Игра-тренинг для родителей "Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"
классный час по обж

Смирнова Елена Вадимовна

Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей.   Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_trening.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-тренинг

 "Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Цель: совершенствование профессиональной компетентности родителей и повышение их педагогического мастерства.

Задачи:

1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

2. Пополнить педагогическую копилку родителей нетрадиционными приемами и материалами, которые можно использовать в общении с детьми по формированию основ безопасности жизни деятельности детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование:

Музыкальное сопровождение для игр, воздушный шар красного цвета, листы бумаги формат А-4, один лист бумаги формат А-3, фломастеры, коробка, юла, 5 конвертов, поднос, мольберт, магниты, театр на фланелеграфе - «Колобок».

Время проведения: 30 мин.

Тренинг состоит из двух частей:

Первая теоретическая, обоснование необходимости формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Вторая (практическая) – направлена на знакомство и отработку методов и приемов, которые можно использовать в работе с детьми по формированию основ безопасности жизни деятельности детей дошкольного возраста.

1. Теоретическая часть

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поучаствовать в тренинге, на котором отработаем приемы и методы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. А потом, будем активно использовать эти методы в работе, расширять и пополнять свою педагогическую копилку.  

Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей.   Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.  

Формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

2. Практическая часть.

Родителям предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, по формированию безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, которые в дальнейшем, могут использовать в  общении  со своими детьми. Ведущий предлагает отправиться в страну безопасных игр, где мы научимся справляться со сложными и опасными ситуациями.

«Колобок»

Цель: научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и   взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого; дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; воспитывать чувство ответственности, умение правильно вести себя в трудной ситуации.

Оборудование: мольберт, фланелеграф и фетровые персонажи сказки «Колобок».

Ход упражнения:

Ведущий предлагает рассказать сказку про Колобка, уточняя, знают ли ее присутствующие. Предупреждает, что сказка будет немного другая. Начинает рассказывать русскую народную сказку «Колобок» до того момента, когда Колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке в лес.

Ведущий: катится-катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебе дам конфетку. Хочешь? Пойдем со мной. Она лежит вон под тем кустом. Такая вкусненькая, сладенькая.

Ведущий: Скажите, а разве Колобок знаком с Зайцем? Колобок один в лесу или с ним есть взрослый кто-то рядом?  Давайте дальше послушаем сказку, как же Колобок поступил.

Заяц: Ну что, Колобок, пойдешь со мной?

К о л о б о к: Нет, Заяц, мне бабушка не разрешает останавливаться с  незнакомыми и разговаривать с ними, а тем более брать у них что-то.

Заяц: Вот какой ты упрямый, не хочешь конфету, возьми тогда шоколадку. На, откуси!

К о л о б о к: Нет, спасибо, не хочу. Я же тебе сказал, Заяц, у незнакомых

брать ничего нельзя. Я ведь тебя совсем не знаю.

Ведущий: И покатился себе дальше. Дайте оценку поступку Колобка (вопрос для родителей)

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк.

В о л к: Колобок, Колобок, ты куда катишься? Устал, наверно, давай я тебя

подвезу. Смотри, какая у меня машина. Блестит вся, а скорость какая! Вмиг

довезу.

Ведущий: что надо сделать Колобку? Сесть в машину, поверить Волку?

Вы помните по сказке, что на самом деле хотел сделать Волк?

Правильно, съесть Колобка, такого румяного, такого аппетитного! Давайте послушаем сказку дальше.

К о л о б о к: Нет, Волк, садится в машину с незнакомыми мне не разрешают бабушка и дедушка.

Ведущий: правильно ли сделал Колобок?

Никогда не соглашайтесь садиться в машину к незнакомым людям,

даже если водитель говорит, что хочет отвезти тебя к родителям. Не верь ни

в коем случае! Мама и папа за тобой не пошлют незнакомого человека, не

предупредив тебя об этом.

Итак, продолжим сказку.

И покатился себе дальше Колобок.

Катится он катится, вдруг видит под елочкой коробка лежит, красивая такая, яркая, бант на ней большой.

Как вы думаете, что сделал наш Колобок?

Катится он катится, а навстречу ему

Медведь из-за кустов, схватил нашего Колобка и бросился с ним в лес

бежать.

– Что теперь делать нашему Колобку? Как поступить?

Правильно, стал наш Колобок очень громко кричать и звать на помощь.

К о л о б о к: Помогите мне. Меня уносит Медведь. Я не знаю его!

Ведущий: попробуйте и вы позвать себе на помощь

(имитирует хватку медведя-игрушки за рубашку или платье детей,

отбегает в сторону). Совершенно верно, ребята, когда вас пытается

схватить или увести кто-то чужой, незнакомый, нужно вырваться и

попытаться убежать или броситься к кому-нибудь прохожему за помощью.

И кричите очень громко: «Помогите мне. Это не мой папа. Я его не знаю».

Давайте слушать дальше сказку про Колобка. Что же с ним произошло? А

вот что: медведь испугался шума, бросил Колобка и убежал в лес. А Колобок

покатился себе дальше в лес. Катится-катится, а навстречу ему … кто бы вы

думали? Конечно, Лиса!

Л и с а :(запела песенку). Какой ты румяный, какой ты красивый, а умный

какой. Спой мне песенку.

Ведущий: Колобок обрадовался, что он такой хороший, и умный, и красивый, и запел ей песенку.

К о л о б о к:

 Я Колобок – Румяный Бок,

 По амбарам метен,

По сусекам скребен.

Л и с а: Колобок я хотела бы, чтоб ты со мной пошел.

К о л о б о к: Нет, Лиса, не пойду с тобой, я тебя не знаю.

Л и с а: Нет, Колобок, я тебя не зову, если ты не хочешь. Только я, знаешь,

куда иду? В кино сниматься! Роль для тебя есть.

В о с п и т а т е л ь: Дети, как поступит Колобок? (Ответы детей.)

Нет, дети, вы ошиблись, все забыл Колобок, обрадовался и побежал с Лисой.

А Лиса его… ам – и съела.

Да, дети, вот так грустно кончилась сказка про Колобка.

Хотя большинство людей нам не желают ничего плохого, на первый взгляд

трудно определить, что на уме у чужого человека.  

Ведущий: как вы думаете, какие чувства испытывал Колобок, при встрече с незнакомыми персонажами? (Чувство страха)

«Игра со страхами»

Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, снятие страхов.

Ход игры: ведущий постепенно подводит к игре, задавая вопросы: «А у вас бывали ситуации, когда было очень страшно? Скажите, а как же он выглядит страх! На что он похож, этот страх? А вот это похоже на страх? (изображение страха). Что же нам делать? Может, вы знаете способ избавления страхов? А вы знаете, что со страхом можно даже играть?».

Ведущий предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, нужно поговорить о том, чего хочет страх, как он может влиять на ребенка, где он живет, кто его может победить, на кого злится страх, что ему не нравится, для чего он нужен и т. д. Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Ведущий говорит по секрету, что знает, чего боятся все страхи: они боятся стать смешными! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали – бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например, падает в лужу и очень от этого смущается. В конце игры предлагается все рисунки сложить в коробку, где будут храниться «смешные страхи» и на листе А-3 нарисовать стражника одного на всех, который будет охранять эти страхи, чтобы они не выбрались наружу.

 «Доскажи словечко»

Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры: ведущий предлагает участникам стать в круг. Сам находится в центре с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из участников, который быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д. Если участник отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к ведущему. Ведущий:

 Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, ввысь взмывал сигнальный шар – звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди, где взовьется в небо шар, там всегда грозить нам будет злой, безжалостный… пожар (передает шар другому).

Раз, два, три, четыре у кого пожар в …  квартире?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… утюг.

 Красный отблеск пробегает кто со спичками… играет. 

 Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… газом.   

 Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег …листву?

Кто в огонь бросал при этом незнакомые … предметы?

Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с … огнем!

Не играй с сестричками маленькими… спичками.

Он всегда помочь успеет, и огонь он одолеет,

Знай ребенок и родитель, это друг…огнетушитель.

Их огнем не испугать, им к огню не привыкать!

Он победит огонь коварный, а зовут его… пожарный.

 Дым увидел - не зевай и пожарных …  вызывай. 

Дым, пожар горит, не стой. Заливай скорей …водой.

 Помни каждый гражданин спасенья номер …ноль один.

Если что-то загорится, то пожарная примчится.

Вы запомните, друзья, что с огнем шутить…Нельзя!

«Пожароопасные предметы»

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт,   огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, компьютер, краски, спички, бинт, чайник, маска и др.

 «Что, где, когда?»

Цель: закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила: ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры: ведущий предлагает участникам разделиться на группы. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок. Ведущий раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает вопрос каждой группе. Участники советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку. Если   будет   неправильный   ответ,  то   ведущий  говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.              

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.                  

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?          

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?            

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?  

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.        

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.

«Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации: - почтальон принес срочную телеграмму; - слесарь пришел ремонтировать кран; - милиционер пришел проверить сигнализацию; - медсестра принесла лекарство для бабушки; - мамина подруга пришла гости; - соседи просят зеленку для поранившегося ребенка; - незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; - женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Игра повторяется несколько раз с разными участниками.

                                                   «Опасные ситуации»

Цель: научить детей правилам безопасности и предостеречь от рискованных поступков.

Подготовка к игре: ведущий, перемешивает маленькие карточки, с изображением опасных ситуаций и не глядя, раздает участникам поровну. Каждый участник раскладывает доставшиеся ему карточки   перед собой открытыми. Далее ведущий складывает в одну стопку большие карточки со стихами, которые описывают конкретную ситуацию, тщательно их перемешивает и кладет стопку перед собой картинками вниз.

Ход игры: Ведущий выбирает из стопки одну большую карточку и зачитывает стихотворение, участники анализируют, подходит ли имеющаяся у них картинка к описываемой ситуации, если да, то отдают ведущему. Выигрывает тот, кто быстрее всех останется без карточек. Игра проводится до тех пор, пока карточки останутся только у одного человека.

Рефлексия:

И в заключение, мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинге. Чему вы научились? Что будете использовать в своей работе? Какое эмоциональное состояние у вас сейчас преобладает? (обсуждение по кругу, педагоги высказываются)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренинг: "Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их педагогического мастерства.Задачи:1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здоров...

Деловая игра " Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Данная презентация будет полезна воспитателям...

Конспект открытого занятия. Тема: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖД  (социально-коммуникативное развитие)Игра – драматизация сказки «Колобок»Тема: «Безопасность ребенка в опасн...

Игра-тренинг: на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Игра-тренинг: на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»...

Игра-тренинг «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Игры и упражнения по формированию безопасного поведения в опасных и чрезвычйных ситуациях, которые в дальнейшем могут быть использованы в работе с дошкольниками....

Игра-тренинг «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Игры и задания для формирования безопасности ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях....

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, которые определяют опасность, угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью...