы не устанем опять повторять:
- Вы не должны людей убивать!
Не на могилу носить нам цветы  - 
Цветут они для мирной красоты.
Горе в семью вы нести не должны!
Дружба и счастье людям нужны!
Почему не хотят услышать нас?!
Мы повторить можем тысячу раз:
- Нет – терроризму! Нет – войне!
Мы хотим жить в мирной стране!
Солодуненко Кристина

Как разговаривать с детьми о терроризме

Бдительность, ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической коалиции. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.

Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Только толерантность, взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма. К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах, мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке) или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г.). Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?

          Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.  Возможно, главная реакция - это страх. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.

          Характерно и ощущение потери стабильности. Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку.  

Гнев — естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности — на близких.

      Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

          В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования  основ безопасного поведения, которое осуществляется в разных направлениях: работа с детьми; родителями; педагогическим коллективом и персоналом. 

          Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

          С родителями провести консультации, семинары, вечера обсуждений. Подготовить в качестве раздаточного материала памятки и советы для родителей, оформить стенды в родительских уголках  «Дошкольник - в безопасной среде».

Работа с дошкольниками по антитеррору начинается с обучения детей правилам поведения: с незнакомыми людьми, в ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых, когда ты потерялся, в ситуациях с найденными пакетами и игрушками. С детьми   можно провести беседы по сюжетным картинам, досуговые мероприятия, обыгрывание ситуаций, посмотреть обучающие мультфильмы; провести акцию «Памяти детей, погибших в терактах».

Как говорить с ребенком.

Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я вижу, ты потрясен этим».

Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Это действительно тяжело для тебя и для нас».

Скажите ребенку: испытывать страх за собственную безопасность — это нормально. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие взрослые.

Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?

Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.

Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: «Кто может с этим что-либо поделать?» Старайтесь помочь подростку удержаться от незрелых реакций и действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам» и т.д.).

 Помогайте вашим детям справится с их страхами

Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.

Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.

Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.

Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.

Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником).

Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.

Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае необходимости — и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы для детей и подростков. Есть и другие организации, способные оказать поддержку, — общественные или религиозные.

Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно.Это поможет вам лучше понять своего ребенка.

Обучение ребенка правилам безопасного поведения

          Не будем о грустном?  Но ведь нужно! Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды... Навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше. 

     Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
          - Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.
            - Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду. Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Дети этого возраста должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.

- Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души  - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.

- Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории.

- Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. 

- Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, и т.д.)

         - Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.

           - Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.
           - Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если детям и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.

Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

               - Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.

               Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
            - Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.

          - Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

         - Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в полицию.

 По мнению психологов, научить маленького ребенка самостоятельным адекватным действиям в чрезвычайной ситуации практически невозможно. Эмоции у детей берут верх над разумом, а память в этот момент «вышибает». От наших наставлений не остается и следа. Психика взрослых работает по обратному принципу: в момент опасности срабатывают защитные механизмы, и в памяти всплывают прочитанные где-то советы о том, как спастись.

  Только взрослым под силу помочь ребенку совладать с собой в случае большой опасности, защитить, успокоить, ободрить. И не важно, чьи рядом могут быть дети: как правило, беда и опасность сближает. Так что, каждому из нас необходимо знать и всегда держать в голове  «инструкцию по выживанию».

  Самое главное - успокоить ребенка, продемонстрировать ему свою уверенность и спокойствие. Важно даже не то, что вы говорите, а то, как вы это делаете. В таких ситуациях очень важен телесный контакт: прижмите малыша к себе. Если можно, возьмите на колени, погладьте по голове. Хотя бы просто возьмите за руку. Успокаивают детей и всевозможные «пальчиковые игры»: перебирание пальчиков, легкий массаж ладошек. Полезно играть «в слова» и разговаривать на отвлеченные темы из повседневной жизни.

  Постоянно находитесь в контакте: разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы, будьте искренни с ним, своим эмоциональным состоянием, тоном речи, мимикой настраивайте его на позитивный лад, давайте понять маленькому человеку, что «все будет хорошо». Старайтесь не допускать бурных эмоций и резких движений ребенка.

   

Оказавшись в числе заложников, прежде всего жизненно важно успокоиться. Спокойствие и трезвый взгляд на происходящее помогут оценить ситуацию и принять все возможные меры для сохранения собственной жизни и жизни оказавшихся рядом детей.

Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...