Развивающие технологии как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.
статья по обж

Новикова Виктория Юрьевна

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП является  сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_v._yu.1.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие технологии как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.

Новикова В. Ю., Лошакова И. А., Герасимова М. В.

МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал на автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

В.В. Гюго

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП является  сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил  безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить  устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Однако  до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры  безопасности по правилам дорожного движения.

Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить  их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах,  в транспорте.

Для этого  определили следующие задачи:

- совершенствовать практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах;

- достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики ДТП в образовательном процессе;

- способствовать  обобщению знаний ПДД;

-предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на  обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Наверно, невозможно себе представить современное развитие общества без развивающих технологий. Ребенок  нового века совершенно другой! Он с  малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит и работа с ними должна быть такой же!  Внедрение развивающих технологий в образование -  логичный и необходимый шаг в развитии современного мира в целом.

Инновационные технологии:

  1. Здоровьесберегающие  технологии.
  2. Технология наглядного моделирование.
  3. Технология игрового обучения.
  4. Технология  проектной деятельности.
  5. Технология теории решения изобретательных задач (ТРИЗ)
  6. Технология «Лента времени»

1.Здоровьесберегающие технологии актуальны при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге. Такие  как:

  • Физкультурные занятия
  • Подвижные игры
  • Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
  • Физкультминутки
  • Физические упражнения после сна
  • Физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники.

Рассматривая использование двигательных игр на занятиях  физической культуры, одни игры  развивают моторику рук, другие – координацию движений и.т.д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Дети определяют, где правая, а где  левая сторона и  воображают, что они  стоят на тротуаре и собираются  перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу. Делают повороты налево, вправо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот на право, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца.

2.Технология наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним. Доступность моделирование заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунков, схемой, значком.

3.Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

 -  Сюжетно – ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно – транспортное происшествие», «Пешеходы и водители» и др.) Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, интервью журналиста, опрос инспектором).

- Настольно- печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекресток, найди нарушителя.

- Дидактические игры- одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни», «Дорожное лото», «Собери Дорожный знак».

-  Интеллектуально-  познавательные игры. Подбор игр объясняется  одним сюжетом, тематикой ( игры – путешествия, приключения, занимательные викторины и др.) в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр  развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.

- В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.

-  Игры – эксперименты, которые являются важной частью образовательного процесса. Детское экспериментирование -  это важный процесс самообразования дошкольников. Оно помогает ребенку лучше запомнить произведенные действия  и получаемые результаты.

- Мнемотехника. В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. В результате её использования дети  преодолевают робость и застенчивость, у  них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улицах и в транспорте.

4. Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы «Умные машины», дидактические игры «Назови части машины», изготовление машин из бросового материала и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

5. Теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной  технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковый активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

6.  Технология «Лента времени». В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее. Форма работы «Лента времени» дает понять суть многих событий, может разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий и может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме (Карта – панно («Река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему). Опыт показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление  времени через пособие – панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Таким образом,  систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, , позволяет сформировать у детей  умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать.

Developing technologies as a means of forming the rules of safe behavior on the roads in preschoolers.

Key words: kindergarten, technologies, preschool, security, road.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.- М.: ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,2003.
  2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/Л.
  3. Козловская Е.А. «Организация Занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций

В рекомендациях для воспитателей рассказывается об одном из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста - использовании проблемных ситуаций. Обоз...

Фотоотчет о проведении мастер-класса с педагогами ДОО «Партнерское взаимодействие с родителями при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дороге».

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов16.02.2017 года на педагогическом совете ДОО я представила мастер-класс для педагогов по теме: «Партнерское взаимодействие с родителями при форм...

Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах

Игры - эксперименты  являются важной частью образовательного процесса. Что же дает детское экспериментирование? Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования дошколь...

Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...