Игра-тренинг: на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»
методическая разработка по обж

 Соцкова Светлана Ивановна

Игра-тренинг: на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4 комбинированного вида г. Бокситогорска"

Игра-тренинг:

на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

                                   Подготовила:       воспитатель  Соцкова С.И.

                                                             

                     

г. Бокситогорск 2022г.

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их педагогического мастерства.

Задачи: 1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

2. Обосновать содержание деятельности воспитателей ДОУ по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

3. Пополнить педагогическую копилку воспитателей нетрадиционными приемами и материалами, которые можно использовать в работе с детьми по формированию основ безопасности жизни деятельности детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: жетоны, листочки с напечатанным текстом, кружочки (красных, желтых и зеленых цветов), на которых написаны № вопросов, музыкальное сопровождение для игр, листы бумаги формат А-3,  А-4, фломастеры, карандаши, мольберт, магниты.

Форма проведения: игровой тренинг.

Ход игрового тренинга

 

Обоснование актуальности  темы  тренинга

Проблема  защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том,

чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к

встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными

ситуациями,  не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а  подготовить к полноценной жизни.  

Для решения этих задач необходимо:

•        Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей во время НОД и в свободной деятельности;

•        Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

•        Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

В ДОУ эти задачи  можно решать, используя вариативную  программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»  Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б., которая  стимулирует  развитие у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное  поведение в различных ситуациях.

Тренинг состоит из трёх частей:

Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая теоретическая, обоснование необходимости формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Третья (практическая) – направлена на знакомство и отработку методов и приемов, которые можно использовать в работе с детьми по формированию основ безопасности жизни деятельности детей дошкольного возраста.

Вводная часть

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поучаствуем в тренинге, на котором отработаем приемы и методы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. А потом, будем активно использовать эти методы в работе, расширять и пополнять свою педагогическую копилку.  

Любой тренинг начинается с приветствия, которое используется при каждой встрече. А приветствовать друг друга мы сегодня будем комплиментами. Применяя «Правило трех плюсов» - это  улыбка, имя собеседника и комплимент.

Процедура проведения: сидя/ стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Если участник затрудняется сказать комплимент, не ждите, когда загрустит сосед, скажите комплимент сами.

II. Теоретическая часть.  

Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей.   Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.  

Формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

III. Практическая часть.

Педагогам предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, по формированию безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, которые в дальнейшем, могут использовать в работе с дошкольниками. Ведущий предлагает отправится в страну безопасных игр, где мы научимся справляться со сложными и опасными ситуациями.

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред бедою нельзя отступать,

Наши знания вы получите

И умейте вы их применять.

Задание №1

1. Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?

- Ребёнок и другие люди;

- Ребёнок и природа;

- Ребёнок дома;

- Здоровье ребёнка;

- Эмоциональное благополучие ребёнка;

- Ребёнок на улице

2. Безопасные условия пребывания детей в детском саду

- Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)

- Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства

находятся так же в недоступном для детей месте)

- Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели

- Маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение

Задание №2

«Эти правила важны»

У вас на столах лежат листочки с напечатанным текстом.

Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила безопасности.

1. Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

2. Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»

Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.

3. Если тётя подошла,

Тебя за руку взяла,

Говорит: «Пойдём в кино»,

- Не ходи с ней всё равно.

Если незнакомый взрослый пытается  ребенка пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.

4. Нельзя доверчивым быть,

Незнакомым секреты говорить,

Они обманут ребёнка легко.

И деньги его унесут далеко.

Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.

Задание №3

«Ответь на вопрос»

Перед вами светофор, он состоит из кружочков, на которых написаны № вопросов, вы

выходите, выбираете понравившийся и отвечаете на вопрос.

1. Номер телефона службы спасения? (112)

2. Кто самый внимательный на пляже? (спасатель)

3. Что нужно делать, если в воде свело ногу? (уколоть острым предметом или ущипнуть как можно сильнее)

4. Если в квартире начался пожар, что следует предпринять? (вызвать пожарных – попытаться тушить пожар с помощью воды, если не удается за короткое время это сделать, необходимо покинуть помещение - ждать приезда пожарных на улице)

5. Какой сигнал светофора включается со всех сторон перекрестка? (желтый)

6. Первое средство пожаротушения (огнетушитель)

7. К чему приводит несоблюдение правил пожарной безопасности? (к пожару)

8. Как далеко можно заплывать в организованных местах купания?(до буйков)

9. Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке на водоем? (спасательный жилет)

10. Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? (не баловаться со спичками, выключать электроприборы, не включать газ без взрослых)

11. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться лучше в обе стороны)

12. Придерживаясь, какой стороны нужно идти по тротуару? (правой)

13. Чем тушат огонь? (вода, песок, пена)

14. Установите порядок действий: что надо делать сначала: тушить, звонить, спасать (звонить, спасать, тушить)

15. Вы отправились на прогулку в лес, началась гроза. Ваши действия (укрыться под низкорослыми деревьями, избавиться от металлических предметов)

16. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет)

Задание №4

« ВЕРНО ЛИ…»  (отвечаете «да» или «нет»)

1. Что электропроводку под напряжением нельзя тушить водой (да)

2. Что люди чаще при пожаре страдают от огня, чем от дыма (нет)

3. Что с помощью углекислого газа можно тушить пожар (да)

4. Что резина является негорючим материалом (нет)

5. Что не погашенный окурок может тлеть (да)

6. Что загоревшийся бензин можно тушить землей (да)

7. Что можно выливать горящее масло в раковину (нет)

8. Что при пожаре внутри помещения нужно настежь открывать окна и двери (нет)

Задание №5

«Сказка ложь, да в ней намек». Кто больше назовет сказок.

Назовите сказки, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?

(«Колобок», «Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым;  

«Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших;

«Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности;

«Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим;

«Спящая красавица» -будь осторожен с колющими и режущими предметами;

«Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт,

«Три медведя»- нельзя заходить в чужой дом и др).

Задание №6

 «Закончи предложение»

1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление,

дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)

2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то… (может

случиться большой пожар)

3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не

разгорелся лесной пожар)

4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

6. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача,  принять

лекарство)

7. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно

потеряться, заблудиться)

8. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)

9. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)

10. Если ты погладишь незнакомую собаку, то… (она может тебя укусить)

Задание №7

 «Использование шуточных вопросов»

 1.        Когда человек может двигаться со скоростью  машины?(когда едет в машине)

2.        Почему ездят машины? (по дороге)

3.        Автобус ехал в Москву, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву? (один)

4.        Что общего между лейкой и пожарной машиной? (вода)

5.        Что общего между пожарной машиной и свечой? (огонь)

6.        Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? (Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)

Задание №8  Нарисовать по памяти пожарный щит.

Музыкальная пауза

Командам педагогов предлагается исполнить песню на знакомую мелодию.                                      

На мелодию песни «Улыбка»

Никогда, нигде не забывай

Пешеходам быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих

Припев: И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой

Старый или молодой

Станет другом для девчонок и мальчишек.

 На мелодию песни  «Облака - белогривые лошадки»

Мимо белых полосок  «переход»,

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идет,

Попадает в беду он очень скоро.

Припев: Пешеход - для водителей загадка.

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

Если рядышком находится переход.

Задание №9  Тест «Мое здоровье».

У Вас на столах лежат чистые листочки и ручки. Я буду задавать Вам вопросы, а вы, ставьте себе ту оценку, которую считаете нужной. Ну что начали?

ТЕСТ "МОЁ ЗДОРОВЬЕ"

1. Ваш любимый напиток?

а) вода (4);

б) натуральные соки (5);

в) газированные напитки (3);

г) вино (2);

д) пиво(1);

е) водка (0).

2. Как Вы относитесь к жирной пище?

а) люблю (0);

б) терпеть не могу (5);

в) смотря что (2).

3. Если Вас одолела бессонница, Вы:

а) даже не знаете, что это такое (5);

б) встаете и не пытаетесь уснуть (1);

в) срочно пьешь снотворное (0);

г) что-нибудь читаешь (3);

д) включаешь телевизор (2).

4. Если у вас нет жалоб, ходите ли Вы к врачам?

а) да, ходите регулярно (5);

б) так хочется лишний раз услышать, что ты - здорова (4);

в) нет, эти врачи обязательно найдут какую-нибудь болячку (1);

г) нет на это времени (2);

д) терпеть не могу врачей! (0)

5. Если что-то заболело, сразу ли Вы обратитесь к врачу?

а) конечно (5);

б) да, кроме стоматолога (3);

в) если болит очень сильно (1)

г) потяну время: а вдруг пройдет?(0)

6. Дружите ли Вы со спортом?

а) регулярно им занимаюсь (5);

б) иногда бегаю (4);

в) только во время отпуска (2);

г) нет на это времени (1);

д) боже упаси! (0)

7. Принимаете ли Вы лекарства?

а) мне это не нужно (5);

б) если врач пропишет (4);

в) да, регулярно - я сам себе врач (1);

г) нет, даже если врач настаивает (0).

8. Если у вас дурное настроение, Вы:

а) идете прогуляться (5);

б) переживаете в себе (0);

в) срываетесь на близких (2);

г) принимаете успокаивающие средства (1).

0-8 БАЛЛОВ Вы совершенно не думаете о своем здоровье. Что ж, со временем вы можете об этом пожалеть.

9-19 БАЛЛОВ Вы из тех людей, у которых не хватает времени заниматься собой и своим здоровьем. Хотя вы и понимаете, что это - очень плохо. Отложите на потом дела и наведайтесь к доктору!

20-30 БАЛЛОВ Вы, к счастью, прекрасно понимаете, что нет ничего важнее, чем крепкое здоровье. Знакомо вам и такое понятие, как здоровый образ жизни.

31-35 БАЛЛОВ Вам не кажется, что вы слишком трепетно относитесь к себе? БОЛЬШЕ 35 БАЛЛОВ Да, вы, оказывается, склонны к ипохондрии! Не забывайте о том, что мнительность порой гораздо опаснее, чем само заболевание.

Арабская пословица утверждает:

«У кого есть здоровье, есть и надежда,

а у кого есть надежда, есть всё»

А.Ж. Лабрюйер о здоровье говорил следующее:

«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»

Успехов всем нам в сохранении и улучшении своего здоровья.

Будьте молоды и жизнерадостны, как и ваши воспитанники.

Уважаемые педагоги! Наша игра окончена. Спасибо за внимание!

(Вручаются памятки «Азбука для воспитателей»)

Подведение итогов игрового тренинга.

Использованная литература:

1.        И. М. Бушнева, И.М.Якунина «Педагогические советы» Волгоград Издательство «Учитель», 2011г.

2.        Материалы интернета

«Азбука для воспитателей»

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренинг: "Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их педагогического мастерства.Задачи:1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здоров...

Конспект открытого занятия. Тема: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖД  (социально-коммуникативное развитие)Игра – драматизация сказки «Колобок»Тема: «Безопасность ребенка в опасн...

Беседа на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Беседа на тему: «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Цель: закреплять знания о правилах безопасности в любых ситуациях.Задачи:Предупредить возможные опа...

Игра-тренинг для родителей "Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан ...

Игра-тренинг «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Игры и упражнения по формированию безопасного поведения в опасных и чрезвычйных ситуациях, которые в дальнейшем могут быть использованы в работе с дошкольниками....

Игра-тренинг «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Игры и задания для формирования безопасности ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях....

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, которые определяют опасность, угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью...