Развивающие технологии как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.
статья по обж
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП является сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novikova_v._yu.1.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие технологии как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.
Новикова В. Ю., Лошакова И. А., Герасимова М. В.
МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал на автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
В.В. Гюго
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП является сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Для этого определили следующие задачи:
- совершенствовать практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах;
- достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики ДТП в образовательном процессе;
- способствовать обобщению знаний ПДД;
-предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на обучение детей дошкольного возраста ПДД.
Наверно, невозможно себе представить современное развитие общества без развивающих технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит и работа с ними должна быть такой же! Внедрение развивающих технологий в образование - логичный и необходимый шаг в развитии современного мира в целом.
Инновационные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология наглядного моделирование.
- Технология игрового обучения.
- Технология проектной деятельности.
- Технология теории решения изобретательных задач (ТРИЗ)
- Технология «Лента времени»
1.Здоровьесберегающие технологии актуальны при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге. Такие как:
- Физкультурные занятия
- Подвижные игры
- Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
- Физкультминутки
- Физические упражнения после сна
- Физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники.
Рассматривая использование двигательных игр на занятиях физической культуры, одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений и.т.д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Дети определяют, где правая, а где левая сторона и воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу. Делают повороты налево, вправо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот на право, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца.
2.Технология наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним. Доступность моделирование заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунков, схемой, значком.
3.Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
- Сюжетно – ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно – транспортное происшествие», «Пешеходы и водители» и др.) Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, интервью журналиста, опрос инспектором).
- Настольно- печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекресток, найди нарушителя.
- Дидактические игры- одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни», «Дорожное лото», «Собери Дорожный знак».
- Интеллектуально- познавательные игры. Подбор игр объясняется одним сюжетом, тематикой ( игры – путешествия, приключения, занимательные викторины и др.) в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
- В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
- Игры – эксперименты, которые являются важной частью образовательного процесса. Детское экспериментирование - это важный процесс самообразования дошкольников. Оно помогает ребенку лучше запомнить произведенные действия и получаемые результаты.
- Мнемотехника. В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улицах и в транспорте.
4. Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы «Умные машины», дидактические игры «Назови части машины», изготовление машин из бросового материала и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
5. Теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковый активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
6. Технология «Лента времени». В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее. Форма работы «Лента времени» дает понять суть многих событий, может разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий и может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме (Карта – панно («Река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему). Опыт показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление времени через пособие – панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, , позволяет сформировать у детей умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать.
Developing technologies as a means of forming the rules of safe behavior on the roads in preschoolers.
Key words: kindergarten, technologies, preschool, security, road.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.- М.: ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,2003.
- Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/Л.
- Козловская Е.А. «Организация Занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через театрализованную деятельность
Мой опыт работы по ПДД....
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность - сюжетно-ролевую игру.
Консультация для воспитателей, 2011 г....
Тематический план "Игра, как средство формирования у дошкольников компетенций безопасного поведения на дорогах"
Тематическое планирование использования игры по обучению ПДД...
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций
В рекомендациях для воспитателей рассказывается об одном из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста - использовании проблемных ситуаций. Обоз...
Фотоотчет о проведении мастер-класса с педагогами ДОО «Партнерское взаимодействие с родителями при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дороге».
Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов16.02.2017 года на педагогическом совете ДОО я представила мастер-класс для педагогов по теме: «Партнерское взаимодействие с родителями при форм...
Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах
Игры - эксперименты являются важной частью образовательного процесса. Что же дает детское экспериментирование? Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования дошколь...
Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования начиная познавать окружающий мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...