Выступление на городском семинаре "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников"
учебно-методический материал по обж

Рогожина Анна Алексеевна

Доклад «Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 37» городского округа

 город Салават Республики Башкортостан

Доклад «Основы безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

(выступление на городском семинаре)

Подготовила: старший воспитатель

                                                   Рогожина А.А.

2022-2023уч.г.

Дети- наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, так как обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге.

Работа с детьми по безопасности жизнедеятельности включает в себя ряд задач:

– знакомство с источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представлений о том, как безопасно вести себя в повседневной жизни;

– развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

– воспитание грамотного участника дорожного движения;

– воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Работа с детьми по ОБЖ в нашем детском саду проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении недели.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:

–занятия, игры-занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, альбомов, заучивание стихов по ОБЖ, отгадывание загадок,  мультимедийные презентации, видеофильмы;

–развлечения, досуги, театрализованные представления, обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения)

–дидактические игры, подвижные игры, СРИ, минутки безопасности;

–наблюдения, целевые прогулки (перекресток, музей пожарной части)

– участие в различных конкурсах;

           –работа над проектами

Также мы организовываем встречи с интересными людьми (ОГИБДД, сотрудников пожарной службы).

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников создана развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе. Она включает:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- планировка улиц с дорожными знаками, дорожной разметкой и пешеходами, светофорами; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Скорая помощь» и т. д.; плакаты на тему ОБЖ.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжай подряд», «Говори одним словом», «Четвертое - лишнее», «Так - не так» и т. д.;

- настольные - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

Игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

3. Уголок художественной литературы, в которой находятся познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рецензирования и обсуждения различных ситуаций.

Примером для детей служат литературные произведения: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; «Электрическая лампочка» Б. Житков; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности учреждения дошкольного образования.

Привлечение родителей  к совместной работе обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками безопасности.

Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решение и тогда не случится беды. Необходимо, чтобы родители осознал, что нельзя требовать от ребенка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Мы используем такие формы работы с родителями:

–родительские собрания, круглые столы, консультации, оформление наглядной информации (паки-передвижки, стенды, родительские уголки), мероприятия (развлечения, досуги). Также привлекаем родителей к различным конкурсам и акциям по безопасности (выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала по ПДД, по пожарной безопасности)

Таким образом, грамотно организованная система работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и умений по основам безопасности.

Мозговой штурм

А сейчас я предлагаю немного поиграть.

1 задание. «Закончи предложение».

 1. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)

 2. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)

 3. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

 4. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

5. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)

6. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)

7. Если т погладить незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)

2 задание:

Викторина по ПДД «Сказочный транспорт»,
1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО).

2. Какому сказочному герою для перелетов не нужен транспорт. (Карлсон)
3. Сказочный самолет без дверей и стен. (Ковер - самолет)
4
. В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»).
5. Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»).
6. На каком транспортном средстве ездил Емеля к царю. (Печка)
7. Первая сказочная женщина – летчик. (Баба - Яга)
8. Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК).
9. Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ).
10. Сказочный летательный аппарат на одного. (Метла, ступа)
11. Какое транспортное средство превратилось в тыкву, когда пассажир вовремя не вернулся домой. (Карета, сказка «Золушка»)

3 задание:

Вспомните сказки, в которых персонажи нарушили правила безопасности и попали в проблемные ситуации! Расскажите, какое правило безопасности они нарушили. 

1. «Колобок». Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос.

2. «Снежная королева». В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» Кай решил прокатиться с ветерком, прицепил санки к экипажу Снежной королевы и оказался на Северном полюсе.

3. «Волк и семеро козлят».  В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь незнакомцу. Надо учить ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.

4. «Кот, петух и лис». Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого. Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду.

5. «Красная Шапочка». В сказке Шарля Перро можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»). Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми.

6. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является эта сказка. Сказка А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей, прежде чем принять от кого-то подарок. Не гуляй один в незнакомых местах.

7. «Гуси-лебеди». А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть его. Родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей.

Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила.

Вывод

Важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя на мир детскими глазами, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль  в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников...

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников средством игровых проектов» Отчет

Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с раз...